г. Самара |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А55-1605/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Администрации муниципального района Шигонский Самарской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряхова Л.В., доверенность от 29.12.2014 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" - извещен, не явился,
от Суховой Зои Степановны - извещен, не явился,
от Министерства сельского хозяйства Самарской области - Кокшев А.И. доверенность от 12.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 года по делу N А55-1605/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "АгроЭлит", Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум,
Суховой Зои Степановны,
Министерства сельского хозяйства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Шигонский Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление) с заявлением, в котором просит:
- признать отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок N 37/504/2014-407 от 29.12.2014 г. и N 37/504/2014-406 от 29.12.2014 г. незаконными.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать переход права и права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок, находящиеся по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, 11-1 (л.д. 2-6).
Решением суда первой инстанции от 26.05.2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 110-116).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Администрации муниципального района Шигонский Самарской области в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя (исх. от 24.07.2015 г. N 1065).
Сухова Зоя Степановна ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. от 13.08.2015 г.).
Представитель Министерства сельского хозяйства Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 31.07.2015 г. N 2-16-21-93.
Считает, что одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, приобретая долю в жилом помещении, администрация должна оформить и долю на земельный участок, на котором расположено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
В этой связи действия администрации не противоречат нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
Общество с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" и Сухова Зоя Степановна в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Администрация муниципального района Шигонский совместно с ООО "АгроЭлит" заключили с Суховой Зоей Степановной Договор купли-продажи жилого помещения от 21.11.2014 г. (л.д. 18-19).
21.11.2014 г. в регистрирующий орган обратились Сухова З.С., а также муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" с заявлением N 63-63-37/504/2014-406 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на жилое помещение площадью 85,6 кв.м., расположенное по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодёжная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:404 и подано заявление N 63-63-37/504/2014- 407 о государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1030 кв.м., расположенный по адресу: Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодёжная, д. 11, кв. 1, с кадастровым номером 63:37:0103003:311.
Указанными лицами в регистрирующий орган представлялся договор купли-продажи от 21.11.2014 г. (продавец - Сухова З.С., покупатели - муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит"), предметом которого являются вышеназванные объекты недвижимого имущества (размеры долей в приобретаемом праве - 63/107 и 44/107 соответственно).
Согласно п. 2.1 указанного договора стоимость приобретаемой квартиры и земельного участка составляет 1 608 775 руб., из которых 943 690 руб. составляют средства федерального, областного и местного бюджетов (381 386 руб., 548 823 руб. и 13 481 руб. соответственно) (оставшаяся денежная сумма - собственные средства ООО "АгроЭлит").
В регистрирующий орган было представлено Соглашение от 09.12.2013 г. N 146, подписанное между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Администрацией муниципального района Шигонский Самарской области (л.д. 12-16).
Предметом данного соглашения является предоставление субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования (муниципальный район Шигонский Самарской области) по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения (на 2013 г.).
Сообщениями от 29.12.2014 г. N 37/504/2014-407 и N 37/504/2014-406 Управление Федеральной службы государственной регистрации отказало в государственной регистрацией права общей долевой собственности (л.д. 34-37).
Основанием для отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Самарской области указало на то, что покупка земельного участка с кадастровым номером 63:37:0103003:311 за счёт средств соответствующих бюджетов, которые предназначены конкретно для приобретения жилья, не может осуществляться. Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии договора купли-продажи от 21.11.2014 г. по содержанию требованиям действующего законодательства.
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 2-6).
26.05.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 110-116).
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика суд апелляционной инстанции находит необоснованными, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции квартира и земельный участок, расположенные по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Старый Тукшум, ул. Молодежная, 11-1, приобретены за счет средств федерального, областного и местных бюджетов на основании Соглашения от 23.12.2013 г. в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов по договору найма жилого помещения федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858.
В соответствии с указанным постановлением субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих:
- предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1;
- предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения, согласно приложению N 2.
Пункт 9 "Положения о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения" предусматривает формирование определенного размера социальных выплат, выделяемых молодым специалистам.
Согласно Соглашению от 23.12.2013 г. работодателю ООО "АгроЭлит" на молодую семью Выдренковых Администрацией была перечислена социальная выплата в сумме 943 690 руб., которая рассчитана в соответствии с пунктом 9 указанного Положения.
Таким образом, приобретая по договору купли-продажи жилого помещения долю на земельный участок, Администрация муниципального района Шигонский не перечисляла денежные средства (не софинансировала) на ее приобретение.
В соответствии с пунктом 2.2 договора указанная в п. 2.1. сумма за квартиру и земельный участок будет перечислена ООО "АгроЭлит" на счет Продавца в размере 943 690 руб., в том числе за счет: федерального бюджета - 381 386 руб., областного бюджета - 548 823 руб., местного бюджета - 13 481 руб., которые были перечислены на основании платёжных поручений от 27.12.2013 г. N 351, от 27.12.2013 г. N 348, от 27.12.2013 г. N 349 Администрацией ООО "АгроЭлит" на основании Соглашения от 23.12.2013 г. б/н в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению жилого помещения.
Пунктом 10 Положения установлено, что в отношении жилого помещения, приобретенного органом местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или общей собственности соответственно.
В случае если в отношении приобретенного жилого помещения зарегистрировано право общей собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговариваются целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению с молодой семьей и молодым специалистом договора найма этого помещения, а также по изменению и расторжению такого договора.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством приобретение жилого помещения без земельного участка невозможно, приобретая долю в жилом помещении, заявитель должен оформить и долю на земельный участок, на котором расположено жилое помещение.
При таких обстоятельствах действия заявителя не противоречат нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
В соответствии с п. 2.2.6 Соглашения N 146 от 09.12.2013 г. "О предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования муниципальный район Шигонский Самарской области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения, и реализации мероприятий, связанных с их предоставлением на 2013 год" Администрация муниципального района Шигонский обязана перечислить указанные в пунктах 2.1.2, 2.1.3 и 2.2.1 Соглашения средства субсидии на банковский счет работодателя в течение 5 рабочих дней со дня поступления субсидий в доход бюджета органа местного самоуправления, что Администрация района и сделала.
В целях приобретения жилого помещения денежные средства в размере 943 690 руб. были перечислены на банковский счет работодателя ООО "АгроЭлит".
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальный заказчик муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Части 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривают участие в закупках таких юридических лиц, как бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а так же иные юридические лица.
К иным юридическим лицам относятся организации, которые осуществляют закупки за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Между тем, отношения по приобретению квартиры и земельного участка Администрацией муниципального района Шигонский совместно с ООО "АгроЭлит", не подпадают под положения статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
Обществу с ограниченной ответственностью "АгроЭлит" не предоставлялись бюджетные инвестиции в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
В правоотношениях по заключению договора купли-продажи от 21.11.2014 г. муниципальный район Шигонский Самарской области и ООО "АгроЭлит" являются покупателями, сособственниками объектов недвижимого имущества (размеры долей в приобретаемом праве составляют 63/107 и 44/107 соответственно).
Применение к указанной сделке положений Федерального закона N 44-ФЗ привело бы тому, что ООО "АгроЭлит" стало бы заказчиком в контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения по заключению гражданско-правовых договоров, предметом которых является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования и юридического лица, не предусмотренного частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что решения регистрирующего органа не соответствуют требованиям статьи 20 Федерального закона от 20.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 года по делу N А55-1605/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1605/2015
Истец: Администрация муниципального района Шигонский
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Самарской области, ООО "АгроЭлит", Сухова Зоя Степановна