Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2015 г. N Ф03-4726/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А51-34201/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Географ",
апелляционное производство N 05АП-5585/2015
на решение от 08.06.2015
по делу N А51-34201/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Географ" (ИНН 2540187290, ОГРН 1122540011120, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2012)
к управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Владивостокского лесничества Минобороны РФ
об оспаривании отказа, оформленного письмом N 16524/20у от 11.09.2014,
при участии:
от управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4917, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2680; представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4918, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2084;
от ООО "Географ": представитель Ерофеев Е.С. по доверенности от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015, паспорт; представитель Колмыкова А.Н. по доверенности от 06.06.2015, сроком на один год, паспорт;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Фадеев Е.А. по доверенности от 05.11.2014 N 68, сроком на один год, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Фадеев Е.А. по доверенности от 21.01.2015 N 212/2/60, сроком до 19.01.2017, паспорт;
от Владивостокского леснического МО РФ - филиал ФГКУ "УЛХиП" МО РФ: представитель Ильина В.Ю. по доверенности от 18.05.2015 N 9, сроком на шесть месяцев, паспорт;
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края -не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Географ" (далее - заявитель, общество, ООО Географ") при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - ответчик, УГА администрации г. Владивостока), изложенного в письме от 11.09.2014 N 16524/20у, в выдаче акта выбора земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ориентировочной площадью 30 000 кв.м в районе ул. Зеленая, о.Русский и об обязании УГА администрации г. Владивостока выдать акт выбора земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 30 000 кв.м в районе ул. Зеленая, о. Русский в месячный срок с момента принятия решения судом.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) определением от 13.01.2015 арбитражным судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное казенное учреждение Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ДТУИО МО РФ) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).
Также определением от 27.04.2015 арбитражным судом к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Владивостокское лесничество).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Апеллянт оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок относится к категориям земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", а также об отнесении земельного участка к федеральной собственности. Неверным считает и вывод суда о том, что органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, является Министерство обороны Российской Федерации. Кроме того полагает, что нахождение земельного участка в прибрежной защитной полосе свидетельствует только об ограничениях в дальнейшем использовании такого земельного участка, но не является основанием для отказа в его предоставлении. Полагает, что судом в решении не дана полная оценка доказательствам, представленным обществом в ходе рассмотрения дела, опровергающим вышеуказанные выводы. В связи с чем, общество просит отменить решение суда от 26.05.2015, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия с согласия лиц, участвующих в деле и на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление по тексту представленного ранее через канцелярию суда в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы возражал. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Владивостокского лесничества МО РФ - филиал ФГКУ "УЛХиП" МО РФ по доводам апелляционной жалобы также возражал. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 163 АПК РФ апелляционная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 10.08.2015 до 17.06.2015 до 13 час. 10 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, с участием представителей сторон, которые поддержали свои позиции, озвученные до объявления перерывов в судебном заседании.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
19.07.2014 ООО "Географ" обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении земельного участка, предварительной площадью 30 000 кв.м, с предварительным согласованием места размещения объекта - кемпинг, по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зеленая с целью строительства указанного объекта. Вид использования: кемпинги, туристические базы, дома отдыха. К заявлению общество приложило ситуационный план земельного участка.
В дополнение к ранее поданному заявлению общество направило письменные уточнения своих намерений, которые приняты администрацией г. Владивостока 18.08.2014, вх. N 16524/20у о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30 000 кв.м, с предварительным согласованием места размещения объекта -кемпинг, по адресу: г. Владивосток, остров Русский, в районе ул. Зеленая для строительства вышеуказанного объекта. Вид использования: кемпинги, туристические базы, дома отдыха. К заявлению приложена схема расположения земельного участка и обоснование площади земельного участка.
31.07.2014 заявление общества и приложенный к нему пакет документов были направлены департаментом в орган местного самоуправления УГА администрации г. Владивостока для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора земельного участка для строительства кемпинга.
По результатам рассмотрения указанного заявления и пакета документов УГА администрации г. Владивостока пришло к выводу о невозможности выдачи акта о выборе земельного участка, расположенного в районе ул. Зеленая. о. Русский, для строительства с предварительным согласованием места размещения кемпинга с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что границы испрашиваемого земельного участка расположены в границах территории, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации; размещение кемпингов на испрашиваемой территории не предусмотрено. Отказ оформлен письмом от 11.09.2014 N 16524/20у.
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в период действия спорных отношений в силу статьи 29 ЗК РФ осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 ЗК РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
На территории города Владивостока выдача акта о выборе земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в спорный период были отнесены к компетенции УГА администрации г. Владивостока (пункт 4.18 положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259).
Порядок выдачи актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории был урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока соответствующей услуги, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 03.12.2010 N 1608.
Согласно абзацу 3 пункта 1.2 регламента в случае, если испрашиваемый участок находится в федеральной собственности, надлежащим заявителем является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого отказа послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отнесении спорной территории к федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти, либо земельный участок относился к землям федерального уровня (землям обороны и иного специального назначения).
При этом, пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 названного закона имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции и правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земельного участка, расположенного в районе острова Русский, в районе ул. Зеленая в лесном массиве, который был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс о закреплении за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных войсковым частям, учреждениям и организациям ВМС, в том числе площадью 50,87 га в Приморском крае.
То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок является лесным, подтверждается лесоустроительными планшетами, представленными в материалы дела Владивостокским лесничеством, которое находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, так же тем, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемая территория отнесена к зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения (ОО-5).
Согласно акту на отвод площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06.06.1955, Владивостокский лесхоз передал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда на островах Русский и Попова. Переданный участок гослесфонда острова Русский имеет определенные границы в пределах островной территории.
Факт размещения на земельном участке объектов (воинских частей, военных городков, военного лесничества) Министерства обороны РФ свидетельствует об отнесении их имущества к объектам федеральной собственности в соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную, государственную, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Из смысла вышеуказанного Постановления N 3020-1, а также согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", спорный земельный участок в составе единого землепользования относился к федеральной собственности в силу прямого указания закона и является собственностью Российской Федерации с 31.01.2006.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Земельный участок, расположенный в границах военного лесничества был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ до введения в действие вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Соответственно указанный земельный участок находится в федеральной собственности. Доказательств обратного и передачи земельного участка в установленном законом порядке в иную форму собственности лицами, участвующими в деле, не представлено.
На факте наличия прав на спорный земельный участок настаивал и представитель Минобороны в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Согласно постановлению Правительства от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооруженных сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации
Таким образом, именно Минобороны России является тем органом государственной власти, который вправе решить вопрос о предоставлении спорного земельного участка.
Соответственно, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком, поскольку выделение такого участка возможно исключительно при наличии положительного заключения Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
При этом то обстоятельство, что в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119, спорный земельный участок был отнесен к землям населенных пунктов, входит в границы Владивостокского городского округа (зона ОО-5) не имеет правового значения для целей определения уровня собственности и не влияет на то обстоятельство, что распоряжение таким участком, с учетом вышеизложенного, осуществляется исключительно по согласованию с Министерством обороны РФ.
Поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю не обращалось за обеспечением выбора земельного участка, у УГА г. Владивостока согласно абзацу 3 пункта 1.2 Регламента не имелось правовых оснований для предоставления муниципальной услуги.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс не исследовалось судом первой инстанции, а также довод о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебными актами по делу N А51-18768/2012, не могут иметь преюдициального значения для настоящего дела, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего:
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А51-18768/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2013, установлено, что до внесения границ населенных пунктов в сведения государственного кадастрового учета в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" от 18.08.2008 N 618, территория острова Русский полностью относилась к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в связи с размещением на всей территории острова объектов Министерства обороны Российской Федерации.
В рамках данного дела также исследовался вопрос о предоставлении в пользование Министерству обороны РФ земельных участков на территории о.Русский на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс о закреплении за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных войсковым частям, учреждениям и организациям ВМС, в том числе площадью 50,87 га в Приморском крае.
В рассмотрении дела N А51-18768/2012 принимали участие Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерство обороны Российской Федерации, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края и администрация г.Владивостока.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям статьи 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения пункта 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 13 от 31.10.1996 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" следует вывод о том, что то обстоятельство, что в настоящем деле участвуют лица, не участвовавшие в деле N А51-18768/2012, не свидетельствуют о том, что установленные решением арбитражного суда по названному делу обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего дела, не могут приниматься во внимание судом при рассмотрении данного дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные обстоятельства могут лишь быть переоценены арбитражным судом по настоящему делу на основании представленных не участвовавшими в деле N А51-18768/2012 лицами доказательств и пояснений, достоверно опровергающих выводы арбитражного суда по настоящему делу о наличии таких обстоятельств.
Вместе с тем, такие доказательства обществом в материалы дела не представлены.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий:
1) несоответствии их закону или иному правовому акту;
2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение УГА администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 11.09.2014 N 16524/20у, об отказе в выдаче акта выбора земельного участка площадью 30000 кв.м в районе ул. Зеленая, о.Русский для строительства, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.06.2015 по делу N А51-34201/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Географ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру ОАО "Сбербанк России" N 8635 от 24.06.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-34201/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2015 г. N Ф03-4726/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Географ"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Третье лицо: Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Росской Федерации, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Министерство обороны РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Территориальное управдение лесного хозяйства Минобороны РФ в лице 247 лесничества Минобороны РФ, ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны РФ в лице 247 лесничества Минобороны РФ