Требование: о признании частично недействующим договора в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Москва |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А40-172918/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.08.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росимущества на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-172918/13, принятое судьей А.Р. Беловой,
по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
к 1. Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (ОГРН 1027739401271, ИНН 7709007859), 2. Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1037704013368, ИНН 7704150703),
3-и лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745),
2. Общество с ограниченной ответственностью "Стройэкспо на Фрунзенской" (ОГРН 5147746016831, ИНН 7704873170),
3. Закрытое акционерное общество "Геолика" (ОГРН 1067746690494, ИНН 7718589554),
4. ТУ Росимущества в г. Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670),
5. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) (ОГРН 1057746023147, ИНН 7734521419)
о признании недействительной сделки, оформленной распоряжением Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р "О закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" ФМБА России федерального имущества"
при участии:
от истца: |
Носова О.Е. по дов. от 30.12.2014; |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
от третьих лиц: 1),4),5) - не явились, извещены; 2)-Айрапетян А.К. по дов. от
22.09.2014; 3) - Ерпылев Ю.Г. по дов. от 15.12.2014;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - истец, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (далее - ФГУП "ФТ-Центр", Предприятие), Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России, Учреждение) с иском о признании недействительной сделки, оформленной распоряжением Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р "О закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" ФМБА России федерального имущества".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, открытое акционерное общество "Стройэкспо на Фрунзенской", закрытое акционерное общество "Геолика" (далее - Управление Росреестра по Москве, ОАО "Стройэкспо на Фрунзенской", ЗАО "Геолика", соответственно).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением АС МО от 30.10.2014 указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела решением от 28.05.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. 3-е лицо - ООО "Стройэкспо на Фрунзенской" в порядке, предусмотренном ст. 81 АПК РФ представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено без участия не явившихся ответчиков и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
Явившиеся 3-и лица - ООО "Стройэкспо на Фрунзенской" и ЗАО "Геолика" просили оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене на основании п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ в связи с неприменением закона, подлежащего применению.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым распоряжением Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р на основании обращений ФМБА России от 20.09.2011 N 32- 041/278, ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России от 20.09.2011 N 140, с учетом отказа ФГУП "ФТ-Центр" от 05.10.2011 N 4048 от права хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, Фрунзенская набережная, д. 30, стр. 19, право хозяйственного ведения на федеральное имущество согласно приложению к настоящему распоряжению прекращено и данное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России.
Право оперативного управления Учреждения на нежилые помещения общей площадью 4 517, 7 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, наб. Фрунзенская, д. 30, стр. 19, зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.11.2011 сделана запись регистрации N 77-77-12/042/2011-512.
В дальнейшем вышеупомянутые объекты недвижимости по договору мены были отчуждены в собственность ЗАО "Геолика", у которого затем данные объекты приобрело ОАО "Стройэкспо на Фрунзенской", которое в настоящее время является зарегистрированным собственником спорной недвижимости (регистрационная запись в ЕГРП от 04.09.2012 N 77-77-11/151/2012-337).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не учел ряд обстоятельств и не применил подлежащие применению в данном споре нормы материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определение предмета и целей деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Действующее законодательство не предусматривает возможность изъятия собственником находящегося на праве хозяйственного ведения имущества у государственного предприятия без проведения процедур ликвидации либо реорганизации такого предприятия.
Подобное изъятие возможно лишь в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении.
Как разъяснено в пункте 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку в федеральном законе, в частности в статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом, независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В силу пункта 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
При этом закрепление за учреждениями на праве оперативного управления федерального имущества преследует цель наиболее эффективного использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации в виде осуществления учреждением уставной деятельности при помощи, в том числе, объектов недвижимости, закрепленных за ними. То есть, закрепляться должно имущество, которое может быть использовано в уставной деятельности именно этого учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), согласно которому полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность не непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пп. 5.3, 5.8, 5.37 п. II Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Действия, связанные с изъятием у Предприятия и закреплением за Учреждением спорного имущества, оформленные посредством издания распоряжения Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р, которое содержит существенные условия, в том числе перечень имущества, подлежащего изъятию и передаче, а также выражает волю, направленную на установление и прекращение прав и обязанностей в отношении передаваемого имущества, применительно к статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются гражданско-правовой сделкой.
В соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункты 5, 8, 9), суд вправе при рассмотрении дела с учетом его конкретных обстоятельств применить по собственной инициативе положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Оценивая действия Росимущества, ФГУП "ФТ-Центр", ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России в лице соответствующих должностных лиц, вследствие которых произошло выбытие рассматриваемого недвижимого имущества из собственности Российской Федерации в собственность иных лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их направленности исключительно на причинение вреда интересам первоначального собственника - Российской Федерации, что в силу положений ст. 10 ГК РФ недопустимо, и влечет за собой правовые последствия в виде ничтожности (недействительности) оспариваемой в настоящем деле сделки.
Указанный вывод подтверждается следующими обстоятельствами.
Так, из материалов дела не усматривается наличие какой-либо разумной экономически обоснованной цели в сделке по передаче имущества из хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" в оперативное управление ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России.
Напротив, переданное в оперативное управление ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России имущество в виде помещений общей площадью 4 517, 7 кв. м., расположенных по адресу: г. Москва, Фрунзенская набережная, дом 30, стр. 19 не было необходимо этому учреждению для осуществления им своей уставной деятельности.
Так, согласно пункту 3 Устава ФГБУЗ ГМЦМР "Резерв" ФМБА России (т. 1 л.д. 74-87) целями деятельности учреждения являются: организационно-методическая и практическая помощь органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации в накоплении, хранении и обеспечении постоянной готовности медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества мобрезерва к использованию по предназначению, анализ и выработка предложений по совершенствованию работы с этим имуществом, его учета и отчетности; планирование, организация и контроль за накоплением, хранением, освежением и обеспечением постоянной готовности медицинского имущества резерва ФМБА России, анализ и выработка предложений по совершенствованию работы с этим имуществом, ведение учета и отчетности.
Предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, учреждениям и предприятиям, хранителям мобрезерва по хранению и проведению операций (накопление, освежение, восполнение, восстановление) с медсанхозимуществом мобрезерва и поддержании его в готовности к применению по прямому предназначению; работа с медицинским имуществом резерва ФМБА России.
Анализ вышеприведенных положений Устава позволяет сделать вывод, что какой-либо необходимости и целесообразности в получении учреждением в оперативное управление помещений такой большой площади и по соответствующему адресу не было.
Указанный вывод подтверждается дальнейшими фактическими действиями учреждения, которое в короткий срок - менее двух месяцев после закрепления имущества на праве оперативного управления, не используя и не намереваясь использовать полученную недвижимость по целевому назначению, совершило сделку по обмену помещений, расположенных в центре города Москвы на помещения меньшей площади, расположенных на достаточном удалении от него.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат.
Общеизвестным фактом, не требующим отдельного доказывания, является величина рыночной стоимости земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества в городе Москве в зависимости от их удаленности от центра города Москвы.
Так, стоимость земельного участка, на котором находятся помещения общей площадью 4 517, 7 кв. м., расположенные по адресу: г. Москва, Фрунзенская набережная, дом 30, стр. 19 гораздо выше, чем стоимость земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества - нежилые помещения, общей площадью 3 284,9 кв. м., расположенные по адресу: г. Москва, улица Нарвская, д. 1Б.
При указанных обстоятельствах вследствие совершения оспариваемой сделки в отношении имущества, находящегося по адресу: г. Москва, Фрунзенская набережная, дом 30, стр. 19 и дальнейших действий по его обмену на имущество, расположенное по адресу: г. Москва, улица Нарвская, д. 1Б интересам Российской Федерации причинен имущественный вред.
В связи с изложенными выводами, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению с принятием нового судебного акта о признании сделки, оформленной распоряжением Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р "О закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" ФМБА России федерального имущества" недействительной (ничтожной) на основании ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как не соответствующей требованиям закона (ст. 10 ГК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-172918/13 отменить.
Признать недействительной сделку, оформленную распоряжением Росимущества от 18.10.2011 N 2493-р "О закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" ФМБА России федерального имущества".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172918/2013
Истец: Росимущество
Ответчик: ФГУ "Государственный медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" ФМБА России, ФГУП "ФТ-Центр"
Третье лицо: ЗАО "Геолика", ЗАО "Геолика", ОАО "Стройэкспо на Фрунзенской", ОАО "Стройэкспо на Фрунзенской", Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16514/15
12.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32021/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172918/13
30.10.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12139/14
18.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26660/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172918/13