г. Пермь |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А50-3050/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя Товарищества собственников жилья "Клименко 6-10" (ОГРН 1025900516234, ИНН 5902603052) - Нестеренко Ю.И., паспорт, доверенность от 15.10.2014;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777) - Старкова Е.Ю., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
от третьего лица ОАО "Пермский акционерный эколого-промышленный коммерческий банк "Экопромбанк" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2015 года
по делу N А50-3050/2015,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Клименко 6-10"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
третье лицо: ОАО "Пермский акционерный эколого-промышленный коммерческий банк "Экопромбанк"
о признании исполненной обязанности по перечислению страховых взносов в бюджет внебюджетного фонда,
установил:
Товарищество собственников жилья "Клименко 6-10" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление ПФР) о признании исполненной обязанности по перечислению страховых взносов в бюджет внебюджетных фондов. Заявитель просит признать исполненной обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, за июль 2014 года в сумме 2 699,18 руб., и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, на выплату страховой части трудовой пенсии за июль 2014 года в сумме 11 643,50 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2015 требования удовлетворены. Признана исполненной обязанность Товарищества по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, за июль 2014 года в сумме 2 699,18 руб., и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, на выплату страховой части трудовой пенсии за июль 2014 года в сумме 11 643,50 руб.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы заинтересованного лица сводятся к тому, что действия заявителя по перечислению страховых взносов были недоросовестными и направленными на умышленный вывод денежных средств из ОАО АКБ "Экопромбанк", о неудовлетворительном финансовом положении которого заявитель был осведомлен. Предъявленные к уплате суммы страховых взносов в бюджеты внебюджетных фондов не поступили, что исключает признание обязанности заявителя по их уплате исполненной.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Товарищества в соответствии с доводами письменного отзыва просил решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.08.2014 Товариществом, как страхователем, представлены в ОАО АКБ "Экопромбанк" платежные поручения от 04.08.2014 N 134 и N 135 на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, на выплату страховой части трудовой пенсии за июль 2014 года в сумме 11 643,50 руб., и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, за июль 2014 года в сумме 2 699,18 руб., соответственно (л.д. 8,9).
Платежные поручения исполнены банком 04.08.2014 путем списания денежных средств с расчетного счета Товарищества, что подтверждается отметками банка на платежных поручениях от 04.08.2014 N 134 и N 135, а также выпиской банка с расчетного счета Товарищества (л.д.8, 9, 15, 52, 53-54).
Приказом от 18.08.2014 N ОД-212 Банк России отозвал у ОАО АКБ "Экопромбанк" лицензию на осуществление банковских операций. Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2014 по делу NА50-17399/2014 банк признан несостоятельным (банкротом).
Списанные суммы во внебюджетный фонд не поступили по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.
Товарищество обратилось в Управление ПФР с обращением о признании обязанности по уплате страховых взносов исполненной, а также впоследствии с жалобой в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю на бездействие должностных лиц Управления ПФР (л.д.11-13 оборот, 17-18, 26-26 оборот).
Отказ в признании исполненной обязанности по уплате страховых взносов, в том числе по мотиву открытия 31.07.2014 расчетного счета в иной кредитной организации - Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России", осведомленности Товарищества о неудовлетворительном финансовом положении ОАО "Пермский акционерный эколого-промышленный коммерческий банк "Экопромбанк" послужил основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования ТСЖ о признании исполненной обязанности по перечислению страховых взносов в бюджет внебюджетных фондов подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из положений части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
На основании положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 2 части 2 статьи 17 от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Как предусмотрено статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по уплате страховых взносов является год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Исходя из части 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П и определении от 25.07.2001 N 138-О, обязанность юридического лица по уплате налога (иного публичного платежа) прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
В определении от 25.07.2001 N 138-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что закрепленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных плательщиков обязательных платежей, предполагает обязанность контролирующих органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность плательщиков обязательных платежей и банков.
Материалами дела подтверждается, что на момент осуществления спорных платежей (04.08.2014) расчетный счет в ОАО АКБ "Экопромбанк" являлся единственным рабочим счетом Товарищества (л.д.14, 15, 16, 19, 52-54, 80).
Несмотря на то, что 31.07.2014 товарищество обратилось в Пермское отделение N 6984 Сбербанка России за открытием расчетного счета, на 04.08.2014 оно еще не могло осуществлять по нему расходные операции, во-первых, в связи с отсутствием средств на этом счете (выписка за период с 01.08.2014 по 15.08.2014, во-вторых, ввиду действия ограничения "запрет дебетования счета" (л.д. 14, 19).
Как указывается заявителем и не оспаривается Управлением, с момента открытия расчетного счета в ОАО АКБ "Экопромбанк" товарищество постоянно пользовалось им как для уплаты налогов (взносов), так и для расчетов с контрагентами; доходными (кредитовыми) операциями ТСЖ по счету, в большинстве своем, являлись и являются зачисления коммунальных платежей и целевых взносов от собственников жилья.
Одновременно со спорными платежами ТСЖ предъявило в банк иные платежные поручения, в том числе на оплату услуг ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (л.д. 15, 52-54).
По состоянию на 04.08.2014 на расчетном счете Товарищества имелся исходящий остаток - 80 958,17 руб.: входящее сальдо - 958,17 руб. и поступившие денежные средства - 80 000 руб. (л.д.15, 52-54).
Достаточных доказательств того, что заявитель, направляя в банк платежные поручения от 04.08.2044 N 134, N 135, действовал недобросовестно, располагая актуальными сведениями о негативном финансовом состоянии банка, заинтересованным лицом не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Как правильно отметил суд первой инстанции, определение платежеспособности банка находится за пределами возможностей Товарищества, заявитель предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательств по уплате платежей с необходимой степенью заботливости и осмотрительности.
Доводы жалобы о наличии на интернет-сайтах обсуждения финансовых проблем, платежеспособности банка, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку, наличие такой информации не доказывает ее просмотр сотрудниками Товарищества, и наличии в распоряжении заявителя актуальной официальной информации о фактической платежеспособности банка, при том, что наступление юридически значимых факторов, в том числе отзыв лицензии и признание банка банкротом произошло по прошествии определенного временного интервала.
Кроме того, средства массовой информации, сведения на интернет-сайтах не заменяют официальный акт Центрального банка Российской Федерации об отзыве лицензии.
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-22065/2014 признана исполненной обязанность ТСЖ "Клименко 6-10" по уплате земельного налога за 3 квартал 2014 года в сумме 14 004 руб. и НДФЛ за июль 2014 года в сумме 20 655,54 руб.
В арбитражном деле N А50-22065/2014 судами не установлено признаков недобросовестности по предъявлению в ОАО АКБ "Экопромбанк" 04.08.2014 (как и в настоящем споре) платежных поручений на уплату перечисленных налогов.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, выраженную в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3589/13, согласно которой к однородной с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных норм указаний в законодательстве должны применяться единые публичные последствия.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2015 года по делу N А50-3050/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3050/2015
Истец: ТСЖ "КЛИМЕНКО 6-10"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
Третье лицо: ОАО "Пермский акционерный эколого-промышленный коммерческий банк "Экопромбанк"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8749/15
09.12.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8749/15
27.10.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8749/15
19.08.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9399/15
02.06.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-3050/15