г. Чита |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А78-2403/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года по делу N А78-2403/2014 по иску Муниципального предприятия города Читы "Троллейбусное управление" (ОГРН 1027501151842, ИНН 7532000484; адрес: 672038, край Забайкальский, город Чита, улица Красной звезды, 33) к: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; адрес: 109097, город Москва, улица Ильинка, 9, СТР.1), Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица Амурская (Калинина), 68), Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501176053, ИНН 7536024430; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица 9 января, 55) о взыскании убытков от невыплаченной компенсации льготного проезда,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица Бутина, 39), Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857; адрес: 672007, край Забайкальский, город Чита, улица Чкалова,136),
(суд первой инстанции судья Попова И.П.)
при участии в судебном заседании:
от истца МП "Троллейбусное управление": Худов А.Г.- представитель по доверенности от 05 августа 2013 года;
от Министерства финансов РФ: не явился;
от Министерства финансов Забайкальского края: не явился;
от Комитета по развитию инфраструктуры: не явился;
от Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита": не явился;
от Министерства территориального развития Забайкальского края: не явился;
установил:
Муниципальное предприятие города Читы "Троллейбусное управление" (далее истец, МП "Троллейбусное управление") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковым заявлением к:
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее Министерство финансов РФ) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в связи с льготной перевозкой граждан федерального регистра в сумме 701056 руб., госпошлины пропорционально от суммы заявленных требований в размере 4759,96 руб. и судебных расходов за проведение экспертизы пропорционально от суммы заявленных требований в размере 10123,33 руб., всего 715939,29 руб.;
Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании за счет средств казны Забайкальского края убытков в связи с льготной перевозкой граждан регионального регистра в сумме 12328432,99 руб., госпошлины пропорционально от суммы заявленных требований в размере 83387,48 руб. и судебных расходов за проведение экспертизы пропорционально от суммы заявленных требований в размере 177345,67 руб., всего 12589166,14 руб.,
Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (далее Комитет по развитию инфраструктуры) (требования не сформулированы).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу МП "Троллейбусное управление" взыскано 11835016 руб. 99 коп. убытков, 80066 руб. 57 коп. расходов по оплате госпошлины, 170282 руб. 87 коп. судебных издержек, всего - 12085366 руб. 43 коп. В остальной части требований к Забайкальскому краю отказано.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Комитету по развитию инфраструктуры отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, Министерство финансов Забайкальского края обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что суд не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2015 года производство по настоящему делу было приостановлено до принятия окончательных судебных актов по делам N А78-7022/2014 и А78-5961/2014, схожих предметом и основанием иска.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года производство по делу N А78-2403/2014 возобновлено.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Представитель истца не возражает против проверки судебного акта в обжалуемой части.
Из содержания апелляционной жалобы Министерства финансов Забайкальского края следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в части требований истца к Министерству финансов Забайкальского края.
В отзыве на апелляционную жалобу МП "Троллейбусное управление" не заявило возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой Министерством части, а, напротив, указало на свое согласие с решением суда, просило оставить его без изменения.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Министерством части, относящейся к требованиям к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании убытков. В части отказа в удовлетворении заявленных МП "Троллейбусное управление" требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверяется.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил оставить решение суда в оспариваемой части без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 5 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителя истца, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.12.2012 Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" и МП "Троллейбусное управление" подписали договор N 197 по обслуживанию населения городскими троллейбусными перевозками и компенсации убытков по перевозке льготной категории пассажиров, по условиям которого истец обязался обеспечить перевозку пассажиров троллейбусами в 2013 году ежедневно согласно расписанию (пункт 1), предоставлять льготный проезд категориям граждан, имеющим право льготного проезда в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК (пункт 2.1.4), а комитет - возмещать расходы, образовавшиеся от предоставления льготного проезда граждан, в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК и постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 (л.д. 23-24 т. 1).
Ссылаясь на неполное возмещение ответчиком убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено или иными правовыми актами (пункт 1).
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" предусмотрено право на льготный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для граждан, оказание мер социальной поддержки которым является расходным обязательством Российской Федерации и Забайкальского края, и пенсионеров, проживающих на территории Забайкальского края, и устанавливает 50 % скидки от стоимости проезда.
Статьей 3 названного закона установлено, что порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края, устанавливается Правительством Забайкальского края.
Названный порядок утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края".
Пунктом 4 Порядка установлено, что перевозчики (кроме организаций железнодорожного транспорта), заключившие договоры, представляют отчеты о компенсации убытков по форме согласно приложению к настоящему Порядку до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Министерство территориального развития Забайкальского края осуществляет проверку отчетов о компенсации убытков, представленных организациями железнодорожного транспорта, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, формирует сводный отчет и представляет его в Министерство финансов Забайкальского края (п. 6 Порядка).
На основании сводного отчета Министерство финансов Забайкальского края производит компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края, перевозчикам (кроме организаций железнодорожного транспорта) - через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (п.7 Порядка).
В случае отсутствия межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Забайкальского края отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, покрытие указанных расходов производится за счет средств бюджета Забайкальского края (п.8 Порядка).
Закон Забайкальского края от 6 мая 2013 г. N 816-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного)" в ст. 1 наделил органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 5.10.2009 N 243-ЗЗК, путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного) (далее - государственное полномочие).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Забайкальского края от 6 мая 2013 г. N 816-ЗЗК при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных и финансовых средств, направленных для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год.
Сроки и порядок предоставления субвенций бюджету городского округа "Город Чита" определены Постановлением Правительства Забайкальского края от 7 июня 2013 года N 226 "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме воздушного и железнодорожного)" указано, что компенсация убытков за перевозку льготной категории пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования является расходным обязательством Забайкальского края, и финансирование расходов осуществляется за счет средств перечисляемых бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края.
Кроме того, в Законе Забайкальского края от 23 сентября 2009 года N 243-33K и в Законе Забайкальского края от 6 мая 2013 г. N 816-ЗЗК также указано, что компенсация убытков за перевозку льготной категории пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования является расходным обязательством Забайкальского края, и финансирование расходов осуществляется за счет средств перечисляемых бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края.
В соответствии с вышеуказанными нормами права компенсация убытков за перевозку льготной категории пассажиров городским пассажирским транспортом является расходным обязательством Забайкальского края, и финансирование расходов должно осуществляется за счет средств перечисляемых бюджету городского округа "Город Чита" из бюджета Забайкальского края.
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Забайкальского края от 23 сентября 2009 г. N 243-33K "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" и Постановления правительства Забайкальского края от 23.11.2009 г. N 425, Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" заключили договор N 197 от 19.12.2012 года по обслуживанию населения городскими троллейбусными перевозками и компенсацию убытков по перевозке льготной категории пассажиров с Муниципальным предприятием города Читы "Троллейбусное управление".
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии договора на возмещение убытков истца с Министерством территориального развития Забайкальского края, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в силу следующего.
Постановление Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 г. N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края" в редакции, действующей на 19.12.2012 г. (на дату заключения договора) устанавливал следующий порядок компенсации убытков перевозчикам:
Компенсация убытков производится юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования (далее - соответственно общественный транспорт, перевозчики) на основании договоров на возмещение убытков (далее - договоры), заключенных: органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Забайкальского края - с перевозчиками Перевозчики, заключившие договоры, представляют отчеты о компенсации убытков в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Таким образом, у МП "Троллейбусное управление" отсутствовало правовое основание для заключения договора по обслуживанию населения городскими троллейбусными перевозками и компенсации убытков по перевозке льготной категории пассажиров с Министерством территориального развития Забайкальского края.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что названные убытки не подлежат взысканию с Министерства финансов Забайкальского края, по следующим основаниям.
Как следует из Постановления Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 14.06.2011 N 202) "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края" компенсация указанных убытков отнесено к бюджетным расходам субъекта, Забайкальского края.
Более того, названным постановлением установлено, что в случае отсутствия межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Забайкальского края отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которые относится к ведению Российской Федерации, покрытие указанных расходов производится за счет средств бюджета Забайкальского края.
Вместе с тем, поскольку указанные расходы отнесены к бюджетным расходам субъекта Российской Федерации, у суда первой инстанции не было законных оснований взыскивать их с муниципального образования, даже с учетом того, что оно несет обязательства перед перевозчиком по заключенному соглашению.
Суд апелляционной инстанции считает, что природа указанного соглашения и характер взаимоотношений, не позволяют взыскать недостающие средства с муниципального образования, поскольку указанные обязательства, это обязательства бюджета субъекта Российской Федерации, в то время как соглашение это форма реализации выделенных средств. В случае их не выделения, они подлежат взысканию с бюджета субъекта Российской Федерации.
Как указывалось ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 ноября 2009 г. N 425 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края представляют отчеты о компенсации убытков в Министерство территориального развития Забайкальского края до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Министерство территориального развития Забайкальского края осуществляет проверку отчетов о компенсации убытков, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, формирует сводный отчет и представляет его в Министерство финансов Забайкальского края.
На основании сводного отчета Министерство финансов Забайкальского края производит компенсацию убытков перевозчикам - через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается несение перевозчиком указанных убытков, в связи с чем, они правомерно взысканы судом первой инстанции с публично-правового образования - Забайкальского края, в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца к Министерству финансов Забайкальского края. Судом приняты во внимание правовые позиции, содержащиеся в определении ВС РФ от 29.01.2015 N 308-ЭС14-1494, от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014, Постановлениях ВАС РФ от 22.05.2012 N 2696/2011, N 5428/11 от 15.12.2011.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года по делу N А78-2403/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года по делу N А78-2403/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2403/2014
Истец: МП "Троллейбусное управление"
Ответчик: Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита", Министерство финансов Забайкальского края, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита", Министерство территориального развития Забайкальского края, АНО "Бюро судебных экспертиз и юридической помощи", Комитет по развитию инфрастуктуры администрации ГО "Город Чита", Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю