г. Пермь |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А50П-187/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца ООО "Пассажирские перевозки" (ИНН 5981004387, ОГРН 1115981000156) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Администрации Кудымкарского муниципального района (ОГРН 1025903380084, ИНН 8101001943) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца ООО "Пассажирские перевозки"
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 27 мая 2015 года
по делу N А50П-187/2015,
принятое судьей Поповой И.Д.,
по иску ООО "Пассажирские перевозки"
к Администрации Кудымкарского муниципального района
о взыскании задолженности по возмещению убытков,
установил:
ООО "Пассажирские перевозки" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре с иском к Администрации Кудымкарского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой субсидий на возмещение убытков в размере 56 798 руб., возникших в связи с перевозками пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршруте N 221 "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву".
Решением арбитражного суда от 27.05.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что решение подлежит отмене, поскольку принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для настоящего дела, при неправильном применении норм материального права. Так, апеллянт не согласен с выводами суда о нарушении истцом срока представления документов, поскольку, как указывает истец, сложившийся порядок отношений между сторонами при систематическом нарушении сроков обеими сторонами не исключает возможности выплаты субсидии при нарушении спорного срока. Кроме того, по мнению истца, нарушение срока подачи документов само по себе не может являться основанием для лишения истца, осуществляющего перевозки на социально значимом убыточном маршруте, законного права на получение субсидии. Сумма убытков признана ответчиком, их обоснованность не опровергнута, довод о том, что лимиты бюджетных средств в 2014 году исчерпаны, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того и истцом, и ответчиком заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, принятые судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 16.05.2013 N 376-01-06 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок (далее - Положение) (л.д. 53-55).
Разделом 4 Положения установлены условия и порядок предоставления субсидий.
Субсидии предоставляются уполномоченным органом получателям субсидий - перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок, на безвозмездной и безвозвратной основах в целях возмещения недополученных доходов (убытков) (п. 4.1. Положения).
Условием предоставления субсидии является:
- отсутствие или недостаточный объем коммерческих перевозок на маршруте;
- низкая интенсивность пассажиропотока на маршруте;
- уровень утвержденного предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярного сообщения ниже экономически обоснованных расходов за 1 километр пути на маршруте;
- ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и доходов транспортной организацией - получателем субсидий;
- все документы бухгалтерской и статистической отчетности перевозчика заверяются руководителем и главным бухгалтером, скрепляются печатью (п. 4.2. Положения).
В соответствии с п. 4.3. Положения правом на получение субсидий обладают перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на районных автобусных маршрутах регулярных перевозок на основании соглашения, заключенного с Администрацией Кудымкарского муниципального района.
Пунктом 4.4. Положения установлено, что предоставление субсидии осуществляется при условии исполнения перевозчиком договорных обязательств (выполнение расписания движения), после проверки его документов, предоставленных уполномоченному органу для обоснования размера выпадающих доходов (убытков).
Для определения размера субсидии перевозчик ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет уполномоченному органу заявление о перечислении субсидии в произвольной форме, расчет по форме согласно приложению N 2 Положения с приложением подтверждающих бухгалтерских документов (п.4.6.).
Согласно п. 4.7.2. Положения уполномоченный орган в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов бюджета района перечисляет субсидию на расчетный счет перевозчика.
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 25.11.2013 N 982-01-06 утвержден Перечень субсидируемых автобусных маршрутов по Кудымкарскому муниципальному району на 2014 год (л.д. 62).
Согласно указанному перечню в него вошел маршрут N 221 "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву", протяженность маршрута 34 км (л.д. 63).
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района от 07.11.2013 N 897-01-06 утверждена муниципальная Программа "Развитие транспортной системы в Кудымкарском муниципальном районе на 2014-2018 годы", согласно которой на 2014 год запланировано финансирование возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Кудымкарского муниципального района, в размере 1 000 000 руб. (л.д. 91).
По результатам отбора хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий за счет средств Кудымкарского муниципального района на возмещение недополученных доходов (убытков) от осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок, проведенного на основании Постановления Администрации Кудымкарского муниципального района от 02.12.2013 N 1002-01-06, по лоту N 1 N 221 маршрут "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву" отбор прошло ООО "Пассажирские перевозки" (протокол от 20.12.2013 N 2).
Решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 23.12.2013 N 131 "О бюджете Кудымкарского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" утвержден перечень муниципальных программ Кудымкарского муниципального района, подлежащих финансированию в 2014 году, в который вошла муниципальная Программа "Развитие транспортной системы в Кудымкарском муниципальном районе на 2014-2018 годы". Объем финансирования возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Кудымкарского муниципального района на 2014 год - 1 000 000 руб. (л.д. 64).
09.01.2014 между Администрацией Кудымкарского муниципального района и ООО "Пассажирские перевозки" (получатель) заключено Соглашение о предоставлении субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок в 2014 году (далее Соглашение) (л.д. 10-13).
Согласно п. 1.1. Соглашение заключено в целях предоставления получателю из бюджета Кудымкарского муниципального района субсидий на частичное возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозками пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 221"Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву".
Размер субсидий определяется в соответствии с п. 2. 1 Соглашения на основании документов Получателя субсидий, предоставляемых администрации ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Перечень предоставляемых документов определен в п. 2.2 Соглашения: заявление о перечислении субсидии в произвольной форме; расчет субсидии на частичное возмещение затрат или недополученных доходов с приложением подтверждающих бухгалтерских документов.
При этом размер субсидии определяется как разность между фактически произведенными экономически обоснованными затратами на выполнение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, субсидируемым из бюджета района, и фактически полученными доходами от перевозки пассажиров по данным маршрутам.
Согласно п. 2.3. Администрация направляет документы получателя на проверку и согласование в Управление экономики администрации Кудымкарского муниципального района; в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов бюджета района перечисляет субсидию на расчетный счет получателя.
Срок действия Соглашения определен с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. Срок действия Соглашения заканчивается 31.12.2014 (п. 6.1. Соглашения).
30.12.2014 в соответствии с названным Соглашением получатель субсидии обратился в Администрацию с письмом N 123, согласно которому просил возместить убытки по маршруту N 221 в виде субсидий за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года с приложением расчетов на общую сумму 56 798 руб. (л.д. 14-20).
Ответным письмом от 31.12.2014 N 2730 Администрация, сославшись на п.п. 2.2., 2.3. Соглашения, указала на невозможность возмещения убытков по маршруту N 221 за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств исчерпаны (л.д. 21).
Претензией от 10.03.2015 ООО "Пассажирские перевозки" потребовало от Администрации в добровольном порядке оплатить задолженность в размере 56 798 руб. до 20.03.2015 (л.д. 22).
В ответе на указанную претензию от 17.03.2015 N 542 Администрация разъяснила обществу, что им нарушены условия Соглашения, а именно п. 2.2., документы на представление субсидий за сентябрь-ноябрь 2014 года представлены 31.12.2014, следовательно, отказ в предоставлении субсидий правомерен (л.д. 23).
Поскольку в добровольном порядке Администрация отказалась удовлетворить требования о возмещении убытков в виде выпадающих доходов за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года, перевозчик обратился в арбитражный суд с соответствующим иском о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией правомерно принято решение об отказе в предоставлении субсидий, рассчитанных за период сентябрь-ноябрь 2014 года. поскольку перевозчик нарушил условия Соглашения и на момент обращения общества с соответствующим заявлением бюджетные обязательства по возмещению затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по утвержденным маршрутам были израсходованы в полном объеме. Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюдены требования ст.ст. 15. 16, 1069 ГК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от их исполнения недопустим (ст. 309, ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с п. 2, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы установления тарифов на услуги для муниципальных унитарных предприятий и соответственно возмещения разницы между фиксированными тарифами и фактической стоимостью предоставляемых услуг отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в соответствии со статьями 16, 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.
При этом основной целью взыскания убытков является восстановление нарушенного права кредиторов, вследствие чего, получив финансовую компенсацию, он окажется в том же положении, что и до нарушения своего права.
В силу разъяснений, данных в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в 2014 году в согласно Соглашению от 09.01.2014 истец осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районном маршруте регулярных перевозок, заключенному в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок, утвержденным Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 16.05.2013 N 376-01-06.
Оценив с позиции ст. 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе реестры путевых листов, суд апелляционной инстанции признает, что услуги по перевозке пассажиров в период с сентября по ноябрь 2014 года обществом оказаны. Данное обстоятельство признано ответчиком.
Из приведенных обстоятельств по делу следует, что 30.12.2014 в соответствии с Соглашением получатель субсидии обратился в Администрацию о возмещении убытков по маршруту N 221 в виде субсидий за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года с приложением расчетов на общую сумму 56 798 руб.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что условия предоставления субсидий, установленные в п.п. 4.2., 4.3, 4.4., 4.6 Положения о порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района, истцом соблюдены.
Расчет перевозчика соответствует Положению о порядке предоставления субсидий, содержит сведения о фактически понесенных затратах и полученных доходах.
На основе перечисленных выше доказательств суд апелляционной инстанции признает подтвержденным размер подлежащего выплате возмещения, в деле нет свидетельств того, что оно превышает фактически сложившиеся у истца убытки.
Учитывая то, что Администрация не выполнила обязательства, предусмотренные договором, на стороне истца возникли убытки, подлежащие возмещению.
Довод Администрации, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении перевозчиком сроков сдачи документов получателя субсидий не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании убытков, поскольку нарушение сроков сдачи отчетной документации в силу ст. 404 ГК РФ влияет на размер ответственности, между тем предметом настоящего спора является взыскание убытков, а не штрафных санкций.
Выводы суда первой инстанции о том, что на момент обращения перевозчика с соответствующим заявлением (30.12.2014) бюджетные обязательства по возмещению затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по утвержденным маршрутам были израсходованы в полном объеме, что подтверждается Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, суд апелляционной инстанции оценивает критически.
Действительно, из названного отчета усматривается, что утвержденный уполномоченным органом объем финансирования на 2014 год - 1 000 000 руб., израсходован.
Между тем расшифровка стр. 200 отчета отсутствует, установить, на какие цели израсходованы данные денежные средства, не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции также учитывает тот факт, что запланированные суммы расходов должны быть соотнесены с фактически оказываемыми услугами и денежными средствами, предназначенными на возмещение понесенных перевозчиками затрат, что следует из хронологии принимаемых ответчиком нормативных и ненормативных актов, их содержания, а также момента заключения договора.
При этом, указанный отчет не подтверждает отсутствие соответствующих денежных средств на момент подачи заявления перевозчиком.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, о том, что истцом не доказаны факт причинения вреда, незаконность действий ответчика и наличие причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями Администрации, являются неправомерными.
Также не основан на нормах права вывод суда о том, что в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы гражданского законодательства, поскольку с учетом уточнения заявленных требований истец просил взыскать именно убытки на основании ст. 15 ГК РФ, возникшие в связи с оказанием услуги по регулируемой цене при отсутствии компенсации соответствующих расходов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной ВАС РФ в п.16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Учитывая изложенное, решение суда следует отменить на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
В связи с удовлетворением исковых требований и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на ответчика
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 27 мая 2015 года по делу N А50П-187/2015 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации Кудымкарского муниципального района (ОГРН 1025903380084, ИНН 8101001943) в пользу ООО "Пассажирские перевозки" (ОГРН 1115981000156, ИНН 5981004387) задолженность по возмещению убытков в размере 56 798 (Пятьдесят шесть тысяч семьсот девяносто восемь) руб.
Взыскать с Администрации Кудымкарского муниципального района (ОГРН 1025903380084, ИНН 8101001943) в пользу ООО "Пассажирские перевозки" (ОГРН 1115981000156, ИНН 5981004387) судебные расходы в виде госпошлины по иску и апелляционной жалобе в общем размере 5 272 (Пять тысяч двести семьдесят два) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-187/2015
Истец: ООО "Пассажирские перевозки"
Ответчик: Администрация Кудымкарского муниципального района Пермского края
Третье лицо: Администрация Кудымкарского муниципального района Пермского края