г. Киров |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А28-4553/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитинской Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2015
по делу N А28-4553/2015, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1124345016290; ИНН 4345334273)
к административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров"
о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2015 N 407 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "УК Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" (далее по тексту - ответчик, административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.04.2015 N 407, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" (далее по тексту - Закон N 200-ЗО) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, административная комиссия обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
Ответчик указывает, что решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - Правила благоустройства). В соответствии с пунктом 6.3.1 Правил благоустройства зимняя уборка территорий предусматривает сгребание и подметание снега, скалывание льда, уборку снежно-ледяных образований; обработку дорожных покрытий, тротуаров и дворов противогололедными материалами; вывоз снега; формирование снежного вала для последующего вывоза снега; переброску и вывоз снега; выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, на пешеходных переходах. Эти работы должны проводиться так, чтобы обеспечить проезд общественного транспорта и передвижение пешеходов. Организации, обслуживающие жилой фонд, обеспечивают ежедневную уборку придомовых территорий от мусора, веток и т.п. В зимний период тротуары должны быть очищены от снега и обработаны противогололедными материалами, иметь ровную поверхность, колейность на дворовых проездах не допускается (пункт 4.2 Правил благоустройства). Комиссия полагает, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем Правил благоустройства, так как он не выполнил работы по благоустройству, в связи с чем ответчик правомерно квалифицировал совершенное заявителем правонарушение по статье 4.1 Закона N 200-ЗО; вывод суда о необходимости квалифицировать правонарушение по статье 7.22 КоАП РФ считает ошибочным.
Заявитель отзыв на жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.03.2015, 18.03.2015 специалистами отдела содержания и использования территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району произведен осмотр дворовой территории по адресам город Киров, ул. Чапаева, 69/1, ул. Ленина, 160, в ходе которого выявлено, что Общество своевременно не приняло мер по очистке от снега двора жилого дома N 69/1 по ул. Чапаева: на дворовом проезде имеется колейность, пешеходные дорожки не очищены от снега, на проезде и пешеходных дорожках находится большое количество снежных масс; а также двора жилого дома N 160 по ул. Ленина города Кирова: тротуары на придомовой территории не очищены от снежно-ледяных образований. Выявленные нарушения зафиксированы в актах осмотра от 13.03.2015 и 18.03.2015 с приложением фотоматериалов.
20.03.2015 и 26.03.2015 по факту нарушения пунктов 4.2, 6.3.1 Правил благоустройства, допущенного по адресам: г. Киров, ул. Чапаева, 69/1, ул. Ленина, 160, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 4.1 Закона N 200-ЗО (л.д. 30, 39).
09.04.2015 административная комиссия Ленинского района МО "Город Киров", рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление N 407 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 4.1 Закона N 200-ЗО, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 27).
Полагая, что вынесенное Комиссией постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что придомовая территория относится к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем невыполнение работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, следует квалифицировать по статье 7.22 КоАП РФ. При таких обстоятельствах суд признал незаконным и отменил постановление от 09.04.2015 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 4.1 Закона N 200-ЗО предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании.
Правилами благоустройства определен порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, содержанию и внешнему благоустройству жилых и нежилых зданий, иных сооружений и объектов, проведению ремонтных и строительных работ зданий, сооружений, выполнение которых осуществляется путем совершения необходимых действий и заключения соответствующих договоров (пункт 1.1 Правил благоустройства).
Придомовые территории должны содержаться в чистоте. Организации, обслуживающие жилой фонд, обеспечивают ежедневную уборку придомовых территорий от мусора, веток и т.п. В зимний период тротуары должны быть очищены от снега и обработаны противогололедными материалами, иметь ровную поверхность, колейность на дворовых проездах не допускается (пункт 4.2 Правил благоустройства).
Пунктом 6.3.1 Правил внешнего благоустройства установлено, что зимняя уборка территорий предусматривает: сгребание и подметание снега, скалывание льда, уборку снежно-ледяных образований; обработку дорожных покрытий, тротуаров и дворов противогололедными материалами; вывоз снега; формирование снежного вала для последующего вывоза снега; переброску и вывоз снега; выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, на пешеходных переходах. Эти работы должны проводиться так, чтобы обеспечить проезд общественного транспорта и передвижение пешеходов.
Вместе с тем в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства включается в состав общего имущества (пункт 2 Правил N 491).
В силу части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 следует, что придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; к работам по содержанию придомовой территории в холодный период года относится очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 установлены требования к уборке придомовой территории от снега и льда, а именно пунктом 3.6.14 предусмотрена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега); пунктом 3.6.23 установлены требования к обработке дорожных покрытий пескосоляной смесью; пунктом 3.6.24 установлено время проведения обработки; пунктом 3.6.25 предусмотрено, что размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны; пунктом 3.6.26 установлено, что обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений, песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 - 8% массы песка.
С учетом вышеприведенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность очистки придомовой территории многоквартирного жилого дома от снега и льда установлена нормативными актами федерального уровня и относится к работам по содержанию общего имущества жилых домов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность по статье 7.22 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Обществу, осуществляющему функции управления в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: г. Киров, ул. Чапаева, 69/1, ул. Ленина, 160 вменено неисполнение обязанностей управляющей компании по своевременной, качественной уборке придомовой территории от снега. При этом из собранных ответчиком материалов следует, что осмотренная при проведении обследования придомовая территория указанных домов относится к общему имуществу многоквартирных жилых домов. Иное ответчиком не доказано.
Таким образом, неисполнение обязанности управляющей компании по очистке придомовой территории следует квалифицировать по статье 7.22 КоАП РФ как нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
При таких обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают изложенных в обжалуемом решении выводов. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Учитывая выше изложенное, решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2015 по делу N А28-4553/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4553/2015
Истец: ООО "Управляющая компания Ленинского района"
Ответчик: Административная комиссия Ленинского района МО "Город Киров", Административная комиссия Ленинского района муниципального образования "Город Киров"