г. Чита |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А19-1790/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. О. Никифорюк, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июня 2015 года по делу N А19-1790/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман-Безопасности Восток" (ОГРН 1073812004672, ИНН 3812096742, адрес: 664075, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта,245) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Красноармейская,15) о признании незаконным решения об отказе в выдаче лицензии, оформленное приказом от 21.11.2014 N1368, обязании устранить допущенные нарушения,
(суд первой инстанции судья Куклина Л. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Марьян А. В. - представитель по доверенности от 10.12.2014 г.,
от заинтересованного лица: Кичигин М. В. - представитель по доверенности от 19.01.2015 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман-Безопасности Восток" (далее заявитель, ООО "Флагман-Безопасности Восток", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее Управление, ГУ МЧС) о признании незаконным решения об отказе в выдаче лицензии, оформленное приказом от 21.11.2014 N 1368, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2015 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что итоговая проверка проведена Управлением с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, ее результаты являются недопустимыми доказательствами, как следствие, основания для принятия решения о выдаче лицензии либо отказе в выдаче лицензии, отсутствуют.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в полном объеме, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что судом неполно исследованы обстоятельства дела. Несоблюдение порядка вручения проверяемому лицу акта проверки при фактическом получении таким лицом акта не может быть оценено судом как обстоятельство, свидетельствующее о неисполнении надзорным органом обязанности по вручению проверяемому лицу акта проверки.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу, отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.09.2014 ООО "Флагман-Безопасности Восток" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений далее - лицензии на обслуживание средств пожарной безопасности), а именно:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка;
печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов;
выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
При рассмотрении заявления были выявлены нарушения в части ненадлежащего оформления заявления и представленных документов.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон N99-ФЗ) соискателю лицензии было направлено уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений от 11.09.2014 г N 2-2-12-2168.
30 сентября 2014 года от ООО "Флагман Безопасности-Восток" вновь поступило надлежащим образом оформленное заявление (вх. N 2631 от т 30.09.2015) о предоставлении лицензии с описью прилагаемых документов, в отношении которых в порядке ч. 9 ст. 13 N99-ФЗ лицензирующим органом было принято решение о рассмотрении представленных документов в целях предоставления государственной услуги по предоставлению лицензии.
На основании рассмотренного заявления заместителем главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору Кузнецовым А.В. вынесено распоряжение N 385 от 20.10.2014 г. о проведении в период с 10 ноября по 21 ноября 2014 года в отношении ООО "Флагман Безопасности - Восток" проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.11.2014 N 385 соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по монтажу, технологическому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании результатов итоговой проверки, изложенных в акте от 20.11.2014 N 385, должностными лицами Управления принято решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, изложенное в Приказе начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области В.Н. Нелюбова от 21.11.2014 N 1368.
Не согласившись с отказом в предоставлении лицензии, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества таким приказом.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 13 указанного закона для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 названной статьи.
В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ).
Суд первой инстанции верно определил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.
В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки (часть 2 статьи 19 Федерального Закона N 99-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 294-ФЗ регламентирован порядок оформления результатов проверки. В соответствии с частью 1 данной статьи по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В силу требований части 4 статьи 16 закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 и пунктом 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 указанного Закона в части непредставления акта проверки, признается грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проверки, проведенной должностными лицами Управления, составлен акт от 20.11.2014 N 385.
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ, то есть непосредственно после завершения надзорных мероприятий и оформления, акт итоговой проверки от 20.11.2014 N 385 руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю Общества вручен не был, несмотря на то, что проверка согласно акту проведена в присутствии генерального директора Общества Стерлягова С.В. и представителя по доверенности Марьяна А. В. Акт проверки 20.11.2014 направлен в адрес Общества посредством почтовой связи и вручен Обществу 26.11.2014, что подтверждается уведомлением с идентификатором 66402580223071 (т. 1 л.д. 74).
Суд первой инстанции верно акцентировал, что в данном конкретном случае получение акта итоговой проверки имело для Общества правовое значение именно до принятия Управлением решения об отказе в выдаче лицензии.
В соответствии с частью 12 статьи 16 Закона N 294-ФЗ юридическому лицу, проверка которого проводилась, предоставлено право в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в пятнадцатидневный срок с даты его получения представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. Помимо этого, юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Таким образом, приведенной нормой предусмотрена процедура представления возражений на акт проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами, выводами, предложениями, а также возможность представления документальных доказательств, подтверждающих обоснованность имеющихся возражений.
Между тем, в целях обеспечения этой возможности предусмотрено требование о вручении лицу акта проверки и именно своевременно, так как несвоевременное вручение акта проверки влечет утрату актуальности такого вручения. Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном конкретном случае несвоевременное вручение акта проверки по последствиям тождественно непредставлению акта проверки.
В рассматриваемом случае ГУ МЧС не представлено доказательств соблюдения требований части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ и вручения Обществу акта итоговой проверки от 20.11.2014 N 385 в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что учитывая положения части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении процедуры итоговой проверки, результаты проверки, проведенной Управлением на основании распоряжения от 20.10.2014 N 385, получены с нарушением закона, в силу чего такие доказательства не могли служить основанием для принятия решения, выраженного в приказе от 21.11.2014 N1368.
Доводы подателя жалобы о том, что Законом N 294-ФЗ не установлен срок направления акта проверки проверяемому лицу не принимается апелляционной инстанцией, поскольку на дату принятия оспариваемого приказа акт проверки должен быть вручен соискателю лицензии с тем, чтобы он имел возможность реализовать свои права по представлению возражений по нарушениям, выявленным в ходе проверки, дополнительных документов до принятия окончательного решения по итогам проверки.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2015 года по делу N А19-1790/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июня 2015 года по делу N А19-1790/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1790/2015
Истец: ООО "ФЛАГМАН БЕЗОПАСНОСТИ - ВОСТОК"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Иркутской области