г. Москва |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А41-19016/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Администрации Ступинского муниципального района Московской области: Серикова М.П., доверенность от 29.12.2014 г.,
от ООО "Арктика-Ступино": Сидорова А.В., доверенность от 05.11.2013 г.,
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2015 года по делу N А41-19016/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "Арктика-Ступино" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и обязании восставить нарушенные права и законные интересы заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" (далее - ООО "Арктика-Ступино", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного в виде письма от 18.12.2014 N И12-21/6675.
В качестве способа восстановления нарушенных прав, заявитель просил обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1701,0 кв.м., по адресу Московская область гор. Ступино ул. Крылова, влад. 26.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2015 года заявленные ООО "Арктика-Ступино" требования были удовлетворены (л.д. 83-65).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права (л.д. 88-91).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Арктика-Ступино" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.03.2008 года комиссией в составе представителей заявителя, заинтересованного лица и должностных лиц Ступинского района был составлен акт выбора земельного участка под размещение дополнительного земельного участка, прилегающего к территории ООО "Арктика-Ступино", для организации свободного разъезда автотранспорта по территории предприятия, категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 0,17 га в северо-западной части г. Ступино в промышленной зоне по ул. Крылова (л.д. 13).
28.04.2008 года Главой Ступинского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1998-п "О размещении дополнительного земельного участка, прилегающего к территории ООО "Арктика-Ступино"", в соответствии с которым ООО "Арктика-Ступино" согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия, для организации свободного разъезда автотранспорта на территории предприятия и утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,17 га из земель населенного пункта г. Ступино от 12.03.2008 г. ООО "Арктика-Ступино" предложено сформировать земельный участок дополнительного отвода пл. 0,17 га и провести кадастровый учет, разработать проектную документацию на организацию разъезд, а также оформить разрешение на строительство после утверждения проекта (л.д. 12).
Как указывает ООО "Арктика-Ступино", заявитель неоднократно обращался к Администрации Ступинского муниципального района Московской области с просьбой ускорить утверждение границ для постановки земельного участка на кадастровый учет и дальнейшей разработки рабочей документации.
Границы испрашиваемого земельного участка были утверждены заинтересованным лицом 09.02.2009 года, за счет средств ООО "Арктика-Ступино" были проведены межевые работы.
07.12.2009 года земельный участок площадью 1701 кв.м., местоположение: Московская область, Ступино, ул. Крылова, был поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера 50:33:0040123:47. В соответствии с кадастровым паспортом от 31.10.2012 года, сведения о земельном участке носят временный характер.
Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области N 445 от 08.02.2010 года был установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47: "для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК", категория земель: "земли населенных пунктов".
В рамках освоения земельного участка ООО "Арктика-Ступино" на спорном участке были возведены объекты недвижимости.
11.04.2013 года за ООО "Арктика-Ступино" было зарегистрировано право собственности на следующие объекты:
- внутриплощадочные сети фекальной канализации, назначение: по назначению, протяженность 172 м., инв. N 298:084-22008/4, лит. 1К, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:191, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162802 (л.д. 23);
- ограждение, протяженность 300 м., инв.N 298:084:22008/8, лит. 1,2, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:194, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162806 (л.д. 24);
- здание очистных сооружений, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 66,9 кв.м, инв.N 298:084-22008/2, лит. Б3, б3, Б4, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:185, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162801 (л.д. 25);
- внутриплощадочные сети ливневой канализации, назначение: по назначению, протяженность 358 м., инв. N 298:084-22008/5, лит. 2К, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:192, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162803 (л.д. 26);
- внутриплощадочные и внеплощадочные сети электроснабжения, освещения, назначение: электроснабжение, протяженность 1308 м., инв. N 298%084-22008/6, лит. 1Э, 2Э, 3Э, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:193, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162804 (л.д. 27);
- здание производственного корпуса с АБК, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 911,2 кв.м., инв. N 298:084-22008, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:188, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162799 (л.д. 69).
Документами - основания возникновения права собственности на указанные объекты являются разрешения на ввод в эксплуатацию от 07.03.2013 года.
Свидетельство на здание производственного корпуса с АБК было получено заявителем во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 03.06.2013 года по делу N А41-9519/13, в соответствии с которым было признано незаконным бездействие Администрации г.п. Ступино, выразившееся в нерассмотрении в установленный законодательством срок заявления ООО "Арктика-Ступино" о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию производственного корпуса с АБК.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040123:47 был поставлен на кадастровый учет 07.12.2009 года.
Поскольку в установленный законом срок право на указанный земельный участок зарегистрировано не было, в силу указанной выше нормы права земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040123:47 был снят с государственного кадастрового учета.
Таким образом, на момент обращения ООО "Арктика-Ступино" письмом N 6 от 01.03.2013 года в Администрацию по вопросу заключения договора аренды указанного земельного участка, сведения в отношении земельного участка были аннулированы в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
29.03.2013 года Комитет по управлению имуществом Администрации в ответ на обращение заявителя по вопросу заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47 сообщил, что заключение договора аренды на указанный земельный участок не представляется возможным в связи с аннулированием сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040123:47, который по указанной причине не может быть предметом сделки.
15.12.2014 года ООО "Арктика-Ступино" повторно обратилось в администрацию с заявлением о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1701 кв.м., занимаемого объектами, принадлежащими заявителю.
В ответ на указанное обращение, Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского района письмом N И12-21/6675 от 18.12.2014 года отказал заявителю в утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, со ссылкой на то, что ранее Постановлением Главы Ступинского муниципального района N 1998 от 28.04.2008 года уже было согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия и повторное утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным (л.д. 11).
Полагая, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным, ООО "Арктика-Ступино" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. При этом абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В рассматриваемом случае, заявитель, обращаясь за утверждением схемы расположения, представил все документы, предусмотренные законодательством.
В обоснование отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского района указал на то, что ранее Постановлением Главы Ступинского муниципального района N 1998 от 28.04.2008 года уже было согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия и повторное утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным (л.д. 11).
Между тем, указанные доводы являются необоснованными исходя из следующего.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств обращения о продлении срока действия решения о предварительном согласовании в материалы дела не представлено.
Таким образом, срок действия Постановления Главы Ступинского муниципального района Московской области от 28.04.2008 года N 1998-п "О размещении дополнительного земельного участка, прилегающего к территории ООО "Арктика-Ступино"" истек 29.04.2011 года.
Поскольку заявитель имеет на праве собственности объекты недвижимости, а также в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет преимущественное право на приобретение спорного участка в аренду или в собственность, заявитель повторно обратился к заинтересованному лицу по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в тех же границах, в которых земельный участок изначально был согласован органом местного самоуправления.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Таким образом, принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
При предоставлении собственнику объекта недвижимости прав на землю (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) необходимо учитывать площадь не только под самим объектом недвижимости, но и территорию необходимую для его фактической эксплуатации.
Испрашиваемая площадь и конфигурация земельного участка была согласована с органом местного самоуправления в постановлении Главы Ступинского муниципального района Московской области N 1998-п от 28.04.2008 г.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
В данном случае, как обоснованно указано судом области, спорный земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, доказательств запрета на приватизацию, наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельных участков, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 не представлено.
Учитывая изложенное, решение заинтересованного лица об отказе в утверждении и выдаче ООО "Арктика-Ступино" схемы расположения земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 18.12.2014 N И12-21/6675, принято в нарушение норм земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Администрации Ступинского муниципального района Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленный в виде письма от 18.12.2014 N И12-21/6675.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд области также правомерно обязал администрацию принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: "для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК", категория земель: "земли населенных пунктов", площадью 1701,0 кв.м., расположенного по адресу Московская область гор. Ступино ул. Крылова, влад. 26.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" несостоятельна, так как на момент вынесения обжалуемого отказа, оформленного письмом от 18.12.2014 года, названный приказ не вступил в законную силу, его действие началось лишь с 24.12.2014 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2015 года по делу N А41-19016/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19016/2015
Истец: ООО "Арктика"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Минимущество МО, Администрация Ступинского муниципального района Московской области