г. Владимир |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А11-2139/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой В.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БигАвтоТранс Плюс" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.05.2015 по делу N А11-2139/2015, принятое судьей Ушаковой Е.В., по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Владимирской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БигАвтоТранс Плюс" к административной ответственности.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БигАвтоТранс Плюс" (далее - ООО БигАвтоТранс Плюс", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своего заявления административный орган указал на нарушение обществом требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.05.2015 заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО БигАвтоТранс Плюс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение по основанию несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО БигАвтоТранс Плюс" имеет лицензию на осуществление перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 24.12.2012 N АСС-33-13545.
На основании распоряжения начальника Управления от 18.02.2015 N 13-Р сотрудниками Управления в отношении ООО БигАвтоТранс Плюс" проведены контрольно-надзорные мероприятия.
В ходе проверки установлено несоблюдение лицензиатом (обществом) требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно:
1. при проверке трех транспортных средств, эксплуатируемых ООО "БигАвтоТранс Плюс" - автобусов марки Мерседес Бенц гос. номера Е595НВ33, С260 МН33, О230НК33 установлен факт осуществления указанными транспортными средствами регулярных перевозок пассажиров и багажа по городскому автобусному маршруту N 24 ("Гипермаркет "Глобус" - "Микрорайон 8-ЮЗ") без соответствующего договора с администрацией г.Владимира, без согласования расписания и схемы движения автобусов по указанному маршруту (нарушение пункта 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280);
2. при проверке информационного обеспечения остановочных пунктов на регулярном автобусном маршруте N 24 г. Владимира установлено, что часть остановочных пунктов на данном маршруте не соответствует предусмотренным требованиям, а именно: не все остановочные пункты оснащены указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров; не на всех указателях размещена следующая информация:
а) наименование остановочного пункта;
б) номер маршрута регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт; в) наименование конечного остановочного пункта маршрута регулярных перевозок;
г) расписание для маршрута регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт;
д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, что является нарушением требований пунктов 14, 15, 16, 17 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.02.2015.
Усмотрев в действиях ООО "БигАвтоТранс Плюс" признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления государственного автодорожного надзора по Владимирской области 06.03.2015 составило в отношении общества протокол N 002763 об административном правонарушении, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Арбитражный суд Владимирской области, пришел к выводу о доказанности в действиях общества по первому эпизоду события и состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания его малозначительным, в связи с чем привлек ООО БигАвтоТранс Плюс" к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
При этом суд признал общество ненадлежащим субъектом ответственности по второму эпизоду вменяемого ему административного правонарушения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования названного вида деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе: соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112.
Таким образом, несоблюдение лицензиатом требований Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а так же Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, при наличии возможности для их выполнения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" понятие маршрута регулярных перевозок трактуется как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В силу пункта 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа г. Владимир относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Порядок организации транспортного обслуживания населения на территории г. Владимира определен Положением об оказании услуг населению автомобильным транспортом в городе Владимире на основе муниципального заказа, утвержденным решением Совета народных депутатов г. Владимира от 21.12.2000 N 238 во исполнение положений Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области".
Согласно пункту 1.5 Положения об оказании услуг населению автомобильным транспортом в городе Владимире на основе муниципального заказа, утвержденным решением Совета народных депутатов г. Владимира от 21.12.2000 N 238, организация транспортного обслуживания населения на территории г.Владимира осуществляется в соответствии с Уставом города Владимира администрацией города и включает в себя организацию и проведение конкурсов между перевозчиками на получение того или иного маршрута и заключение по их результатам соответствующих договоров на пассажирские перевозки.
Следовательно, перевозка пассажиров на регулярных маршрутах в г.Владимире осуществляется на основании договоров об организации регулярных перевозок и утвержденных расписаний.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе контрольно-надзорных мероприятий Управлением выявлено осуществление обществом перевозки пассажиров по регулярному маршруту N 24 без расписания, утвержденного в установленном порядке, и без договора об организации регулярных перевозок с органом местного самоуправления.
Факт осуществления обществом пассажирских перевозок с нарушением лицензионных требований, подтверждается актами проверки от 19.02.2015 и фотоматериалами к ним (т.1, л.д.26-46), протоколом об административном правонарушении от 06.03.2015 N 002763 (т.1, л.д.10-15), то есть предусмотренными законом средствами доказывания, которым Арбитражным судом Владимирской области дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "БигАвтоТранс Плюс" по первому эпизоду состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению совершения административного правонарушения.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Управлением и судом первой инстанции соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд Владимирской области не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным, поскольку оно создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
При этом суд признал общество ненадлежащим субъектом ответственности по второму эпизоду вменяемого ему административного правонарушения. В данной части решение сторонами не обжалуется.
Доводы общества в обоснование своих возражений, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаниями для отмены оспариваемого решения не являются.
В данном случае административный орган действовал в рамках имеющихся у него полномочий по контролю за соблюдением перевозчиками норм действующего федерального законодательства в области автомобильного транспорта, а выявленное им в первом эпизоде правонарушение является нарушением лицензионных требований, установленных именно приведенными выше нормативными актами федерального уровня, а не нормативными актами регионального и местного значения.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба общества подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Владимирской области не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.05.2015 по делу N А11-2139/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БигАвтоТранс Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2139/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "БигАвтоТранс Плюс"