г. Москва |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А40-218875/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АВИАИЗДАТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2015 по делу N А40-218875/14, судьи Сизовой О.В. (84-1742)
по заявлению ОАО "АВИАИЗДАТ" (121351, г.Москва, ул. Ивана Франко, д. 48)
ко Второму отделу надзорной деятельности Управления ЗАО ГУ МЧС России по Москве, ГУ МЧС России по г.Москве
о признании незаконным и отмене предписания N 10/3/1-35 от 25.09.2014
при участии:
от заявителя: |
Гатикоев И.А. по доверенности от 29.04.2015; |
от ответчика: |
Вишневский Д.Г. по доверенности от 27.11.2014; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2015, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ОАО "АВИАИЗДАТ" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным предписания Главного управления МЧС России по городу Москве N 10/3/1-35 от 25.09.2014 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Обществая, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2014 года по результатам плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Второго Регионального отдела надзорной деятельности Управления по Западному административному округу Главного управления МЧС России по городу Москве (далее по тексту - Надзорный орган), в отношении Открытого акционерного общества "АВИАИЗДАТ" (далее по тексту - Общество, заявитель) заявителю было выдано предписание N 10/3/1-35 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (далее по тексту - Предписание) сроком исполнения до 1 сентября 2015 года.
Не согласившись с предписанием N 10/3/1-35 от 25.09.2014 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, в сентябре 2014 года проведена плановая выездная проверка ОАО "Авиаиздат" по адресу: ул. Ивана Франко д. 48 с целью проверки соблюдения обязательных требований в области ГО (распоряжение от 25.08.2014 N 10 срок проверки с 29 августа 2014 по 25 сентября 2014).
Представители юридического лица через секретаря ОАО "Авиаиздат" Свиридову Л.А. уведомлены о проведении плановой выездной проверки.
После предварительной договоренности с помощником генерального директора Бирюковым Н.Н. 24.09.2014 в 11.00 старший инженер отдела капитан внутренней службы Вишневский Дмитрий Геннадьевич, старший инспектор отдела лейтенант внутренней службы Харламенко Виктор Сергеевич прибыли в ОАО "Авиаиздат" по адресу: ул. Ивана Франко д. 48 для проведения плановых, выездных проверок. После прибытия, сотрудников пригласили в кабинет главного инженера и пояснили что в соответствии с приказом по ОАО "Авиаиздат" от 14.08.2014 генеральный директор Романова Э.П. находится в ежегодном основном отпуске и в соответствии с распоряжением N 75 от 14.08.2014 на время ее отсутствия исполняет обязанности заместитель главного бухгалтера Захарова О.П.
По окончанию проверки и.о. генерального директора Захаровой О.П. вручены копии уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 15.00 25.09.2014.
25.09.2014 в 15.20 и.о. генерального директора Захарова О.П., помощник генерального директора Бирюков Н.Н., представитель по доверенности Ищенко А.Е. прибыли во 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве по ул. Дорогобужская д. 21 для получения документов. Дежурным по отделу оформлена карточка личной консультации гражданина N 101 от 25.09.2014. После оглашения прав и обязанностей и.о. генерального директора Захаровой О.П в присутствии двух сотрудников отдела предложено подписать составленные документы по результатом проверки и дать объяснения по выявленным нарушениям (акт проверки 10 от 25.09.2014, предписание N 10/3/1-35 от 25.09.2014, протокол об административном правонарушении N 8 от 25.09.2014).
От подписи, дачи объяснений и получении документов и.о. генерального директора Захарова О.П. отказалась.
26.09.2014 акт проверки 10 от 25.09.2014, предписание 10/3/1-35 от 25.09.2014, протокол об административном правонарушении 8 от 25.09.2014, направлены заказным письмом с уведомлением через почту России (квитанция N 01446 от 26.09.2014) на юридический адрес ОАО "Авиаиздат" ул. Ивана Франко д. 48.
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии соответствующих полномочий у ответчика на принятие оспариваемого акта.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, наделяет всех должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющихся государственными инспекторами по пожарному надзору, правом организации и проведении проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В силу ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пп. "е" п. 9 Положения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В связи с изложенным, оспариваемое предписание требований пожарной безопасности выдано уполномоченным должностным лицом.
В ходе проверки административным органом установлено, не разработано положение об организации и введении гражданской обороны в организации, не разработан План гражданской обороны, не разработан и отсутствует приказ об организации гражданской обороны с приложениями, не разработан годовой план, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации, не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, не планируется и не осуществляется обучение должностных лиц и работников организации в области гражданской обороны, не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования, не создан, не оснащён учебный материально-технический класс по гражданской обороне организации, не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения должностных лиц и работников организации, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, не организованы планирование и подготовка мероприятий по эвакуации, не спланировано и не организовано обеспечение выдачи должностным лицам и работникам организаций средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки, не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, не создана и не организована работа в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организации, не организовано планирование и проведение мероприятий но гражданском обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организации в военное время, не планируется и не проводится обучение сил гражданской обороны организации, учения и тренировки по гражданской обороне, не ведётся учёт защитного сооружения гражданской обороны в организации, не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны организации и его технических систем, не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, не организованы и не планируются мероприятия по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны организации, обучению рабочих и служащих правилам пользования ими в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; не осуществляется систематический контроль за содержанием, эксплуатацией и готовностью к использованию по прямому назначению защитного сооружения гражданской обороны организации, не проводится еженедельный запуск дизель-агрегата защитного сооружения ГО организации и испытывается под нагрузкой. Результаты испытаний не заносятся в журнал учета работы ДЭС, на защитное сооружение ГО организации не разработана следующая документация: 1. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ), 2. Сигналы оповещения гражданской обороны, 3. План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ), 4. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, 5. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, 6. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, 7. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, 8. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, 9. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, 10. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, 11. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, 12. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, 13. Инструкция по обслуживанию ДЭС, 14. Инструкция по противопожарной безопасности, 15. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО, 16. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), 17. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, 18. Журнал учета работы ДЭС, 29. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замети оборудования, 20. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения, 21. Список телефонов, а также не выполнены мероприятия по обозначению защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним, в организации не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета защитного сооружения, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, не предусмотрено оснащение защитного сооружения ГО организации аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых, не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей защитного сооружения ГО организации, не опечатаны герметические клапаны в защитном сооружении ГО, установленные до и после фильтров-поглотителей; не обеспечена герметичность убежища, не обеспечен в убежище эксплуатационный подпор воздуха при режиме фильтровентиляции; не готово к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование убежища, не соответствует установленным требованиям паспорт убежища; не ведется журнал проверки состояния убежища, Отсутствует знак обозначения убежища гражданской обороны, не обеспечена сохранность герметических дверей и запорных устройств убежища гражданской обороны.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно преамбуле которого он определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно абзацу 4 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 названного Закона).
При этом, оценивая доводы заявителя, суд отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4 Положения N 804).
Пунктом 5 Положения N 804 предусмотрено, что ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации) (пункт 3 Положения N 687).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Согласно положениям Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1149 от 03.10.1998 года, к особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Общество, расположенное в г. Москва, обязано соблюдать требования действующего законодательства в области гражданской обороны.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание локальных систем оповещения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации в пределах своих полномочий обязаны создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" определяются основные мероприятия, связанные с эвакуацией населения: организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, относится обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Как видно из представленного в дело решения мирового судьи судебного участка N 201 района Кунцево г. Москвы Лебедева Е.Г. (л.д.1070112) Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно не выполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах.
В объективную сторону вмененного правонарушения вошли пункты оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Таким образом, административный орган, установив, что действия Общества не соответствуют требованиям законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
Вопреки доводам жалобы об обратном, оспариваемое предписание Главного управления МЧС России по г. Москве N 10/3/1-35 от 25.09.2014 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности, соответствует действующему законодательству, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2015 по делу N А40-218875/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218875/2014
Истец: ОАО "АВИАИЗДАТ"
Ответчик: 2 РОНД УПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАО ГУ МЧС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ, 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по Москве, ГУ МЧС Росси по Москве, ГУ МЧС РОССИИ ПО МОСКВЕ