город Омск |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А75-13178/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7824/2015) муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Урай" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2015 года по делу N А75-13178/2014 (судья С.Г. Касумова), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью Проектно-экспертная компания "Энергоконтроль" (ОГРН 1118606000920, ИНН 8606014750) к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства города Урай" (ОГРН 1038600104905, ИНН 8606009077) о взыскании 1 262 377 руб. 40 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Проектно-экспертная компания "Энергоконтроль" (далее - ООО ПЭК "Энергоконтроль", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства города Урай" (далее - МУ "УКС г.Урая", ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 262 377 руб. 40 коп. по муниципальному контракту (0187300001914000253-0066013-01) от 19.08.2014 N 45 (далее - контракт).
Решением от 25.05.2015 по делу N А75-13178/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковые требования ООО ПЭК "Энергоконтроль" удовлетворил. С МУ "УКС г.Урая" в пользу ООО ПЭК "Энергоконтроль" взыскано: 1 262 377 руб. 40 коп. - сумма основного долга, 25 624 руб. - судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУ "УКС г.Урая" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы МУ "УКС г.Урая" указывает, что удовлетворяя исковые требования о взыскании 1 262 377 руб. 40 коп., суд не принял во внимание, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (пункт 2.5. контракта). Дополнительные работы, повлекшие увеличение цены контракта, выполнены на объекте без согласия заказчика, поскольку стороны в установленном законом порядке не внесли изменений в контракт и дополнительного соглашения к нему на выполнение спорных работ не заключали. ООО ПЭК "Энергоконтроль" правами, предусмотренными статьями 716, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не воспользовалось, доказательств направления подрядчиком в установленном порядке уведомления о приостановлении или прекращении работ в связи с необходимостью проведения дополнительных работ, в материалы дела не представлено. Поскольку муниципальный контракт на дополнительные работы между сторонами не заключался, то у истца отсутствуют обязательства перед ответчиком по проведению дополнительных работ (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12, от 04.06.2013 N 37/13, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2014 N ВАС-7598/14, от 27.05.2014 N ВАС-6022/14).
От ООО ПЭК "Энергоконтроль" отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2015 по настоящему делу.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в рамках муниципального контракта N 45 от 19.08.2014 ответчик (муниципальный заказчик) поручает, а истец (подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Инженерные сети по улице Механиков. Сети канализации" (далее - Объект).
Согласно пункту 2.1 цена контракта составляет 1 941 493 руб. 50 коп., НДС не облагается. Стоимость работ в ценах 2001 года составляет 432,84 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.1. подрядчик обязался выполнить работы на объекте в в течение двух месяцев с даты подписания сторонами контракта.
Порядок приемки выполненных работ предусмотрен сторонами в разделе 10 контракта.
Из пункта 16.2 контракта следует, что любые споры, не урегулированные во внесудебном порядке, разрешаются в арбитражном суде ХМАО - Югры с обязательным соблюдением претензионного порядка урегулирования спора. Срок рассмотрения претензии 20 календарных дней.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств по контракту (пункт 17.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.6. контракта оплата выполненных работ производится муниципальным заказчиком за фактически выполненные работы ежемесячно в течение 30-ти календарных дней с момента подписания сторонами справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, на основании выставленных подрядчиком счетов - фактур.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, истец выполнил предусмотренные контрактом работы, которые ответчиком оплачены, что сторонами не оспаривается (т. 1 л.д. 45).
Кроме того, в процессе выполнения работ была выявлена необходимость проведения дополнительных работ, обусловливающих возможность исполнения истцом обязательств по контракту в дальнейшем, в связи с чем, представителями сторон составлены и подписаны акты, устанавливающие объем дополнительных работ, подлежащих выполнению (т. 1 л.д. 39-42).
Факт выполнения дополнительных работ по контракту подтвержден подписанным сторонами актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.09.2014 N 3, а также односторонне подписанной справкой о стоимости выполненных работ (форма КС-3) от 30.09.2014 N 3 на сумму 1 262 377 руб. 43 коп. (т. 1 л.д. 50-56, 58).
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 28.10.2014 N 120-Э, в которой истец предлагал ответчику погасить задолженность за выполненные дополнительные работы, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на необоснованный отказ ответчика от оплаты выполненных дополнительных работ, истец обратился в суд с требованием о взыскании задолженности в размере 1 262 377 руб. 43 коп.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав условия договора, обоснованно посчитал, что между сторонами сложились гражданские правоотношения, регулируемые главой 37 ГК РФ, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиями заключенного контракта.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункты 1, 2 статьи 740 ГК РФ).
Согласно статьям 309, 310, 312, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, надлежащему лицу, в установленный срок, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В силу пунктов 1, 3 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
В соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Вместе с тем, ООО ПЭК "Энергоконтроль" выполнена указанная обязанность.
Материалами дела подтверждается факт того, что в процессе выполнения работ была выявлена необходимость проведения дополнительных работ, обусловливающих возможность исполнения истцом обязательств по контракту в дальнейшем, в связи с чем представителями сторон составлены и подписаны акты устанавливающие объем дополнительных работ, подлежащие выполнению (т. 1 л.д. 39-42, 93, 94, 97, 98).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что из подписанных заказчиком и подрядчиком без замечаний и возражений актов освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ (т. 1 л.д. 39-42, 93, 94, 97, 98) усматривается признанная, в том числе и ответчиком, необходимость немедленного выполнения дополнительных работ. При этом из содержания указанных актов следует, что подрядчиком выполнены следующие работы:
- разработка грунта производилась с погрузкой на автомобили и последующим вывозом данного грунта в объеме 1800 куб.м., поскольку производить обратную засыпку данным грунтом не представляется возможным, так как будут нарушены требования СНиП 2.04.03-85*, СНиП 3.05.04-85. Принято решение произвести засыпку траншеи наружных сетей канализации от КК-28 до КК-сущ. строительным песком в объеме 1800 куб.м. (акт освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ от 27.08.2014);
- при разработке траншеи выявлено, что отметка существующей сети канализации совпадает с отметкой вновь строящейся сети канализации, что не учтено рабочим проектом шифр 4410.К-11-НК, сметной документацией в контракте. Дополнительные работы: монтаж стального колодца, резка стальной трубы, заделка сальников, монтаж днища колодца, монтаж плиты перекрытия с люком, плита перекрытия (акт N 1 освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ от 11.09.2014)
При этом, по не опровергнутому утверждению истца дополнительный колодец был приобретен самим МУ "УКС г.Урая" и передан в работу (т. 1 л.д.95), что противоречит позиции ответчика об отсутствии в необходимости дополнительных работ;
- выполнены дополнительные работы частично не учтенные в проектно-сметной документации по пересечению действующих сетей (водоснабжения, канализации, сетей связи, ливневой канализации) (акт N 2 освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ от 11.09.2014);
- при разработке траншеи на глубину 5 м. ширина траншеи образовалась 4,5-5,5 м., что привело к обвалу грунта существующего благоустройства и стесненными условиями разработки грунта для траншеи 4,5-5,5 м. экскаватор производил разработку грунта с двух сторон от траншеи. Дополнительные работы: подготовка почвы для посева газонных трав (акт N 3 освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ от 11.09.2014).
Перечень работ, приведённый в вышеуказанных документах, позволяет заключить, что их выполнение являлось необходимым для завершения строительства и ввода его в эксплуатацию, что признавалось ответчиком, согласовавшим производство дополнительных работ и их принявшим.
Изложенные обстоятельства, по убеждению суда апелляционной инстанции свидетельствуют о допустимости данных актов в качестве доказательства.
Сведений и доводов, опровергающих содержание имеющихся в материалах дела актов освидетельствования дополнительно выполненных объемов работ, податель жалобы не представил.
Как следует из изложенных выше фактических обстоятельств дела, подтвержденных представленными в дело доказательствами, ответчик согласовывал с истцом дополнительные работы и счел их необходимыми. Несостоятельным при этом является довод о том, что истец не уведомил ответчика о необходимости выполнения дополнительных работ.
Таким образом, ООО ПЭК "Энергоконтроль" представлены доказательства необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в справке от 06.11.2014 N 41-97 ОАО "Водоканал" сообщает, что исполнительная документация по объекту: "Инженерные сети по улице Механиков. Сети канализации" сдана в ПОТ ОАО "Водоканал"; подключение выполнено согласно технических условий (т. 1 л.д. 46).
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции ответчик факт выполнения и принятия дополнительных работ не оспаривал, претензий по объему и срокам выполненных работ не предъявлял, ходатайств о назначении судебной экспертизы относительно определения объемов и стоимости фактически выполненных работ не заявил.
Наряду с указанным, суд апелляционной инстанции учитывает, что доводов о не качественности работ, дополнительно выполненных по акту формы КС-2 о приемке выполненных работ от 30.09.2014 N 3 (т. 1, л.д. 50-56), ответчиком также не заявлено.
Исходя из принципов равенства участников гражданского оборота и добросовестности их действий (статьи 1, 10 ГК РФ), установленное судом обстоятельство фактического выполнения дополнительных работ истцом ответчику при условии согласия ответчика на выполнение истцом этих работ и их принятие, в силу статей 307, 1102 ГК РФ порождает у ответчика обязательство по оплате фактически выполненных дополнительных работ.
Документов, свидетельствующих о том, что результат выполненных истцом дополнительных работ не представляет для ответчика интереса, не имеет потребительской ценности, фактически не использован и не может быть использован, в материалы дела им также не представлено. Доказательства, подтверждающие факт невыполнения или выполнения работ в ином объеме, иной стоимостью либо иным лицом ответчик в материалы дела не представил.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у ответчика обязанности по оплате дополнительных работ.
Ссылка МУ "УКС г.Урая" на возможность приостановления строительных работ в связи с необходимостью их выполнения в интересах заказчика судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку вышеприведенные доказательства свидетельствует, что ответчик был осведомлен о возникновении необходимости проведения дополнительных работ, признавал такую необходимость, работы согласовал и принял.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания оплаты за дополнительные работы в связи с отсутствием государственного контракта, заключенного сторонами в спорный период со ссылкой на правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях от 28.05.2013 N 18045/12, от 04.06.2013 N 37/13, определениях от 30.06.2014 N ВАС-7598/14, от 27.05.2014 N ВАС-6022/14, касающиеся споров по оплате фактически выполненных работ в отсутствие государственного контракта в случае, когда его заключение является для сторон обязательным, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Фактическое выполнение работ для государственных нужд без госконтракта влечет возникновение неосновательного обогащения у госзаказчика лишь в случае, если отношения между заказчиком и подрядчиком носят длящийся (регулярный) характер, работы не терпят отлагательства, деятельность подрядчика направлена на защиту охраняемого публичного интереса, нет претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538).
По убеждению судебной коллегии, вышеперечисленные условия имеются в рассматриваемом споре. Объект "Инженерные сети по улице Механиков. Сети канализации", строительство которого осуществлялось истцом в рамках заключенного муниципального контракта, относится к объектам муниципального коммунального хозяйства, соответственно, социально значимым для города Урая. Выполнение в процессе исполнения контракта возникших дополнительных работ, не учтенных рабочим проектом и проектно-сметной документацией контракта, не терпело отлагательств, а требовало незамедлительных действий, поскольку их невыполнение могло повлечь нарушения требований строительных норм и правил, разрушение объекта, а также невозможность сдачи его в эксплуатацию до наступления низких температур в зимний период времени. Соответственно, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, при этом недобросовестных действий исполнителя работ, направленных на приобретение незаконных имущественные выгод в обход Закона N 44-ФЗ, судом не установлено.
Таким образом, требование общества о взыскании суммы долга обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме - в размере 1 262 377 руб.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
По убеждению суда апелляционной инстанции, ничем не подтвержденные доводы не могут быть положены в основу судебного акта.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2015 года по делу N А75-13178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13178/2014
Истец: ООО Проектно-эксперная компания "Энергоконтроль"
Ответчик: Муниципальное казнное учреждение "Управление капитального строительства города Урай"