г. Чита |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А78-13850/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу N А78-13850/2014 по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (Забайкальский край, г. Чита, ул. Курнатовского, 46, ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160, ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044), третье лицо - Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067, 672000, г. Чита, ул. Чайковская, д.28), об оспаривании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.),
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица - Карнауховой Е.С., представителя по доверенности N 25 от 18.02.2015,
в отсутствие в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет ЖКХ, заявитель) обратился с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения N 43 от 21.11.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет по финансам).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что денежная компенсация на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита" и денежное пособие при увольнении, связанное с выходом на пенсию, установлены в соответствии с положениями федерального и краевого законодательства и носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, то есть не являются вознаграждением за труд, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в связи с тем, что согласно статье 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. В этой связи с 2011 года объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Управление указывает, что единовременные выплаты при увольнении с уходом на пенсию по возрасту, либо по инвалидности производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем.
Выплата работникам каких-либо единовременных пособий в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, в частности в связи с выходом на пенсию по возрасту или в связи с инвалидностью, трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Следовательно, пособие, выплачиваемое работнику при увольнении по соглашению сторон в связи с выходом на пенсию по возрасту или в связи с инвалидностью, подлежит обложению страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплата, произведенная в рамках трудовых отношений. Данная позиция подтверждена в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.12.2013 N 17-3/2038.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что базой для начисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщикам страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в статье 9. Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим. Специальной нормы о включении в указанный перечень компенсационных выплат за неиспользованную санаторно-курортную путевку, производимых муниципальным служащим, в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ не предусмотрено.
Заявитель и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.07.2015.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; третье лицо известило суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей и согласии с принятым по делу судебным актом.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения о проведении выездной проверки от 07.08.2014 N 085 003 14 ВР 0000196/166 Управлением Пенсионного фонда в г. Чите проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - Комитетом ЖКХ за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 20.10.2014 N 212.
В ходе проверки установлено, что Комитет ЖКХ, выплачивая доход в пользу физического лица, обязан произвести начисление и уплату начисленных сумм страховых взносов. В нарушении статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федерального закона N 212-ФЗ), при определении базы для начисления страховых взносов не учтены виды оплаты:
- денежная компенсация на санаторно-курортное лечение в сумме 1296646,00 руб.;
- единовременное пособие при выходе на пенсию в сумме 77982,86 руб.
В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила: 314666,66 руб.
Данные обстоятельства подтверждается следующими документами:
- своды начислений и удержаний по организации за 2011-2013 гг.,
- индивидуальные карточки учета страховых взносов за 2011-2013 гг.,
-приказы о выплате компенсации на санаторно-курортное лечение, единовременное пособие при выходе на пенсию.
По результатам настоящей проверки предлагается:
I. Взыскать с Комитета ЖКХ:
1. Суммы неуплаченных страховых взносов в размере 314666,66 руб., в том числе:
а) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
- на страховую часть трудовой пенсии - 222806,02 руб.,
- на накопительную часть трудовой пенсии - 43613,78 руб.
б) страховых взносов на обязательное медицинское страхование:
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 44100,86 руб.,
- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 4146,00 руб.
2. Пени за неуплату страховых взносов в размере 59513,49 руб., в том числе:
а) в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 49780,60 руб., из них:
- на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 40959,56 руб.,
- на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии - 8821,04 руб.;
б) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8552,86 руб.;
- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1180,03 руб.
II. Плательщику страховых взносов внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета:
- отразить суммы доначисленных страховых взносов при предоставлении расчетов РСВ-1 ПФР за 2014 год по строке 120 расчета (после вынесения решения о привлечении);
-представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды, в которых были доначислены страховые взносы в пользу застрахованных лиц. Корректирующие сведения должны быть представлены вместе с исходными сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, в котором вступит в законную силу решение по результатам рассмотрения материалов выездной проверки в срок, установленный для представления отчетности в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
В случае непредставления в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю будут применены в соответствии со статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд РФ за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
III. Привлечь Комитета ЖКХ к ответственности, предусмотренной:
а) частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
В возражениях на акт проверки Комитет ЖКХ считает результаты выездной проверки не соответствующими требованиям закона и подлежащими отмене, ссылаясь на то, что денежная компенсация на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", установлена в соответствии с положениями федерального и краевого законодательства и является компенсацией, то есть не подлежит обложению страховыми взносами. Также не подлежит обложению и денежное пособие при увольнении, связанное с выходом на пенсию. При этом страхователь ссылается на положения Федерального закона N 212-ФЗ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Забайкальского края от 29.12.2008 N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае", Устава городского округа "Город Чита", Положения о муниципальной службе в городском округе "Город Чита", Положения о порядке выплаты денежной компенсации на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита".
По результатам проверки заместителем руководителя Управления Пенсионного фонда в г. Чите 21.11.2014 принято решение N 43 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании которого Комитет ЖКХ привлечен к ответственности, предусмотренной:
- частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 62933,33 руб.
По состоянию на 21.11.2014 Комитету ЖКХ начислены пени на общую сумму 62206,79 руб., из них:
на страховую часть трудовой пенсии - 42840,74 руб.,
на накопительную часть трудовой пенсии - 9207,07 руб.
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 8946,87 руб.,
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1212,11 руб.
Комитету ЖКХ предложено уплатить недоимку по страховым взносам на общую сумму 314666,66 руб., из них:
на страховую часть трудовой пенсии - 222806,02 руб.,
на накопительную часть трудовой пенсии - 43613,78 руб.
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 44100,86 руб.,
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 4146,0 руб.,
а также указанные штрафы и пени.
В решении указано на необходимость внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета. Отразить суммы доначисленных страховых взносов при предоставлении расчетов РСВ-1 ПФР за 2014 год по строке 120 расчета. Представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды, в которых были доначислены страховые взносы в пользу застрахованных лиц. Корректирующие сведения должны быть представлены вместе с исходными сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, в котором вступит в законную силу решение по результатам рассмотрения материалов выездной проверки в срок, установленный для представления отчетности в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
Считая решение незаконным, Комитет ЖКХ обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Комитет ЖКХ относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и лицом, с которым заключен трудовой договор.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Выплаты социального характера, основанные, в частности на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Указанная правовая позиция сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 и обоснованно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно данной норме не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переводом на другую работу в другую местность, за исключением указанных в этой норме права исключений, которые в данном случае неприменимы.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Пунктом 5 части 2 статьи 10 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае" установлено, что при определенных условиях муниципальному служащему предоставляются иные дополнительные гарантии в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 48 Устава городского округа "Город Чита" муниципальным служащим городского округа "Город Чита" муниципальным служащим городского округа при условиях, определенных нормативным правовым актом Думы городского округа, предоставляется дополнительная гарантия в виде компенсации на санаторно-курортное лечение.
Данная гарантия муниципальному служащему установлена и в пункте 9 части 1 статьи 20 Положения о муниципальной службе в городском округе "Город Чита", принятого Решением Думы городского округа "Город Чита" от 22.10.2009 N 158.
Положением "О порядке выплаты денежной компенсации на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", принятым Решением Думы городского округа "Город Чита" от 06.12.2007 N 208, установлены порядок, условия и размеры выплаты указанной компенсации.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данная выплата предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, и социальных гарантий муниципальных служащих органах местного самоуправления городского округа "Город Чита".
Указанная выплата носит социальный характер, не является стимулирующей, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, то есть не является вознаграждением за труд, при этом, денежная компенсация на санаторно-курортное лечение, выплачиваемая муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", непосредственно связана с выполнением указанными лицами трудовых обязанностей, то есть представляет собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и, следовательно, не подлежит обложению страховыми взносами.
Статьей 21 Положения о муниципальной службе в городском округе "Город Чита" предусмотрено, что муниципальному служащему, выходящему на пенсию, выплачивается денежное пособие в размере двух денежных содержаний муниципального служащего в случае прекращения работы в органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанная выплата является видом единовременного поощрения работника в связи с выходом на пенсию, поскольку она производились после увольнения работников с должности муниципальной службы и расторжения с ним трудовых договоров, соответственно не являлась стимулирующей, то есть не зависела от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что произведена вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии со статьей 21 Положения о муниципальной службе в городском округе "Город Чита".
Позиция Пенсионного фонда относительно того, что спорные выплаты являются иными выплатами, предусмотренными законодательством, осуществляемыми в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению страховыми взносами, не основана на нормах материального права.
Ссылки на письма Министерства труда и социальной защиты от 04.12.2013 N 17-3/2038, от 11.06.2014 N17-3/6-258 подлежат отклонению, так как данные письма не создают правовой нормы, не имеют нормативно-правового характера.
Кроме того, в силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении арбитражных дел.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 марта 2015 года по делу N А78-13850/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13850/2014
Истец: Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"