Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3014/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А55-27020/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от ЗАО "Стаунтон-2" - Шерман В.Ю. доверенность от 15.07.2015 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от Администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара - Крапчетова Г.А. доверенность от 02.06.2015 г.,
от ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 года по делу N А55-27020/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ЗАО "Стаунтон-2", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Стаунтон-2" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением о признании недействительным решения N 12-1/1452/14 от 25.08.2014 г. (том 1 л.д. 4-5).
Решением суда первой инстанции от 28.05.2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (том 1 л.д. 182-187).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Стаунтон-2" о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.08.2014 г. N 12-1/1452/14 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Льговский переулок, дом 6, площадью 2499,00 кв.м, занимаемого закрытой стоянкой со служебно-бытовыми и складскими помещениями.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указывает на то, что границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены действующим Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539.
Более того, судом не исследован факт нахождения на спорном земельном участке ограничений в виде ЛЭП, канализации, электрического кабеля, водопровода.
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что из Департамента в порядке межведомственного взаимодействия поступил в министерство ответ от 14.07.2014 г. N САМВ-129694, в котором указано, что часть объекта принадлежит к территории общего пользования.
Вывод министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования был основан именно на информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара.
Министерство считает необоснованными выводы суда о том, что информация департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о расположении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, основанная на сведениях из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара не может судом рассматриваться в данном случае в качестве допустимого доказательства, подтверждающего расположение испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования.
Податель жалобы считает, что в действиях министерства не усматривается нарушение норм законодательства, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Администрации городского округа Самара, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Самарской области и Департамент управления имуществом городского округа Самара отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчики, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Самарской области и Департамент управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу пунктов 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления городского округа Самара.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
24.06.2014 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Са-марской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, пер. Льговский, площадью 2499 кв.м., занимаемого закрытой стоянкой со служеб-но-бытовыми и складскими помещениями (л.д. 45, 46).
Ответчик решением N 12-1/1452/14 от 25.08.2014 г. отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 9-11, 26-28), мотивировав тем, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Сама-ры от 14.07.2014 г. N САМВ-129694, часть испрашиваемого земельного участка располо-жена на территории общего пользования (л.д. 12-13).
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обра-тился в арбитражный суд с соответствующими требованиями (том 1 л.д. 4-5)
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует требо-ваниям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на дату обращения в уполномоченный орган и на дату принятия оспариваемого решения, и нару-шает права и интересы заявителя.
28.05.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (том 1 л.д. 182-187)
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соот-ветствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - закрытой стоянки на 25 автомашин с забором, о чем имеется свидетельство и выписка из ЕГРП (л.д. 42, 43-44).
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 2499 кв.м., расположенном по адресу: г. Самара, пер. Льговский, с кадастровым номером 63:01:0740001:1249, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 2499 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:1249 образован из земельного участка площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером 63: 01:0740001:5 с видом разрешенного использования: для закрытой стоянки со служебно-бытовыми и складскими помещениями (л.д. 98, 136-137).
На основании пункта 1 приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 2723 от 16.10.2012 г. в сведения государственного кадастра недвижимости в части уточнения сведений об обременениях земельного участка (объекта недвижимости) из земель населенных пунктов общей площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:5 с видом разрешенного использования: для закрытой стоянки со служебно-бытовыми и складскими помещениями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, пер. Льговский, согласно информации департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 12.09.2012 г. N Д05-01-01/8369-0-1 внесены изменения о земельном участке в части земельного участка, занятой объектом недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности заявителю (л.д. 138-139).
Из пункта 3 указанного приказа следует, что образованы земельные участки площадью 2499 кв.м. и 201 кв.м. путем раздела земельного участка площадью 2700 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0740001:5.
Согласно схеме размежевания земельного участка с кадастровым номером 63:01:0740001:5 и каталогу координат, земельный участок площадью 2499 кв.м. не расположен в границах красных линий (л.д. 99-101, 140).
Иных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования суду не представлено и материалы дела не содержат.
Судом установлено и следует из материалов данного дела, что в кадастровой выписке, кадастровом деле отсутствует какое-либо указание на отнесение земельного участка к территории общего пользования.
Отсутствует указание на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графе 15 раздела В.1 "Особые отметки" (л.д. 33).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что министерством и департаментом в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено надлежащих доказательств отнесения части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования в смысле, придаваемом этому понятию Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, довод министерства имущественных отношений Самарской области и департамента строительства и архитектуры городского округа Самары о том, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка расположена на территории общего пользования не нашел подтверждения в суде первой инстанции и не может являться достаточным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Доказательств изъятия испрашиваемого заявителем земельного участка из оборота, запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд в материалах дела не имеется.
Таким образом, оспариваемое решение N 12-1/1452/14 от 25.08.2014 г. ответчика в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2499 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0740001:1249, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, пер. Льговский, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату обращения заявителя в уполномоченный орган и дату принятия оспариваемого решения) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 года по делу N А55-27020/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27020/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3014/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Стаунтон-2"
Ответчик: Администрация г. о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администроация г. о.Самары, Департамент аправления имуществом г. о.Самара, Департамент строительства и архитектуры г. о.Самары, Департамент управления имуществом г. о.Самара, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области