г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А21-10067/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: Замятина С.Н. по доверенности от 28.04.2015
от ответчика: Курочкина В.Н. по доверенности от 12.01.2015
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16867/2015) МУП "Калининградтеплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2015 по делу N А21-10067/2014 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению МУП "Калининградтеплосеть"
к СЛУЖБЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
3-е лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
о признании незаконным отказа в утверждении инвестиционной программы
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть", место нахождения: 236000, г.Калининград, ул.Нарвская, 58; ОГРН 1023901007008; ИНН 3903003375 (далее - МУП КХ "Калининградтеплосеть", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: 236000, г.Калининград, Советский проспект, 13, а/я 5094; ОГРН 1023900773192; ИНН 3905031762 (далее - Служба, заинтересованное лицо) с заявлением (дополненным):
- признать отказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.11.2014 года за N 3445, от 20.11.2014 за N 20212 в утверждении инвестиционной программы "Развитие системы теплоснабжения города Калининграда на 2015-2017 годы" незаконным.
Третьим лицом привлечена администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, г.Калининград, пл.Победы, 1 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 11.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие вторично письмом от 01.07.2014 исх.N 10219 (первично от 03.04.2014 N 1353) направило на рассмотрение и утверждение в Службу инвестиционную программу "Развитие системы теплоснабжения города Калининграда на 2015-2017 годы" (далее - Инвестиционная программа).
Служба рассматривала проект Инвестиционной программы и письмами от 10.07.2014 N 2247 и от 25.07.2014 N 2436 направляла Инвестиционную программу на доработку и устранение замечаний.
Предприятием представлен откорректированный проект Инвестиционной программы.
Письмом от 05.08.2014 N 2527 Инвестиционная программа Предприятия была направлена на согласование Главе городского округа "Город Калининград".
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 13.10.2014 N 1597 проект Инвестиционной программы Предприятия был согласован.
Предприятие сообщило, что разработка инвестиционной программы обусловлена необходимостью строительства новых МКД и объектов социальной сферы, увеличением потребности в тепловой мощности как по уже выданным техническим условиям на подключение, так и для перспективных потребителей.
Целью программы является совокупность параметров, включая основные:
- обеспечение надежного, бесперебойного и качественного теплоснабжения потребителей МУП "Калининградтеплосеть" тепловой энергией;
- повышение эффективности деятельности МУП "Калининградтеплосеть" направленное на снижение затрат на выработку и передачу тепловой энергии;
- обеспечение растущих потребностей потребителей в дополнительной тепловой нагрузке.
Общий объем финансирования мероприятий представленной Инвестиционной программы на период 2015 - 2017 годы составляет 1 676,1 млн. рублей, в том числе: 2015 год - 514 млн. рублей; 2016 год - 626,1 млн. рублей; 2017 год - 536,00 млн. рублей.
Письмом от 27.10.2014 N 3263 Служба уведомила Предприятие о том, что 30 октября 2014 года состоится заседание Правления Службы по вопросу рассмотрения Инвестиционной программы, в связи с чем, приглашается полномочный представитель Предприятия для участия в заседании правления.
Из протокола заседания Правления Службы от 30 октября 2014 года N 107/14 следует, что в связи с недоступностью тарифов для потребителей, правление Службы приняло решение об отказе в утверждении Инвестиционной программы для Предприятия.
Письмом от 07.11.2014 N 3445 Служба сообщила Предприятию о принятом решении Правления Службы, состоявшимся 30 октября 2014 года, об отказе МУП "Калининградтеплосеть" в утверждении Инвестиционной программы в предложенной редакции.
Предприятие, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 5 того же Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Исполнительным органом государственной власти Калининградской области в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций теплоснабжения является Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба).
Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 N 410 (далее - Правила), определяют порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике).
В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 20 Правил регулируемая организация направляет инвестиционную программу по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду начала ее реализации.
В соответствии с пунктом 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил.
Основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку является, в том числе:
- недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением) (подпункт "а" пункта 30 Правил).
В соответствии с пунктом 31 Правил оценка доступности тарифов регулируемой организации для потребителей производится на основе анализа темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере теплоснабжения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с учетом ограничений в отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии со статьей 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 N 2222-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов" индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Калининградской области утвержден в размере 8,5 %.
Как правильно указал суд первой инстанции, из материалов дела следует, что проект тарифа на тепловую энергию, представленный Предприятием в составе материалов инвестиционной программы, составляет на 2015 год - 2 588,71 руб./Гкал, что составляет рост 178% к действующему тарифу.
Службой при заявленной величине тарифа на 2015 год выполнен расчет размера платы граждан за коммунальные услуги, включая услуги теплоснабжения, по городу Калининграду, согласно которому рост платы граждан должен составить с 01.07.2015 - 130,0%.
Служба пришла к выводу, что принимая во внимание размер утвержденного предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании "Город Калининград", утверждение Инвестиционной программы с заявленными источниками финансирования привело бы к недоступности тарифа регулируемой организации для потребителей.
Суд указал, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие вывод Службы, который был сделан в ходе проведенного анализа темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, о том, что утверждение тарифа на тепловую энергию с учетом расходов на реализацию Инвестиционной программы Предприятия, привело бы к превышению предельных индексов изменения платы граждан.
При действующем в 2014 году тарифе в размере 1 456,00 руб./Гкал (без учета НДС), утверждение тарифа в размере 2 588,71 руб./Гкал (с учетом расходов на реализацию Инвестиционной программы Предприятия) привело бы к росту тарифа на 78%, что выше предельного индекса, утвержденного в размере 8,5%.
Проверка соблюдения индекса была осуществлена на основании данных, определяемых как отношение прогнозного (с учетом предлагаемого в рамках реализации инвестпрограммы тарифа) размера платы граждан за коммунальные услуги на 1 июля 2015 года размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре 2014 года (с учетом тарифов на коммунальные услуги, объемов и нормативов потребления, численности проживающих и площади жилого помещения).
В письме от 05.09.2014 N 2800 Служба уведомила МУП "Калининградтеплосеть" о том, что принятие программы в предлагаемой редакции может повлечь превышение индекса изменения размера вносимой гражданами платы на 2015 год, однако данная информация осталась без рассмотрения. В целях утверждения программы Предприятие не произвело корректировку мероприятий и их стоимости до величины, позволяющей утвердить Инвестиционную программу.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что указанный им в пояснительной записке к инвестиционной программе тариф в размере 2588,71 руб./Гкал является информацией необязательной к отражению. В тоже время, Предприятие не оспаривает, что именно указанная в пояснительной записке величина тарифа соответствует тарифной заявке Предприятия на 2015 год с учетом расходов на реализацию предлагаемой им инвестиционной программы.
Таким образом, именно на тариф в размере 2588,71 руб./Гкал. рассчитывало Предприятие в случае удовлетворения Службой всех его заявленных требований, в т.ч. по утверждению инвестиционной программы в предлагаемой редакции.
Расходы на реализацию инвестиционной программы являются только частью расходов, учитываемых органом государственного регулирования тарифов при формировании тарифных решений на следующий регулируемый период.
Однако, это не означает, что оценка доступности тарифов для потребителей должна производиться только исходя из учета роста тарифов за счет расходов на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционную программу. Оценка доступности тарифа, предусматривающая рост тарифа только за счет расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Величина, которую предлагает использовать в расчетах Предприятие, не может быть использована как прогнозный тариф, т.к. в соответствии с пунктами 33,44,47,48 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), при формировании тарифов помимо затрат на капитальные вложения (инвестиции) безусловно должны учитываться и прочие факторы, влияющие на рост тарифа.
Именно Основами ценообразования должно было руководствоваться Предприятие при формировании прогнозной величины тарифа в размере 2588,71 руб./Гкал, а следовательно, оценка доступности тарифов для потребителей МП "Калининградтеплосеть", выполненная на основе анализа роста платы граждан, рассчитанной исходя из прогнозируемой самим же Предприятием величины тарифа, позволяет сделать объективные выводы о превышении индекса изменения размера вносимой гражданами платы, и как следствие, невозможности утверждения инвестиционной программы в предложенной редакции.
Соблюдение требования пункта 48 Основ ценообразования, ограничивающего размер расходов на капитальные вложения (инвестиции) семи процентами, не означает безусловное утверждение инвестиционной программы.
Необоснованными также являются доводы Предприятия о соблюдении им сроков представления инвестиционной программы на утверждение. По мнению Предприятия, представление им в Службу инвестиционной программы до истечения срока ее утверждения (30 октября) свидетельствует о соблюдении сроков. Однако п. 20 Правил утверждения инвестиционных крайний срок представления программы в орган регулирования определен 15 марта.
Предприятие не оспаривает допущенное нарушение сроков согласования инвестиционной программы также и со стороны администрации городского округа "Город Калининград".
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Предприятием требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2015 по делу N А21-10067/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10067/2014
Истец: МП "Калининградтеплосеть", МУП "Калининградтеплосеть"
Ответчик: СЛУЖБА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН И ТАРИФОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2213/15
20.08.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16867/15
22.06.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14665/15
11.05.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10067/14