г. Саратов |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А57-28951/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2015 года по делу N А57-28951/2014 (судья Братченко В.В.),
по иску администрации Вольского муниципального района Саратовской области,
г. Вольск,
к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,
г. Саратов,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", г. Саратов,
об обязании организовать проведение конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрута пригородного сообщения,
при участии в заседании:
от Администрации Вольского муниципального района Саратовской области представитель Лабутин Владимир Викторович по доверенности от 05.08.2015 года, выданной сроком до 31.12. 2015 года,
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области представитель Сергеев Денис Александрович по доверенности N 01-03/5128 от 10.11.2014 года, выданной сроком на один год,
от ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" представитель Сабешкина Елена Геннадьевна по доверенности N 01-08/883 от 23.09.2014 года, выданной сроком на один год,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Вольского муниципального района Саратовской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области об обязании последнего организовать проведение конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах пригородного сообщения.
Решением от 15 июня 2015 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-28951/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции, не применены положения федерального и областного законодательства, определяющие понятия и виды сообщения, не проверена компетенция ответчика в сфере организации транспортного обслуживания на спорных маршрутах.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, транспортное обслуживание населения Вольского муниципального района Саратовской области осуществляется по 19 автобусным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения (N N 137, 141, 141-А, 142, 142-А, 143, 143-А, 143-Б, 144-А, 145, 148, 149, 151, 152, 346, 532, 536, 537, 540) в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области от 23 марта 2010 года N 80 "О пакетах регулярных автобусных маршрутов Вольского муниципального района, выставляемых на конкурсный квалификационный отбор перевозчиков всех форм собственности".
Работа вышеуказанных маршрутов осуществляется только по территории Вольского муниципального района Саратовской области без пересечения границ других муниципальных районов области.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области от 23 марта 2010 года N 52 утверждено Положение "О порядке проведения конкурсного квалификационного отбора перевозчиков всех форм собственности для работы на регулярных пассажирских автобусных маршрутах внутри муниципального сообщения Вольского муниципального района".
Данные нормативные правовые акты в установленном законом порядке не оспорены и являются действующими.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в систему законодательства РФ о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов РФ, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции РФ, устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется на уровне власти - подчинения, характерных для административных правоотношений, и осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуницинальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьями 6 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы организации транспортного обслуживания населения района в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2013 года N 246-П одной из основных функций министерства является организация в пределах своей компетенции проведения конкурсного отбора перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения.
По территории Вольского муниципального района Саратовской области проходят семь автобусных маршрутов регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения (N N 150, 386, 387, 388, 394, 470, 471) и восемь автобусных маршрутов регулярных перевозок междугородного сообщения (NN 512, 531, 539, 605, 609, 682, 710, 737).
Данные маршруты проходят по территории двух и более муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с законом Саратовской области от 7 марта 2006 года N 22-ЗСО "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области" министерством транспорта и дорожного хозяйства области 11 марта 2015 года был проведен конкурс по осуществлению допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения, в том числе и по вышеуказанным автобусным маршрутам, что подтверждается материалами дела.
Постановлением Правительства Саратовской области от 17 июля 2007 года N 268-П "О разработке административных регламентов" допуск перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области включен в перечень государственных услуг, оказываемых Министерством транспорта и дорожного хозяйства области.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства области от 5 августа 2014 года N 01-02-08/49 утвержден административный регламент по предоставлению министерством транспорта и дорожного хозяйства области государственной услуги "Осуществление допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области".
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели подавшие в установленном порядке документы, необходимые для участия в конкурсе по осуществлению допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении конкурса;
прием документов;
формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации) участвующие в предоставлении государственной услуги;
проверка достоверности представленных сведений;
принятие конкурсной комиссией решения о допуске (об отказе в предоставлении допуска);
выдача документов; прекращение допуска перевозчика.
Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для принятия решения о проведении конкурса являются:
открытие нового автобусного маршрута регулярных перевозок пригородного или межмуниципального сообщения на территории Саратовской области;
окончание срока допуска перевозчика;
досрочное расторжение договора с перевозчиком.
Доводы подателя жалобы о нарушении его прав со стороны ответчика в связи с поступлением уведомления от перевозчиков о расторжении договоров на транспортное обслуживание населения, арбитражный суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку указанные договоры заключены между администрацией Вольского муниципального района Саратовской области и перевозчиками по итогам конкурса, проведенного в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Вольск" Вольского муниципального района Саратовской области N 52 "О порядке проведения конкурсного квалификационного отбора перевозчиков всех форм собственности для работы на регулярных пассажирских автобусных маршрутах внутри муниципального сообщения Вольского муниципального района".
Таким образом, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила относимых и допустимых доказательств нарушения или оспаривания своих законных прав.
В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2015 года по делу N А57-28951/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28951/2014
Истец: Администрация Вольского муниципального района, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
Третье лицо: ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", Государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок"