г. Москва |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А41-10389/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Филипп": Акчурин А.Р. по доверенности от 04.08.15, Гельманова Е.Ф. по доверенности от 04.08.15,
от администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области: Ларионов А.Г. по доверенности от 12.01.15 N 7,
от Управления образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области: Орешкина В.Б. по доверенности от 07.08.15 N 1421,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "Филипп" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-10389/15, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования "Филипп" к администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области, Управлению образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования Московской области, о взыскании задолженности по финансированию,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования (АНО ОДО) "Филипп" обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по финансированию в размере 802 176 рублей 98 копеек, а также расходов по госпошлине в сумме 19 044 рубля (т. 1, л.д. 3-6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство образования Московской области (т. 1, л.д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 114).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2015 года Управление образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 1, л.д. 145).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать с Управления образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области 802 176 рублей 98 копеек задолженности по финансированию, 19 044 рубля расходов по госпошлине, при недостаточности денежных средств - произвести взыскание с муниципального образования "Павлово-Посадский муниципальный район Московской области" в лице администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (т. 2, л.д. 4-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года в удовлетворении иска было отказано (т. 2, л.д. 45-46).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АНО ОДО "Филипп" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 98-108).
В судебном заседании апелляционного суда представитель АНО ОДО "Филипп" в соответствии с частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об изменении наименования организации с Автономной Некоммерческой Образовательной Организации Дошкольного Образования "Филипп" на Автономную Некоммерческую Дошкольную Образовательную Организацию "Филипп".
В судебном заседании апелляционного суда представитель АНДОО "Филипп" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области, Управления образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства образования Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 28.03.14 между Министерством образования Московской области (Министерство) и администрацией Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Муниципальное образование) было подписано соглашение N 127, предметом которого является предоставление в 2014 году субсидии из бюджета Московской области бюджету Павлово-Посадского муниципального района Московской области на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций в Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений (т. 1, л.д. 116-120).
В соответствии с пунктом 3.3.1 соглашения N 127 от 28.03.14 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.14) обеспечивается расходование субсидий на мероприятия, направленные на оплату коммунальных услуг в сумме 1 092 000 рублей, арендной платы за пользование имуществом в сумме 861 000 рублей (т. 1, л.д. 121-126).
29.03.14 между администрацией Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Муниципальное образование) и Управлением образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Управление образования) было заключено аналогичное соглашение, предметом которого является предоставление в 2014 году субсидий из бюджета Московской области бюджету Павлово-Посадского района, Управлению образования на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций в Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за пользование помещениями (т. 1, л.д. 128-131).
Дополнительным соглашением от 22.07.14 пункт 3.3.1. соглашения от 29.03.14 был изменен: в нем было указано, что расходование субсидий должно быть направлено на оплату коммунальных услуг (1 310 800 рублей) и оплату арендной платы (1 033 200 рублей) (т. 1, л.д. 132-134).
08.04.14 между Управлением образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Управление) и АНО ОДО "Филипп" (Организация) было заключено соглашение об определении объема и условий предоставления Управлением Организации субсидии на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций, находящихся на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за пользование помещений (Субсидия) всего в размере 3 463 200 рублей, в том числе 1 002 000 рублей - из средств субвенции бюджета Московской области, 2 344 000 рублей - субсидия из средств бюджета Московской области и 117 200 рублей - софинансирование из бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 63-65).
Письмом от 26.12.14 АНО ОДО "Филипп" попросила Управление образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области запросить денежные средства в сумме 802 176 рублей 98 копеек и средств, предусмотренных в бюджете на 2014 год (т. 1, л.д. 60).
В обоснование данных расходов, АНО ОДО "Филипп" представила:
- договор поставки N 6739/05.12 от 05.12.14, заключенный с ООО "Меридиан" на поставку детских товаров и материалов общей стоимостью 357 460 рублей 94 копейки (т. 1, л.д. 67-70);
- договор поставки N 6468/12.11 от 12.11.14, заключенный с ООО "Меридиан" на поставку детских товаров и материалов общей стоимостью 444 716 рублей 04 копейки (т. 1, л.д. 71-74);
- счет N 6739 от 05.12.14 на сумму 357 460 рублей 94 копейки, выставленный ООО "Меридиан" на оплату одеял, матрацев, наматрасников и махровых полотенец, а также товарную накладную N 6739 от 05.12.14 к нему (т. 1, л.д. 75, 79-80);
- счет N 6468 от 12.11.14 на сумму 444 716 рублей 04 копейки, выставленный ООО "Меридиан" на оплату одеял, матрацев, комплектов постельного белья и подушек, а также товарную накладную N 6468 от 12.11.14 к нему (т. 1, л.д. 76-78);
- платежные поручения N 1759 от 25.12.14 и N 1760 от 25.12.14 на общую сумму 802 176 рублей 98 копеек, подтверждающие оплату АНОО ДО "Филипп" поставленных ООО "Меридиан" товаров (т. 1, л.д. 81-82).
Поскольку затраченные АНО ОДО "Филипп" денежные средства возмещены не были, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что понесенные истцом расходы не подлежат возмещению за счет субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Таким образом, субсидия может быть выплачена при соблюдении необходимого условия - установления в нормативном правовом акте субъекта на соответствующий финансовый год такой статьи расходов бюджета.
Постановлением администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области N 478 от 08.04.14 был утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение за присмотр и уход за детьми, содержания имущества и получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, находящихся на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Порядок) (т. 2, л.д. 61-72).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка субсидия направляется на осуществление расходов по обеспечению получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации образовательной программы дошкольного образования.
Финансовое обеспечение субсидии осуществляется за счет средств бюджета Московской области и средств бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Московской области о бюджете Московской области и решением Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области о местном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 1.3. Порядка).
Согласно пункту 1.4. Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, предусмотренных в установленном порядке Управлению образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее - главный распорядитель).
Пунктом 2.2. Порядка установлено, что субсидия из бюджета Московской области и средств бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области в виде софинансирования направляется на возмещение затрат за присмотр и уход за детьми и содержание имущества в частных дошкольных образовательных организациях.
Указанные средства направляются на:
а) оплату труда и начислений на выплату по оплате труда, за исключением оплаты труда и начислений на выплату по оплате труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- оплату услуг связи;
- оплату транспортных услуг;
- оплату коммунальных услуг;
- арендную плату за пользование имуществом;
- прочие расходы на обеспечение выполнения функций организаций, отражающих отраслевую специфику организаций;
- увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в негосударственных дошкольных образовательных организациях, за исключением расходов на расходные материалы;
б) субсидия за счет средств субвенций из бюджета Московской области на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях расходуется на предоставление частным дошкольным образовательным организациям, осуществляющим реализацию образовательных программ дошкольного образования, субсидий на возмещение затрат, включая расходы на:
- оплату труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала частных дошкольных образовательных организаций и начисления на выплаты по оплате труда;
- приобретение учебников и учебных пособий (наглядных пособий, таблиц, плакатов, книг и учебников);
- приобретение игр, игрушек;
- приобретение средств обучения (учебного оборудования для групповых ячеек и дополнительных помещений для занятий с детьми, физкультурного оборудования, письменных принадлежностей).
Обязательным условием получения субсидий согласно пункту 3.1. Порядка является использование субсидий получателями на цели, указанные в пункте 2.2. Порядка.
В силу пункта 3.2. Порядка предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области, и на основании Соглашения определения объема и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение за присмотр и уход за детьми, содержания имущества и получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, находящихся на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области, заключенного между главным распорядителем и частной дошкольной образовательной организацией.
Соглашение должно предусматривать следующие условия:
- объем, сроки перечисления субсидии, цели предоставления субсидии;
- обязательства по целевому использованию субсидии;
- право главного распорядителя на проведение проверок соблюдения частной дошкольной образовательной организацией условий, установленных Соглашением;
- обязательства частной дошкольной образовательной организацией по возврату субсидий, не использованных по целевому назначению;
- ответственность за несоблюдение сторонами условий Соглашения;
- сроки и форма предоставления частной дошкольной образовательной организацией отчетности об использовании субсидии;
- порядок и условия расторжения Соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
- соглашение заключается на срок не более одного финансового года;
- соглашение, а также дополнительные соглашения подлежат согласованию с финансовым управлением администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
Таким образом, предоставление субсидий возможно только на цели, прямо предусмотренные соответствующим соглашением.
Как указывалось выше, 08.04.14 между Управлением образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Управление) и АНО ОДО "Филипп" (Организация) было заключено соглашение об определении объема и условий предоставления Управлением Организации субсидии на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций, находящихся на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за пользование помещений.
Согласно указанному соглашению общий размер предоставляемой субсидии составляет 3 463 200 рублей, в том числе 1 002 000 рублей - из средств субвенции бюджета Московской области, 2 344 000 рублей - субсидия из средств бюджета Московской области и 117 200 рублей - софинансирование из бюджета Павлово-Посадского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 63-65).
Денежные средства в размере 2 344 000 рубля были предоставлены из бюджета Московской области на основании заключенного 28.03.14 между Министерством образования Московской области и администрацией Павлово-Посадского муниципального района Московской области соглашения N 127 и аналогичного соглашения, заключенного 29.03.14 между администрацией Павлово-Посадского муниципального района Московской области и Управлением образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 116-120).
В соответствии с пунктом 3.3.1 соглашения N 127 от 28.03.14 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.14) обеспечивается расходование субсидий на мероприятия, направленные на оплату коммунальных услуг в сумме 1 310 800 рублей, арендной платы за пользование имуществом в сумме 1 033 200 рублей (т. 1, л.д. 121-126).
Таким образом, выделение субсидий на прочие расходы на обеспечение выполнения функций организаций, отражающих отраслевую специфику организаций и увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в негосударственных дошкольных образовательных организациях, соглашением сторон не предусматривалось.
Доказательств невыполнения ответчиками обязанности по предоставлению истцу заявленной субсидии в размере 2 344 000 рублей не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Следовательно, предоставление субсидии является властно-распорядительным актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в силу прямого указания закона к бюджетным правоотношениям не применяются.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2015 года по делу N А41-10389/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10389/2015
Истец: Автономная Некоммерческая Образовательная Организация Дошкольного Образования "Филипп"
Ответчик: Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области, Управление образования Администрации Павлово-Посадского муниципального района
Третье лицо: Министерство образования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16551/15
15.06.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8961/16
14.06.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8736/16
15.04.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10389/15
03.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16551/15
12.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7457/15
29.05.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10389/15