г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А56-33958/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Балбуцкая Е.А. по удостоверению
от заинтересованного лица: Малинина Г.З. по доверенности от 01.06.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17498/2015) Ленинград-Финляндского транспортного прокурора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2015 по делу N А56-33958/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Ленинград-Финляндского транспортного прокурора
к ООО "Балтийское морское буксирное агентство"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Ленинград-Финляндский транспортный прокурор (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Балтийское морское буксирное агентство" (место нахождение: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр-кт Карла Маркса, д. 25/2, ОГРН 108470700421, ИНН 4707026890; далее - Общество, ООО "БМБА") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.06.2015 суд привлек Общество к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным решением суда, прокурор подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, считает надлежащей квалификацию правонарушения, заявленную им при обращении в арбитражный суд.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества против удовлетворения требований заявителя возразил, считает решение суда правильным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой совместно с главным государственным инспектором Северо-Западного управления государственного и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 24.03.2015 проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности плавания буксиром "Таймень" (идентификационный номер ИМО 9556507), находящимся в морском порту Усть-Луга Ленинградской области.
Из договора финансовой аренды (лизинга) от 07.07.2014 N 668/14/БМБА следует, что данное судно принадлежит ООО "БМБА", осуществляющему деятельность по оказанию буксирных услуг в морском порту Усть-Луга с 01.01.2015 по настоящее время. За указанный период буксир "Таймень" выполнил 423 буксирных операции.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что Общество осуществляло в указанный период буксировки морским транспортом буксиром "Таймень" в отсутствие лицензии.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем 22.04.2015 прокурором вынесено соответствующее постановление.
В порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, прокурор обратился по подведомственности в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции переквалифицировал совершенное Обществом правонарушение с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 данной статьи, поскольку в данном случае посчитал, что нарушения, допущенные Обществом, являются нарушением лицензионных требований, что не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При назначении меры наказания суд посчитал необходимым и справедливым назначить предупреждение.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения на основании следующего.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 утверждено Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании), которое определяет порядок лицензирования деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу пункта 5 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а также перечень судов, которые будут использоваться для буксировки морским транспортом (подпункт "б").
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Как установлено судом и материалами дела, Общество имеет лицензию серия МТ-3 N 001425 от 11.08.2014, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, на осуществление деятельности по буксировке морским транспортом.
Вместе с тем, в приложении N 1 к лицензии, в котором указывается перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, отсутствует спорный объект (буксир "Таймень"), указан только один объект: буксир-кантовщик "Навага".
Общество пояснило, что ввиду несвоевременной подачи сведений при переоформлении лицензии на момент проверки спорный объект в указанном приложении к действующей лицензии отсутствовал.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Как видно из материалов дела, ООО "БМБА" 06.04.2015 подало заявление на переоформление лицензии МТ-3 N 001425 от 11.08.2014 для включения в приложение N 1, в том числе, буксира "Таймень".
На основании приказа Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора от 22.04.2015 N 23-л Обществу выдано приложение N 2 к лицензии МТ-3 N 001425 от 11.08.2014, в которое в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, включен буксир "Таймень" (л.д.70).
Суд первой инстанции учел данный факт и, соответственно, сделал вывод о том, что действия Общества по осуществление буксировок морским транспортом буксиром "Таймень", не указанным в приложении N 1 к лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, характер правонарушения, посчитав, что совершенное Обществом правонарушение не влечет за собою прямой угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", правомерно, с учетом одновременной подведомственности арбитражному суду двух данных составов правонарушений посчитал необходимым переквалифицировать действия Общества с части 2 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - в виде предупреждения.
Прокурор в своих суждениях не учитывает, что в рассматриваемом случае лицензированию подлежит вид деятельности - по осуществлению буксировок морским транспортом, а не сам объект (буксир), который отражается в приложении к такой лицензии.
Как верно отметил суд первой инстанции, из анализа вышеуказанных норм права следует, что Общество не вправе осуществлять деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом на судне, не указанном в приложении к лицензии в качестве объекта, используемого при осуществлении лицензируемого вида деятельности, до внесения данного объекта в соответствующую лицензию путем ее переоформления. При таких обстоятельствах вышеуказанные действия являются нарушением лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд полагает возможным относительно квалификации нарушения именно как нарушения лицензионных требований применить к рассматриваемой ситуации по аналогии разъяснения, данные в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "БМБА" условий лицензии, лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Судом не установлено нарушения процедуры и срока давности привлечения Общества к административной ответственности по данной категории дел.
Апелляционный суд, исходя из объекта посягательства и конкретных обстоятельств совершения правонарушения, соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2015 по делу N А56-33958/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33958/2015
Истец: Ленинград-Финляндский транспортный прокурор
Ответчик: ООО "Балтийское морское буксирное агентство"