г. Чита |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А19-4955/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2015 года по делу N А19-4955/2014 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404 место нахождения: 664033 г. Иркутск ул. Лермонтова 257, оф. 802) к Марковскому муниципальному образованию в лице Администрации Марковского муниципального образования - Администрации городского поселения (ОГРН 1053827058867, ИНН 3827020680, адрес: 664528, Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова, д.37) о взыскании убытков в размере 4 138 180 руб. 63 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Ширямова, 54), Иркутского районного муниципального образования в лице Администрации Иркутского муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3800000252, адрес: 664001, г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 17),
(суд первой инстанции: Колосова Е.Ю.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, с последующим уточнением, к Марковскому муниципальному образованию в лице Администрации Марковского муниципального образования - Администрации городского поселения о взыскании о взыскании убытков, в связи с потерями электроэнергии в бесхозных электросетях за период с марта по декабрь 2011 года в размере 4 138 180 руб. 63 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго", Иркутское районное муниципальное образование в лице Администрации Иркутского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ввиду уклонения администрации от заключения договора купли-продажи потерь электрической энергии, а значит и в отсутствие соглашения об условиях и порядке компенсации потерь в сетях ответчика, истец был вынуждено классифицировать неполученные денежные средства как убытки. Кроме того, доказательств того, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" владеет спорными сетями на каком-либо праве не представлено, акты разграничения балансовой принадлежности электроустановок, подписанные между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и Администрацией, подтверждают, что спорные подстанции находятся на балансе ответчика. Истец указывает, что в поданном им ранее иске к ОГУЭП "Облкоммунэнерго" ему было отказано, также было отказано и в привлечении в качестве третьего лица Марковского муниципального образования. Сложившаяся судебная практика лишает истца права получить оплату за весь объем переданной потребителям электрической энергии, в связи с чем гарантирующий поставщик несет фактические убытки.
Истцом заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционной жалобы до рассмотрения кассационной жалобы Верховным Судом РФ по аналогичному делу N А19-2944/2014, которое рассмотрено и отклонено, поскольку Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2015 года отказано в передаче кассационной жалобы общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ.
Третье лицо в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить и удовлетворить требования истца.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания. ОГУЭП ""Облкоммунэнерго" ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с января 2011 года ООО "Иркутскэнергосбыт" осуществляет энергоснабжение Марковского муниципального образования (далее р.п. Марково) через трансформаторные подстанции "Пчелиная" 400 кВА; "Верещагина" 630 кВА; "Лазуритная" 630 кВА; "Морозов" 630 кВА; ТП "Луговая" 630 кВА; "ТСЖ "Север" 630 кВА; "Родниковая" 630 кВА; "Трактовая" 630 кВА, является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку электрической энергии потребителям, находящимся на территории Марковского муниципального образования; вместе с тем, в отношении вышеуказанных подстанций отсутствуют записи о правах в ЕГРП.
Как указывает ООО "Иркутскэнергосбыт", ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходящей по контактам присоединения отпайки к ВЛ-10 кВт на вышеуказанных трансформаторных подстанциях. Таким образом, трансформаторные подстанции, через которые истец осуществляет подачу электрической энергии потребителям, проживающим в границах Марковского муниципального образования, фактически являются бесхозяйными.
По утверждению истца, ответчик возложенную обязанность по управлению бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, расположенными на территории Марковского муниципального образования, а также по обслуживаниею и содержанию данных объектов не обеспечил, на учет указанное имущество как бесхозяйное не поставил, в силу чего имеет место виновное бездействие ответчика по невыявлению бесхозяйного имущества в виде трансформаторных подстанций и непринятие соответствующих мер к постановке указанного имущества на учет как бесхозяйного и передаче соответствующим организациям для обслуживания и управления, что, в свою очередь, повлекло для истца убытки, понесенные в результате не компенсации ему потерь возникающими в бесхозяйных ТП и электросетях.
ООО "Иркутскэнергосбыт" поясняет, что в марте-мае, октябре-декабре 2011 года в электрические сети, посредством которых осуществляется электроснабжение населения р.п. Марково, в общей сложности поступило 8 418 484 кВт.ч., что подтверждается Актами расхода электрической энергии за указанный период, подписанными между сетевой организацией ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и администрацией Марковского муниципального образования; населению Марковского муниципального образование было передано 5 376 028 кВт.ч. Таким образом, размер потерь составил 3 042 456 кВт.ч., в силу чего в пересчет по тарифам размер убытков составил 4 138 180 руб. 63 коп., за взысканием которых истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с муниципального образования убытков в виде стоимости потерь от транспортировки электрической энергии в бесхозных сетях, возникших ввиду неисполнения ответчиком своих обязательств по определению лица (организации) для управления безхозяйными объектами электросетевого хозяйства. Поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства обязанность приобретать электрическую энергию для компенсации потерь лежит на сетевых организациях.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
На основании статей 3, 37, 38 Федерального закона Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, ООО "Иркутскэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Иркутской области.
ООО "Иркутскэнергосбыт" осуществляет продажу электрической энергии ее покупателям на территории зоны своей деятельности, а именно с января 2011 года ООО "Иркутскэнергосбыт" осуществляет энергоснабжение Марковского муниципального образования через трансформаторные подстанции "Пчелиная" 400 кВА; "Верещагина" 630 кВА; "Лазуритная" 630 кВА; "Морозов" 630 кВА; ТП "Луговая" 630 кВА; "ТСЖ "Север" 630 кВА; "Родниковая" 630 кВА; "Трактовая" 630 кВА и поставку электрической энергии потребителям, находящимся на территории Марковского муниципального образования. Записи о правах в отношении вышеуказанных подстанций в ЕГРП отсутствуют.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, проходящей по контактам присоединения отпайки к ВЛ-10 кВ на указанных выше трансформаторных подстанциях.
Таким образом, трансформаторные подстанции, через которые истец осуществляет подачу электрической энергии потребителям, проживающим в границах Марковского муниципального образования, фактически являются бесхозяйными.
ООО "Иркутскэнергосбыт" поясняет, что в марте-мае, октябре-декабре 2011 года размер потерь составил 3 042 456 кВт.ч., а в пересчет по тарифам, действующим в указанный период, размер убытков составил 4 138 180 руб. 63 коп.
Однако, согласно абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с частью 1 пункта. 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
В пунктах 50, 51 Правил N 861 определено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).
Из пунктов 185, 186, 189, 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, названа сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли.
Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на основании, установленном в федеральном законе (пункт 2 Правил N 861). К таковым, безусловно, относится право собственности и право аренды электросетей. Кроме того, как законное владение также допускается пользование сетевой организацией теми бесхозяйными сетями, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и переданы сетевой организации в управление.
В то же время Законом об электроэнергетике (пункт 4 статьи 28) бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Таким образом, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Нормативные потери в электросетях являются неизбежными издержками процесса передачи электроэнергии, в силу чего они оплачиваются конечными потребителями этих услуг сетевым организациям в тарифе на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 3 Правил N 861 недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Из пункта 81 Основ ценообразования следует, что для конечных потребителей устанавливаются единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии. При этом не предусматривается какой-либо дифференциации тарифов в зависимости от протяженности сетей до конкретного потребителя или лица, к территориальным сетям которого подключен потребитель. Расходы на оплату нормативных технологических потерь учитываются в тарифах на услуги по передаче электроэнергии и тем самым распределяются равномерно между всеми потребителями электроэнергии.
В свою очередь сетевые организации оплачивают поставщикам электроэнергии фактические потери в электросетях, в которые включаются и нормативные. В то же время величина сверхнормативных потерь зависит от хозяйственной деятельности самих сетевых организаций и иных владельцев электросетей.
Соблюдением указанных правил достигается баланс экономических интересов поставщиков электроэнергии, сетевых организаций и потребителей (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).
Ни Законом об электроэнергетике, ни постановлениями Правительства Российской Федерации потребитель электроэнергии не обязан оплачивать потери в бесхозяйных сетях. К тому же потребитель (в отличие от профессиональных сетевых организаций и иных владельцев сетей) лишен возможности эффективно контролировать объекты электросетевого хозяйства и влиять на величину фактических потерь, тем более, если к бесхозяйной сети присоединены несколько потребителей.
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возложению на лицо, фактически эксплуатирующее их, то есть на сетевую организацию, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании.
Основания для применения к ответчику мер ответственности путем взыскания с нее убытков в виде стоимости потерь от транспортировки электрической энергии в бесхозных сетях, возникших ввиду неисполнения ответчиком своих обязательств по определению лица (организации) для управления безхозяйными объектами электросетевого хозяйства, отсутствуют, так как в соответствии с нормами действующего законодательства обязанность приобретать электрическую энергию для компенсации потерь лежит на сетевых организациях.
Указанные доводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 28.10.2013 N ВАС-10864/13.
В связи с чем, в иске о возложении обязанности по компенсации убытков в виде потерь энергии в бесхозяйных сетях на ответчика правомерно отказано.
Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении; иные доводы и пояснения, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве третьего лица, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права и не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" о приостановлении производства по делу отказать.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2015 года по делу N А19-4955/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4955/2014
Истец: ООО "Иркутская энергосбытовая компания"
Ответчик: Марковское муниципальное образование в лице администрации Марковского муниципального образования
Третье лицо: Иркутское районное муниципальное образование в лице администрации Иркутского районного муниципального образования, Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3640/15
25.12.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4955/14
28.06.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4955/14
29.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6287/15
21.08.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3640/15
10.06.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4955/14
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-4955/14