г. Пермь |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А71-1758/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Медведева Николая Даниловича: Лобанов А.В., паспорт, доверенность 18АБ 0573319 от 09.02.2015;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Медведева Николая Даниловича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 мая 2015 года,
принятое судьей Мельниковым А.Ю.
по делу N А71-1758/2015
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Медведева Николая Даниловича (ИНН 180800286987, ОГРН 312184118800052)
к Администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
третье лицо: Администрация муниципального образования "Подшиваловское" Удмуртской Республики,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Медведев Николай Данилович обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики о признании решения Администрации муниципального образования "Завьяловский район", оформленного в форме письма N 01-27/202 от 19.01.2015, незаконным, возложении на Администрацию муниципального образования "Завьяловский район" обязанности принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:18:000000:5032 в собственность за плату и направить в течение двух недель заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Определением суда от 06.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация муниципального образования "Подшиваловское".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 мая 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок в установленном законом порядке не идентифицирован, существенные условия договора об объекте являются не согласованными (отсутствует сведения о кадастровом номере, земельный участок не индивидуализирован), Глава Подшиваловской сельской Администрации не имел полномочий на подписание договора аренды спорного земельного участка. Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что договор аренды земельного участка является незаключенным, земельный участок не является переданным в аренду, и соответственно, к выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для предоставления его в собственность заявителю. Кроме того, суд установил, что заявитель на дату подписания спорного договора аренды не был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, что также свидетельствует о том, что заявитель не мог получить указанный земельный участок для целей осуществления предпринимательской деятельности.
Заявитель обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, заявление удовлетворить. Полагает, что у Администрации оснований для отказа, установленных частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не имелось, суд неправильно применил нормы материального права (Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") в редакции, не действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка; неверно истолковал положения статьи 607 ГК РФ, правовую позицию, изложенную в п.п. 9 и 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 07.11.2011.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Лобанов А.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
По ходатайству представителя заявителя Лобанова А.В. к материалам дела приобщены: копия Положения о Подшиваловской сельской Администрации от 08.08.2004, Устава муниципального образования "Завьяловский район".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.10.2005 Подшиваловской сельской Администрацией Завьяловского района Удмуртской Республики принято постановление N 158 о предоставлении земельного участка в срочное пользование Медведеву Николаю Даниловичу до года для огородничества и сенокошения площадью 0,70 га., полевой участок воль пруда Садаковский.
Администрацией муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики, представляемой Главой Подшиваловской сельской администрации, (арендодатель) и гражданином Медведевым Николаем Даниловичем (арендатор) 20.10.2005 подписан договор аренды земельного участка N 14/05-О, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,7 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Верхняя Лудзя, полевой участок вдоль пруда Садаковский.
Земельный участок по договору передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 20.10.2005.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.08.2013 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 20.10.2005 с кадастровым номером 18:08:000000:5032, категория земель: не установлена; разрешенное использование: для огородничества и сенокошения. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.12.2014 в настоящее время земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для огородничества и сенокошения. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства 06.07.2012 Медведев Николай Данилович был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП 312184118800052).
Заявитель 10.12.2014 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 7000 кв. м., с кадастровым номером 18:08:000000:5032, в собственность за плату для ведения огородничества и сенокошения.
Письмом исх. N 01-27/202 от 19.01.2015 Администрация отказала в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о выкупе) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает зависимость предоставления земельного участка в собственность от наличия заключенного договора аренды данного земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 ЗК РФ).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ (статья 29 ЗК РФ).
В обоснование наличия права на получение спорного земельного участка в собственность за плату заявитель сослался на пункт 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", указав, что земельный участок передан ему в аренду по договору аренды земельного участка N 14/05-О от 20.10.2005, с момента получения участка и по настоящее время участок используется заявителем для сельхозпроизводства, до утверждения Генерального плана МО "Подшиваловское" 27.06.2014 спорный участок относился к категории земель сельхозназначения.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 ГК РФ).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 2 статьи 6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент подписания договора аренды) земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости).
Описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, являются сведениями об уникальных характеристиках этого объекта недвижимости и подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в договоре аренды земельного участка N 14/05-О от 20.10.2005 отсутствует кадастровый номер земельного участка, передаваемого в аренду.
Заявитель в жалобе ссылается на картографическое описание объекта, документы о межевании.
Вместе с тем, картографический материал, на который имеется ссылка в договоре, не может считаться способом индивидуализации объекта права аренды по смыслу статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Представленный заявителем в материалы дела акт согласования местоположения границы спорного земельного участка Администрацией не подписан.
Таким образом, согласно кадастровому паспорту границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку спорный земельный участок в установленном законом порядке не идентифицирован, существенные условия договора об объекте являются не согласованными, а договор аренды земельного участка - незаключенным в силу пункта 3 статьи 607 ГК РФ.
Доказательства использования земельного участка заявителем, на что указывает последний в апелляционной жалобе, не могут рассматриваться в качестве доказательств заключенности договора.
Кроме того, в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предоставленные для этих целей.
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (статья 83 ЗК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Решением Совета депутатов МО "Завьяловский район" от 27.06.2014 N 304 утвержден Генеральный план МО "Подшиваловское", в результате чего, спорный земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов.
Доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, положения пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункта 1 статьи 11 Закона N 74-ФЗ в рассматриваемом случае не могут быть применены.
Ссылка заявителя на статью 84 ЗК РФ, согласно которой включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращения прав арендаторов, не обоснована. Само по себе сохранение прав арендаторов на земельные участки при включении их в границы населенных пунктов не означает сохранение иных прав, предусмотренных номами специальных законов и не реализованных на дату включения земельных участков в границы населенных пунктов.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом установленных судом обстоятельств, оцененных судом в совокупности, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст.270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 мая 2015 года по делу N А71-1758/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1758/2015
Истец: Медведев Николай Данилович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАВЬЯЛОВСКИЙ РАЙОН"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Подшиваловское"