г. Воронеж |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А64-8031/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 21 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Алферовой Е.Е., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Толстовой М.В., представителя по доверенности N 64-13-26/18 от 01.09.2014;
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова: Шепеленко Е.В., представителя по доверенности N 2-40-1564/14 от 31.10.2014;
от субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области: Комбаровой О.А., представителя по доверенности N 15 от 24.11.2014;
от Управления Федерального казначейства по Тамбовской области: Толстовой М.В., представителя по доверенности N 64-13-26/15 от 09.07.2014;
от Управления социального развития Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 по делу N А64-8031/2014 (судья Белоусов И.И.) по исковому заявлению муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), субъекту Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области о взыскании денежных средств, при участии третьих лиц: Управление социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области,
установил:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик-1) о взыскании за счёт казны Российской Федерации денежных средств в возмещение убытков, связанных с предоставлением жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Тамбовской области привлечены: Управление социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области.
Определением от 17.03.2015 на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечён субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области (далее - ответчик-2).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27 мая 2015 года по делу N А64-8031/2014 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (за счёт казны Российской Федерации) в пользу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова взыскано 8 325 858 руб. 97 коп. основного долга.
Определением от 22 июля 2015 года в резолютивной части решения от 27.05.2015 по делу N А64-8031/2014 исправлена допущенная описка (опечатка) и дополнена абзацем (вторым) следующего содержания: Отказать в удовлетворении иска в отношении соответчика - субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик-1 обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, обеспечение жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после 01.01.2005, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а удовлетворение иска ведёт к неосновательному обогащению истца.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 268-270 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции Управление социального развития Тамбовской области явку полномочного представителя не обеспечило, доказательства его надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы, просит решение отменить и в иске отказать.
Представитель истца отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании возражает против её удовлетворения, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика-2 в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании поддерживает возражения представителя истца, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решения суда без изменения.
Представитель Управления Федерального казначейства по Тамбовской области поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает её подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации города Тамбова от 18.07.2012 N 5697 "О принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменении состава семьи и снятии с учёта" Чернышев Владимир Николаевич был принят на учёт нуждающихся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний".
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Тамбова от 04.07.2013 администрацию города Тамбова обязали предоставить Чернышеву Владимиру Николаевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учётом дополнительной площади общей площадью не менее 14,4 кв.м. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова постановлением администрации города Тамбова от 25.03.2014 N 2196 "О предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договору найма жилого помещения маневренного фонда" Чернышову В.Н предоставлена муниципальная однокомнатная квартира N 20 в доме N 198 "Д" по ул. Советской города Тамбова общей площадью 27,2 кв.м по договору социального найма от 16.04.2014 N 74/14/С, заключенному с МКУ "Долговой центр". Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья в 1 квартале 2014 года составила 40 060,33 руб., соответственно стоимость квартиры на момент предоставления составляла 1 089 640,97 руб. (27,2 кв.м х 40 060,43 руб.).
Постановлением администрации города Тамбова от 30.05.2011 N 3610 Амбарчян Эдгар Мартиросович принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний". Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 15.12.2011 администрацию города Тамбова обязали предоставить Амбарчяну Эдгару Мартиросовичу отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учётом норм предоставления жилплощади, предусмотренных действующим законодательством. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова постановлением администрации города Тамбова от 27.03.2012 N 2298 Амбарчяну Э.М. предоставлена однокомнатная квартира N 78 в доме 26-А по улице Аэрологической г. Тамбова общей площадью 29,5 кв.м по договору социального найма от 02.04.2012 N 186/12/С. Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья в 1 квартале 2012 года составила 30 530 руб., соответственно стоимость квартиры на момент предоставления составляла 900 635 руб. (29,5 кв.м х 30 530 руб.).
Постановлением администрации города Тамбова от 09.09.2010 N 7853 Арзиева Инесса Дмитриевна принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний". Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 04.05.2012 администрацию города Тамбова обязали предоставить Арзиевой Инессе Дмитриевне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью, соответствующей предъявляемым требованиям к жилому помещению по нормам предоставления жилплощади по договору социального найма, с учётом права на дополнительную площадь. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова постановлением администрации города Тамбова от 16.07.2013 N 5899 Арзиевой Инессе Дмитриевне предоставлена муниципальная двухкомнатная квартира N 11 общей площадью 65,7 кв.м в доме 47-А по улице Бастионной города Тамбова по договору социального найма от 22.07.2013 N 375/12/С. Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья в третьем квартале 2013 года составила 36 583 руб., соответственно стоимость квартиры на момент предоставления составляла 240 503 руб. (65,7 кв.м х 36 583 руб.).
Постановлением администрации города Тамбова от 10.03.2009 N 1664 Щеголев Дмитрий Игоревич принят на учёт нуждающихся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний". Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 24.04.2013 администрацию города Тамбова обязали предоставить Щеголеву Дмитрию Игоревичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учётом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 18 кв.м. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова постановлением администрации города Тамбова от 20.12.2013 N 10973 Щеголеву Дмитрию Игоревичу предоставлена муниципальная однокомнатная квартира N 62 общей площадью 31,7 кв.м в доме N 46 по улице Эскадронной города Тамбова по договору социального найма от 30.12.2013 N 646/13/С. Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья в четвёртом квартале 2013 года составила 38 759 руб., соответственно стоимость квартиры на момент предоставления составляла 1 228 660 руб. (31,7 кв.м х 38 759 руб.).
Постановлением администрации города Тамбова от 23.06.2010 N 5482 Калмыков Олег Геннадиевич принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний". Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 30.09.2010 администрацию города Тамбова обязали предоставить Калмыкову Олегу Геннадиевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Тамбова общей площадью на одного человека не менее 15 квадратных метров. Во исполнение решения Ленинского районного суда города Тамбова за счёт средств городского бюджета путём проведения открытого аукциона была приобретена в собственность муниципального образования городского округа-город Тамбов четырёхкомнатная квартира общей площадью 98,5 кв.м N 132 в доме N 131 по улице Чичканова города Тамбова и предоставлена Калмыкову Олегу Геннадиевичу по договору социального найма от 06.03.2012 N 134/12/С. В последующем общая площадь жилого помещения уточнена, из общей площади квартиры исключили площадь балконов. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.05.2012 68-АВ 462978, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, общая площадь квартиры N 132 дома N 131 по улице Чичканова города Тамбова составляет 86 кв.м. Стоимость данной квартиры, согласно муниципальному контракту N 228/11 от 06.12.2011, заключенному муниципальным казённым учреждением "Инвестиционно-строительный центр" г. Тамбова от имени городского округа - город Тамбов, составляет 2 703 420 (два миллиона семьсот три тысячи четыреста двадцать) рублей.
Общая стоимость предоставленных Администрацией в данном случае жилых помещений составила 8 325 858,97 руб.
Вступившие в законную силу решения суда общей юрисдикции об обязании администрацию города Тамбова предоставить вне очереди жилые помещения указанным гражданам основаны на нормах Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181) (статья 17) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (пункт 3 части 2 статьи 57), в соответствии с которыми гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном законом перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Истец полагает, что в соответствии с Федеральным законом N 181 предусмотренные данным федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, и соответственно приобретение данных жилых помещений для обеспечения вне очереди граждан указанной категории, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета.
Поскольку из федерального бюджета муниципальному образованию городской округ - город Тамбов не выделены средства на приобретение (компенсацию приобретения) указанных жилых помещений, истец полагает, что муниципальному образованию причинены убытки в размере стоимости указанных жилых помещений, которые подлежат взысканию с Российской Федерации по общим правилам возмещения убытков, предусмотренных гражданским законодательством.
Принимая решение об удовлетворении иска за счёт средств федерального бюджета, и отказывая в иске к субъекту Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём взыскания убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки возмещаются в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Для применения ответственности в виде убытков на основании данных норм права необходимо установить факт нарушения ответчиком обязательств, наличие и размер убытков, причинную связь между действиями ответчика и убытками.
В силу требований статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счёт средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Статьёй 17 Федерального закона N 181 определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181 Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьёй 51 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной определением от 17.12.2009 N 1563-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 499/13 разъяснено, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при её осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона N 181 указывается, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения статей 17 и 28.2 Федерального закона N 181, в которых указывается, что инвалиды, вставшие на учёт до 01.01.2005, обеспечиваются жильём в порядке статьи 28.2 за счёт средств федерального бюджета путём передачи соответствующих полномочий органам субъектов Российской Федерации, а инвалиды, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством, определяют лишь источники правового регулирования.
Эти нормы не дают оснований считать, что для инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, меры социальной защиты предоставляются не из федерального бюджета.
Преамбула Федерального закона N 181 относит меры социальной защиты инвалидов к расходным обязательствам Российской Федерации независимо от времени постановки их на учёт.
Такое толкование названного Закона получило отражение и в практике Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24.02.2015 N 303-ЭС15-1145).
Поскольку администрация за счёт собственного бюджета исполнила обязательства Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск за счёт казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная инстанция, повторно рассматривающая дело, считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта выводы суда первой инстанции соответствуют представленным доказательствам и обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают, а выражают лишь несогласие с ним.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы. При подаче апелляционной жалобы заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 по делу N А64-8031/2014 с учётом определения от 22.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8031/2014
Истец: Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области
Третье лицо: Управление социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, Чернышов Владимир Николаевич