г. Самара |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А55-29754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 6 апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-29754/2014 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску индивидуального предпринимателя Абдуллаева Ханоглана Гашим оглы (ОГРН 304632006100425), г. Тольятти, Самарская область,
к Мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г. Тольятти, Самарская область,
об урегулировании разногласий,
с участием в судебном заседании:
от ответчика - представитель Абрамов А.Н. по доверенности от 30.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Абдуллаев Ханаглан Гашим оглы обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Мэрии г.о. Тольятти об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка с КН 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, северо-западнее жилого дома по ул.Победы, 23, в котором просит:
пункт 2.2 договора изложить в следующее редакции:
"Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащей перечислению арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего договора. Годовой размер арендной платы, учитывая то обстоятельство, что арендатор является инвалидом 1 группы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2008 N 582 составляет 0,01% от его кадастровой стоимости.
Размер арендной платы за земельный участок в год составляет 358.81 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 588 145,02 руб.
Кадастровая стоимость может быть изменена в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, и результата которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте г.о.Тольятти ( www.tgl.ru)".
Пункт 2.3 из договора исключить.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2015 урегулированы разногласия, возникшие между ИП Абдуллаевым Ханагланом Гашим оглы и Мэрией г.о. Тольятти при заключении договора аренды земельного участка с КН 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу Самарская область г.Тольятти Центральный район северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул.Победы, 23, следующим образом.
Пункт 2.2 договора в редакции арендодателя по тексту договора дополнен абзацем вторым следующего содержания: "При этом арендная плата рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 16.07.2008 N 582, а именно: арендная плата уплачивается по ставке 0,01% кадастровой стоимости земельного участка в год в отношении арендной платы, равной размеру налогового вычета, установленного налоговым законодательством для инвалидов 1 группы (подпункт 2 пункта 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ)".
Не согласившись с принятым судебным актом, Мэрия г.о.Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя, применение при расчете арендной платы Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, является неправомерным, поскольку указанные правила применяются только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Данный довод Мэрии подтверждается позицией Верховного Суда РФ изложенной в определениях от 24.12.2014 г. N 22-АПГ 14-4, от 28.05.2014 г. N 16-АПГ 14-5, от 13.05.2015 г. N 306-ЭС14-6558.
Кроме этого истец не относится к категории налогоплательщиков, в отношении которых применяются налоговые льготы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещен надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, руководствуясь положениями статей 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением мэрии г.оТольятти от 08.08.2014 N 2887-п/1 ответчику предоставлен в аренду земельный участок площадью 393 кв.м, с кадастровым номером 63:09:0301174:4637), по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул.Победы, 23, для оказания услуг розничной торговли, питания.
Во исполнение данного постановления, ответчик в адрес истца направил письмо от 13.10.2014 N гр-6816/5.2 с приложением проекта договора аренды земельного участка.
Не согласившись с его условиями, письмом от 27.10.2014 истец направил в адрес ответчика протокол разногласий.
Между тем ответчик письмом от 25.11.2014 N 8419/5.2 отклонил протокол разногласий истца.
Таким образом, при заключении договора стороны не пришли к соглашению в отношении редакции пунктов 2.2-2.3 о размере арендной платы.
Пунктом 2.1 договора в редакции ответчика предусмотрено, что расчет арендной платы производится в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области"
"2.2. Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащий перечислению Арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего Договора. Годовой размер арендной платы определяется посредством умножения размера арендной платы за единицу площади, рассчитанной по формуле, приведенной в пункте 2.3 с учетом применения коэффициента инфляции (Ки) и удельного показателя кадастровой стоимости, на площадь земельного участка, указанную в пункте 1.2.3. настоящего договора.
"2.3. Размер арендной платы за 1 (один) квадратный метр земельного участка в год составляет 1583,71 руб. и рассчитывается по формуле:
А = Скад * Ка * Кв * Кпр * Ки, где:
Скад - значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равное 9130,14 руб. за 1 кв. м в год, рассчитанное путем деления кадастровой стоимости земельного участка, равной 3588145,02 руб. на площадь земельного участка, указанную в п. 1.2.3. настоящего договора.
Удельный показатель кадастровой стоимости может быть изменен в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ, не реже одного раза в 5 лет, и результаты которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте мэрии г.о.Толыпти (www.tgl.ru).
Ка - коэффициент категории арендатора, равный - 1;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка: "Земельные участки под модульными павильонами, киосками", равный - 0,1652;
Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования, равный -1
Коэффициент категории арендатора установлен постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования утверждены решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти".
Коэффициент категории арендатора доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Волжская коммуна". Коэффициент инфляции на соответствующий расчетный год, коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Городские ведомости" и размещаются на официальном сайте мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru)".
Исковые требования мотивированы тем, что истцу установлена инвалидность первой группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2007 N 6102618 от 15.03.2011, что, по мнению истца, является основанием для применения размера арендной платы для данной категории арендаторов.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности доводов истца относительно того, что арендная плата для арендатора, которому установлена 1 группа инвалидности, должна рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п.3 Правил N 582. С учетом изложенного суд первой инстанции, не изменяя предложенной редакции пунктов 2.2, 2.3 договора, дополнил пункт 2.2 абзацем вторым следующего содержания: "При этом арендная плата рассчитывается с учетом особенностей, установленных абзацем 4 подпункта "а" п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 16.07.2008 N 582, а именно: арендная плата уплачивается по ставке 0,01% кадастровой стоимости земельного участка в год в отношении арендной платы, равной размеру налогового вычета, установленного налоговым законодательством для инвалидов 1 группы (подпункт 2 пункта 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ)".
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На территории Самарской области соответствующим нормативным актом, регламентирующим порядок начисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, является постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
В связи с фактическим использованием земельного участка - для оказания услуг розничной торговли, питания расчет арендной платы должен производится в соответствии с Методикой определения размера арендной платы, установленной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, а также в соответствии с решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле А=Скад*Ка*Кв*Кпр*Ки, при этом Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка. При определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года.
Таким образом, правомочиями по установлению порядка определения размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормой пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу чего порядок определения размера арендной платы, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 к правоотношениям сторон применен быть не может.
Следовательно, при определении размера арендной платы ответчик в проекте договора аренды (л.д.8) обоснованно применил данную формулу расчета.
Применение при расчете арендной платы Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, является неправомерным, поскольку указанные правила применяются только для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Данный довод Мэрии подтверждается позицией Верховного Суда РФ изложенных в определениях от 24.12.2014 г. N 22-АПГ 14-4, от 28.05.2014 г. N 16-АПГ 14-5, от 13.05.2015 г. N 306-ЭС14-6558.
Помимо этого, апелляционный суд учитывает, что в соответствии с п.2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Кроме этого, истец не относится к категории налогоплательщиков, в отношении которых применяются налоговые льготы, поскольку согласно ч.5 ст.2 Налогового кодекса РФ (в редакции от 29.06.2015 г. с изм. и доп. вступившими в законную силу с 30.07.2015 г.) налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении инвалидов 1 и 2 группы инвалидности.
Между тем земельный участок не находится у ответчика в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании. В связи с этим данная норма закона в отношении истца не может быть применена в данном случае.
Таким образом, доводы истца о противоречии принципам определения размера арендной платы за землю, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а именно принципу защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, подлежат отклонению.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, норм права, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для урегулирования разногласий в редакции истца (арендатора), и принятии данных пунктов в редакции арендодателя (Мэрии г.о.Тольятти). В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит изменению с принятием нового судебного акта.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-29754/2014 изменить. Принять по делу новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие между индивидуальным предпринимателем Абдуллаевым Ханогланом Гашим оглы и Мэрией городского округа Тольятти при заключении договора аренды земельного участка с КН 63:09:0301174:4637, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, северо-западнее жилого дома, имеющего адрес: ул.Победы, 23.
Пункт 2.2. урегулировать в следующей редакции: "Арендатор самостоятельно рассчитывает размер арендной платы, подлежащий перечислению Арендодателю, и перечисляет его в соответствии с условиями настоящего Договора. Годовой размер арендной платы определяется посредством умножения размера арендной платы за единицу площади, рассчитанной по формуле, приведенной в пункте 2.3 с учетом применения коэффициента инфляции (Ки) и удельного показателя кадастровой стоимости, на площадь земельного участка, указанную в пункте 1.2.3. настоящего договора".
Пункт 2.3. урегулировать в следующей редакции: "Размер арендной платы за 1 (один) квадратный метр земельного участка в год составляет 1583,71 руб. и рассчитывается по формуле:
А = Скад * Ка * Кв * Кпр * Ки, где:
Скад - значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, равное 9130,14 руб. за 1 кв. м в год, рассчитанное путем деления кадастровой стоимости земельного участка, равной 3588145,02 руб. на площадь земельного участка, указанную в п. 1.2.3. настоящего договора.
Удельный показатель кадастровой стоимости может быть изменен в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которая проводится в порядке, установленном действующим законодательством РФ, не реже одного раза в 5 лет, и результаты которой доводятся до Арендатора через средства массовой информации (газета "Волжская коммуна") и размещаются Арендодателем на официальном сайте мэрии г.о.Толыпти (www.tgl.ru);
Ка - коэффициент категории арендатора, равный - 1;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка: "Земельные участки под модульными павильонами, киосками", равный - 0,1652;
Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования, равный -1.
Коэффициент категории арендатора установлен постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования утверждены решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти".
Коэффициент категории арендатора доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Волжская коммуна". Коэффициент инфляции на соответствующий расчетный год, коэффициент вида использования земельного участка и коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования доводится до Арендатора путем опубликования в газете "Городские ведомости" и размещаются на официальном сайте Мэрии г.о. Тольятти (www.tgl.ru)".
Возвратить индивидуальному предпринимателю Абдуллаеву Ханоглану Гашим оглы (ОГРН 304632006100425), г. Тольятти, Самарская область, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 15.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29754/2014
Истец: ИП Абдуллаев Ханаглан Гашим оглы
Ответчик: Мэрия г. о. Тольятти