г. Хабаровск |
|
26 августа 2015 г. |
А37-424/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": Костенко Л.Г., представитель по доверенности от 02.08.2015;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: Хаванова О.В., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 05-05/003;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
на решение от 05.06.2015
по делу N А37-424/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании частично недействительными и неподлежащими исполнению требований N N 4; 5; 6 от 03.02.2015 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтённых ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - Общество, ОАО "Магаданэнерго") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) о признании недействительными и неподлежащими исполнению требования NN 4 - 6 от 03.02.2015 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтённых ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 05.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Требования N N 4; 5; 6 от 03.02.2015 признаны недействительными и не подлежащими применению в части возложения обязанности возврата в бюджет процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 742 321 рубля 08 копеек.
Не согласившись с судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права и неверным толкованием положений статьи 176.1 Налогового кодекса РФ, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заседание суда апелляционной инстанции проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Магаданэнерго" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании представленной Обществом 16.12.2014 налоговой декларации (корректировка N 1) по НДС за 3 квартал 2014 года с суммой налога, заявленной к возмещению в размере 40 055 681 рублей, а также заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС в данной сумме, было принято решение N 11 от 22.12.2014 о возмещении суммы НДС в размере 40 055 681 рублей в заявительном порядке. Данная сумма НДС была получена (зачтена) в заявительном порядке.
После принятия инспекцией решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки уточнённой налоговой декларации (корректировка N 1) Общество 02.02.2015 представило уточнённую налоговую декларацию по НДС (корректировка N 2) за 3 квартал 2014 года с заявленной суммой налога к возмещению в большем размере - 40 136 212 рублей.
В связи с представлением уточнённой налоговой декларации по НДС, налоговый орган вынес решение N 1 от 03.02.2015 об отмене решения N 11 от 22.12.2014 о возмещении суммы НДС заявленной к возмещению в заявительном порядке.
Вместе с этим налоговым органом были вручены обществу требования N N 4 - 6 от 03.02.2015 о возврате в бюджет излишне полученных (зачтённых) налогоплательщиком в заявительном порядке сумм НДС в размере 40 055 681 рублей и уплате сумм процентов, начисленных на возмещённую (зачтённую) раннее сумму НДС в размере 742 407 рублей 78 копеек.
ОАО "Магаданэнерго" возвратило в бюджет суммы НДС в размере 40 055 681 рублей, что подтверждается платёжными поручениями N N 734 и 735 от 06.02.2015 и N 750 от 09.02.2015.
Не согласившись с действиями налогового органа по начислению и возврату в бюджет сумм процентов в размере 742 407 рублей 78 копеек, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Общество обратилось с жалобой на незаконные действия налогового органа в Управление ФНС России по Магаданской области, которое решением от 04.03.2015 оставило налогоплательщика жалобу без удовлетворения.
Полагая, что требования N N 4 - 6 от 03.02.2015 по начислению и возврату в бюджет суммы процентов, начисленных на возмещённую (зачтённую) раннее сумму НДС в размере 742 407 рублей 78 копеек являются недействительными и не подлежащими применению, ОАО "Магаданэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Основанием выставления спорных требований, как установлено судом первой инстанции, явился вывод налогового органа о том, что наряду с общей процедурой возмещения НДС, предусмотренной статьей 176 НК РФ, налогоплательщик вправе в случаях, предусмотренных статьёй 176.1 НК РФ, воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, который представляет собой осуществление зачёта (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьёй 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
По мнению налогового органа, суммы, полученные налогоплательщиком (зачтённые налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учётом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в порядке, предусмотренном пунктами 17-23 этой статьи (которые определяют последовательность действий по возврату в бюджет излишне полученных (зачтённых) в заявительном порядке сумм и уплате процентов).
Налоговый орган также считает, что исходя из буквального толкования статьи 176.1 НК РФ следует что, в случае подачи налогоплательщиком уточнённой декларации после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязан на основании требования налогового органа возвратить полученные (зачтённые) в заявительном порядке суммы налога на добавленную стоимость с учётом процентов за пользование этими средствами независимо от того, какая сумма налога отражена в уточнённой декларации (большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации).
При этом действующие нормы Кодекса не препятствуют в этом случае в отношении сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к возмещению в уточнённой декларации, применить заявительный порядок возмещения налога.
Как установлено судом первой инстанции, возражения налогоплательщика сводятся к следующему.
По мнению Общества, положения статьи 176.1 НК РФ истолкованы налоговым органом неправильно, начисления процентов в данном случае незаконны, поскольку по смыслу пункта 15 статьи 176.1 НК РФ проценты могут начисляться только в случае излишнего возмещения налога, то есть на сумму, на возмещение которой у налогоплательщика отсутствует право. При этом факт излишнего возмещения налога устанавливается по результатам камеральной налоговой проверки путём вынесения соответствующего решения в порядке статей 101 и 176 НК РФ.
Следовательно, как полагает налогоплательщик, подача уточнённой налоговой декларации, не уменьшающей суммы заявленного к возмещению в заявительном порядке налога, не влечёт применение последствий, установленных пунктами 15 и 17 статьи 176.1 НК РФ (начисление процентов на сумму налога, предъявленного к возмещению в заявительном порядке), поскольку предусмотренные пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ проценты по своей правовой природе являются компенсацией потерь, которые несёт бюджет в связи с излишним возмещением налога.
Данный вывод соответствует складывающейся судебной практике (Определение ВАС РФ от 05.06.2012 N ВАС-6971/12).
Общество также считает, что иное толкование положений статьи 176.1 Кодекса ставит в привилегированное положение налогоплательщика, установившего неточности в первичной налоговой декларации и не подавшего уточнённую декларацию, по отношению к добросовестному налогоплательщику, установившему неточности в первичной налоговой декларации и подавшему уточнённую декларацию.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела: поданная ОАО "Магаданэнерго" в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2014 года с суммой, заявленной к возмещению в размере 40 055 681 рубль (корректировка N 1) с заявлением о применении заявительного порядка возмещения на основании статьи 176.1 НК РФ; вынесенное инспекцией 22.12.2014 решение N 11 о возмещении суммы НДС в указанном размере в заявительном порядке; представление Обществом 02.02.2015 уточнённой налоговой декларации по НДС (корректировка N 2) с суммой, заявленной к возмещению 40 136 212 рублей; вынесенное налоговым органом 03.02.2015 решение N 1 об отмене решения N 11 от 22.12.2014; вынесенные требования NN 4; 5 и 6 от 03.02.2015 о возврате в бюджет излишне полученных ОАО "Магаданэнерго" (зачтённых ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость, также уплате процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ; возврат Обществом в бюджет полученных ранее сумм НДС - 40 055 681 рублей; не оплата начисленных процентов, отсутствие между сторонами по указанным фактам спора, и установлено следующее.
Налоговым органом и налогоплательщиком по-разному истолкованы нормы налогового законодательства, регулирующие спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, зачёта (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьёй 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Согласно пункту 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путём подачи в налоговый орган заявления о применении заявительного порядка возмещения налога. В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьёй.
Согласно пункту 15 рассматриваемой статьи, в случае, если сумма налога, возмещённая налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачёте суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
В пункте 17 статьи 176.1 НК РФ установлено, что одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтённых ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещённой суммы налога в общей сумме налога, возмещённой в заявительном порядке) (далее в настоящей статье - требование о возврате).
На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Согласно пункту 24 статьи 176.1 НК РФ если уточнённая налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днём подачи уточнённой налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днём принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтённые налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учётом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции, сторонами не оспаривается тот факт, что в представленной последующей уточнённой налоговой декларации за 3 квартал 2014 года (корректировка N 2), сумма НДС, заявленная Обществом к возмещению, была выше, чем по уточнённой декларации (корректировка N 1), а, именно, 40 136 212 рублей, вместо 40 055 681 рубля заявленных ранее.
Таким образом, суд обоснованно признал правомерной позицию ОАО "Магаданэнерго", обосновывающего, что из системного толкования положений статьи 176.1 НК РФ следует, что проценты начисляются только в случае, если подтверждённая сумма налога к возмещению впоследствии уменьшится по сравнению с полученной в заявительном порядке, так как в данном случае бюджет не несёт никакие потери.
Суд первой инстанции также обоснованно учел, что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, в том числе, в постановлении N 10-П от 22.06.2009, что в соответствии с нормативно-доктринальными подходами, выработанными в практике Конституционного Суда Российской Федерации, в целях обеспечения реализации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными, неопределённость же норм налогового законодательства может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (статья 1 (часть 1) Конституции Российской Федерации) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (статья 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации); акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, причём все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога или сбора (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ) (Постановления N 13-П от 08.10.1997, N 5-П от 28.03.2000, N 2-П от 30.01.2001, определения N 266-О от 12.07.2006, N 444-О от 02.11.2006, N 294-О-П от 15.01.2008).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы налогового законодательства, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что начисление налоговым органом процентов в оспариваемых требованиях N 4 - 6 от 03.02.2015 является неправомерным, удовлетворив требования, заявленные ОАО "Магаданэнерго".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.06.2015 по делу N А37-424/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-424/2015
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4964/15
26.08.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3995/2015
19.08.2015 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-424/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-424/2015