г. Москва |
|
19 августа 2015 г. |
дело N А40-879/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.08.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола секретарем Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
в связи с апелляционной жалобой Российской Федерации в лице Минфина РФ
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07-27.05.2014 г.
по делу N А40-879/2014,
принятое судьей Никоновой О.И.
спор с участием:
истец муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, 445011, г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4)
ответчики 1- Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 103097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9),
2- субъект Российской Федерации - Самарская область в лице госоргоанов: Министерства управления финансами Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (443086, г. Самара, ул. Революционная, 44),
третьи лица 1- Министерство экономического развития Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 2- Министерство строительства Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 3- Правительство Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), 4- Министерство регионального развития Российской Федерации (123242, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 3),
о возмещении затрат на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817,
при участии в судебном заседании:
от истца: неявка;
от ответчиков: от 3-го: Ермакова О.А. по дов. от 28.11.2014 г.;
от третьих лиц: неявка,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти предъявило иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, с участием в деле третьих лиц Министерства экономического развития Самарской области, Министерства строительства Самарской области, о возмещении расходов в размере 20 526 000 руб., понесенных муниципальным бюджетом городского округа Тольятти в связи с предоставлением жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07-27.05.2014 г. иск удовлетворен (т. 7 л.д. 32-36).
На состоявшееся Решение Ответчиком подана апелляционная жалоба (т. 7 л.д. 38-48).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01-03.10.2014 г. (т. 7 л.д. 145-146) объявлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 г. (т. 8 л.д. 22) Министерство управления финансами Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 г. (т. 8 л.д. 149-150) Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13-20.01.2015 г. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07-27.05.2014 г. отменено, иск удовлетворен за счет Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (т. 10 л.д. 81-83).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16-23.04.2015 г. (т. 1 л.д. 98-101), судебный акт апелляционного суда отменен, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд; при этом судом кассационной указано следующее:
- суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г. на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации;
- у суда апелляционной инстанции не было процессуальных оснований для привлечения в качестве соответчиков Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, т.к. исковые требования не являются солидарными, но, поскольку суд апелляционной инстанции принял уточненные требования, адресованные к субъекту РФ, он должен был привлечь публично-правовое образование, а не его госорганы.
Выполняя последнее указание, Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 г. (т. 11 л.д. 144-145) уточнено, что соответчиком, наряду с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, являются не сами по себе госорганы Министерство управления финансами Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а субъект Российской Федерации - Самарская область в лице его госорганов: Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции Истец повторно не явился и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, однако явившийся в судебное заседание представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области потребовал рассмотрения судом дела по существу и удовлетворения иска за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в связи с чем предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ оснований для оставления искового заявления без рассмотрения не имеется; остальные неявившиеся участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела применительно к ст.ст. 121, 123 АПК РФ, с учетом разъяснений п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 12, посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 12 л.д. 14).
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, предъявленных к субъекту Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, по следующим основаниям.
Установлено, что вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области на Мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, состоящим после 01.01.2005 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, а именно:
- от 29.11.2010 г. по делу N 2-5718/2010 гр. Беляйкиной Юлии Валериевне, 1980г.р. (на учете нуждающихся с 24.09.2008 г.);
- от 02.09.2009 г. по делу N 2-2927/2009 гр. Молчанову Владимиру Александровичу, 1966г.р. (на учете нуждающихся с 21.07.2009 г.);
- от 18.02.2011 г. по делу N 2-720/11 гр. Храмовой Пелагеи Васильевне, 1923г.р. (на учете нуждающихся с 14.12.2010 г.);
- от 27.09.2010 г. по делу N 2-4693/10 гр. Коптевой Елене Александровне, 30.07.1962г.р. (на учете нуждающихся с 05.05.2009 г.);
- от 25.06.2010 г. по делу N 2-3177/10 гр. Люлька Светлане Николаевне (на учете нуждающихся с 29.03.2000 г.);
- от 20.01.2011 г. по делу N 2-306/11 гр. Савичевой Наталье Евгеньевне (на учете нуждающихся с 11.05.2010 г.);
- от 27.01.2011 г. по делу N 2-480/11 гр. Солодкому Илье Владимировичу (на учете нуждающихся с 03.11.2010 г.);
- от 24.09.2010 г. по делу N 2-4836/10 гр. Тишиной Алене Анатольевне (на учете нуждающихся с 12.08.2010 г.);
- от 24.12.2010 г. по делу N 2-6180/10 гр. Разгоняевой Наталье Анатольевне (на учете нуждающихся с 25.08.2010 г.);
- от 27.04.2010 г. по делу N 2-1836/10 гр. Рогачевой Зинаиде Иосифовне (на учете нуждающихся с 22.12.2009 г.);
- от 07.10.2010 г. по делу N 2-4961/10 гр. Нод Павлу Ивановичу, 10.11.1946г.р. (на учете нуждающихся с 06.12.2006 г.);
- от 10.11.2010 г. по делу N 2-5348/10 гр. Халиковой Людмиле Адольфовне (на учете нуждающихся с 28.04.2010 г.);
- от 11.01.2011 г. по делу N 2-196/11 гр. Соснову Игорю Николаевичу, 1967г.р. (на учете нуждающихся с 03.04.2007 г.);
- от 07.12.2010 г. по делу N 2-5877/10 гр. Тужилиной Светлане Андреевне (на учете нуждающихся с 12.10.2010 г.).
Данные судебные акты исполнены за счет муниципального бюджета городского округа Тольятти.
Стоимость предоставленного жилья составила 20 526 000 руб.
Муниципальное образование требует возмещения ему указанных расходов за счет бюджета Российской Федерации или бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации полагает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, относится к расходным обязательствам соответствующего субъекта Российской Федерации (в настоящем деле - Самарской области).
Субъект Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области полагает, что соответствующие расходы подлежат отнесению на Российскую Федерацию или на понесшее их муниципальное образование.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предоставление инвалидам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г. на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, социальной поддержки посредством предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбулы ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся в полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации с соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
П. 24 ст. 26.3. ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что вопросы социальной поддержки инвалидов относятся к ведению субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. (При этом могут предусматриваться субвенции из Федерального бюджета).
Обязанность Российской Федерации предусматривать в федеральном бюджете средства в виде субвенций для выделения органам власти субъектов Российской Федерации средств для реализации полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрена ст. 28.2. ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ только в отношении тех граждан, которые встали на учет до 01.01.2005 г.
Тогда как по настоящему делу жилье было предоставлено нуждающимся, вставшим на учет после 01.01.2005 г.
Следовательно, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования в силу ст. 1102 ГК РФ возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (ст.ст. 6, 158 БК РФ).
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 г. N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в т.ч. обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в т.ч. нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Следовательно, надлежащим ответчиком по настоящему делу является субъект Российской Федерации - Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Исковые требования, предъявленные к данному лицу, подлежат удовлетворению счет казны Самарской области.
Руководствуясь ч. 6.1. ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2014 г. по делу N А40-879/2014 отменить применительно к ч. 6.1. ст. 268 АПК РФ.
Взыскать с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования - городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти 20 526 000 руб. возмещения расходов в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Кузнецова Е.Е. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-879/2014
Истец: Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство финансов РФ, Минфин РФ, РФ в лице Минфина РФ
Третье лицо: Министерство регионального развития РФ, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской обл., Министерство строительства и ЖКХ Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство экономического развития Самарской области, МСиЖКХ Самарской области, Правительство Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2810/15
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20168/15
23.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2810/15
20.01.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31657/14