г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А26-250/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Лешко В.О. - доверенность N 19 от 25.05.2015
от ответчиков: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15029/2015) Федерального государственного бюджетного учреждения Карельский научный центр Российской академии наук на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2015 по делу N А26-250/2015 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
к Федеральному государственному бюджетному учреждению Карельский научный центр Российской академии наук, обществу с ограниченной ответственностью "ВИК СТРОЙ"
о признании недействительным договора
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее - истец, УФАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению Карельский научный центр Российской академии наук (ОГРН: 1021000531133, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11; далее - КарНЦ РАН, Учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью "ВИК СТРОЙ" (ОГРН: 1141001012701, адрес: 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, 21; далее - Общество, ООО "ВИК СТРОЙ") о признании недействительным договора от 16.12.2014 N 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания.
Решением суда от 06.05.2015 исковые требования удовлетворены.
Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.05.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судом сделан необоснованный вывод о том, что договор подряда от 16.12.2014 N 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства был заключен с нарушением порядка, установленного пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", без учета фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в том числе акта обследования места аварии от 01.12.2014. Судом также необоснованно не приняты доводы Учреждения о том, что договор был заключен в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии.
Податель жалобы и ООО "ВИК СТРОЙ" уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия указанных лиц.
В судебном заседании представитель УФАС доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.12.2014 между ответчиками заключен договор подряда N 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50.
В силу пункта 1.2 договора заказчик (КарНЦ РАН) поручил подрядчику (ООО "ВИК СТРОЙ") в качестве единственного подрядчика (пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) выполнить работы по капитальному ремонту вышеуказанного здания, вследствие аварии, влекущей угрозу жизни и здоровью работников заказчика. В названном пункте договора также указано на то, что договор заключен на выполнение работ в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составила 24 459 849 руб. 00 коп.; срок выполнения работ - 01.12.2015.
Полагая, что договор N 37-ЕП от 16.12.2014 является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как заключен с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ без проведения торгов, УФАС обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 названного Федерального закона при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для срочного медицинского вмешательства (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Из содержания статьи 93 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а также в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 1 рассматриваемой статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Таким образом, заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
Чрезвычайные обстоятельства, в том числе природного или техногенного характера, - это исключительные обстоятельства, наступление которых невозможно было предвидеть и предотвратить, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. То есть, обстоятельства непреодолимой силы не могут быть прогнозируемыми, обладают признаками исключительности и объективной непредотвратимости, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
В рассматриваемом случае основанием для размещения заказа у единственного подрядчика и заключения с ним договора N 37-ЕП от 16.12.2014 послужили акт обследования места аварии от 01.12.2014 (л.д. 68 том 1) и акт о техническом состоянии здания автохозяйства от 09.12.2014 (л.д. 5-6 том 2).
01.12.2014 комиссией, состоящей из работников КарНЦ РАН, обследовано место аварии здания автохозяйства 1949 года постройки, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, 50, и установлено, что 25.11.2014 работниками автохозяйства обнаружены вновь образовавшиеся трещины на стене здания гаража, обрушение элементов стен и карнизов. Комиссия сделала вывод, что причиной возникновения трещин стал разрыв труб отопления (горячая вода), приведший к подмыву фундамента. Точное время разрыва труб комиссией не установлено, так как сеть отопления проложена в основании пола. В связи с возникшей угрозой обрушения плит покрытия кровли комиссией рекомендовано провести обследование с привлечением независимых экспертов в области строительства и эксплуатации зданий.
09.12.2014 составлен акт о техническом состоянии здания автохозяйства, в котором установлено следующее:
- оборван рулонный ковер кровли, и как следствие обрыва идет намокание и обрушение кладки карнизов и фрагментов стен,
- возникла угроза обрушения плит покрытия кровли,
- в железобетонном покрытии появились трещины, следы протечек и промерзаний в местах примыканий к наружным стенам,
- система теплоснабжения и водоснабжения изношена на 100%, из-за разрыва труб подмыт фундамент, происходят подвижки правого крыла здания и прогрессируют трещины стен,
- в результате протечки кровли залит главный распределительный силовой щит и внутренняя электропроводка, системы электроснабжения эксплуатируются с грубыми нарушениями требований пожарной и электробезопасности.
По результатам обследования комиссией сделан вывод о том, что дальнейшая эксплуатация здания автохозяйства невозможна, так как представляет реальную угрозу для жизни и здоровья работников КарНЦ РАН; необходимо незамедлительно провести работы по приведению конструкций здания в надлежащее состояние - выполнить устройство новой кровли, усилить конструкции стен, восстановить системы отопления, водоснабжения и электроснабжения.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу, что обстоятельства, приведенные ответчиками в обоснование причин заключения контракта с единственным исполнителем, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом суд правомерно установил, что у заказчика имелась возможность спрогнозировать возникшую аварийную ситуацию, учитывая состояние здания, а прорыв системы отопления внутри здания 1949 года постройки с учетом 100% изношенности данной системы (установлено актом обследования от 09.12.2014) не может относиться к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, а является прогнозируемым событием.
Кроме того, по смыслу статьи 93 Закона N 44-ФЗ объем размещаемого заказа должен точно соответствовать объемам, необходимым для ликвидации последствий действия непреодолимой силы, в то время как заказчик включил в смету работы, не связанные с ликвидацией последствий произошедшей аварии на тепловых сетях здания. В нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены документы, подтверждающие объем работ, необходимый для ликвидации последствий прорыва трубы отопления.
С учетом вышеустановленных обстоятельств судом сделан обоснованный вывод о том, что потребность в работах по капитальному ремонту здания могла быть удовлетворена посредством размещения заказа открытым способом, а не путем размещения заказа у единственного поставщика, поскольку доказательства, представленные в материалы дела не подтверждают наличие обстоятельств непреодолимой силы и невозможности размещения государственного заказа посредством проведения торгов.
Учитывая, что договор подряда N 37-ЕП от 16.12.2014 между КарНЦ РАН и ООО "ВИК СТРОЙ" был заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции, правомерно применив положения статей 166 и 168 ГК РФ, признал данный договор недействительным.
Доводы жалобы в основном аналогичны доводам, приведенным ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Судом в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в силу статьи 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 мая 2015 года по делу N А26-250/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Карельский научный центр Российской академии наук - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-250/2015
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Ответчик: ООО "ВИК СТРОЙ", ФГБУ НАУКИ КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Третье лицо: Управление ФАС России