г. Самара |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А65-9285/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг" - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от УФНС РФ по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 года по делу N А65-9285/2015 (судья Абульханова Г.Ф.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
о признании недействительным решения от 20.01.2015 года N 4214
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг" обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 20.01.2015 года N 4214.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 года по делу N А65-9285/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:45:040104:517 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Базова,д.9.
Налогоплательщиком в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, с исчислением налога в размере 415 919 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 26.11.2014 N 26296, принято оспариваемое решение от 20.01.2015 года N 4214 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, с доначислением земельного налога за 2011 г. в сумме 203 551 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 09.02.2015 N2.14-0-18/003065@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы, и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Налоговым органом доначисление спорного налога произведено вследствие применения кадастровой стоимости в размере 41 295 341, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", на основании сведений, полученных из органов Росреестра по РТ.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправомерно.
Данные выводы суда согласуются с позицией, указанных в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П и в Определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Следовательно, постановление КМ РТ N 1102, опубликованное 02.02.2011, и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01.01.2012.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В постановлении от 02.07.2013 N 17-П КС РФ указал, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, КС РФ подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Таким образом, применение налоговым органом в решении кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением КМ РТ N 1102, опубликованном 02.02.2011, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951 кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 16:45:040104:517, установлена в сумме 27 727 940 руб., что подтверждается сведениями кадастровой службы.
Соответственно, с учетом положений статьи 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951, поскольку постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, налогоплательщик правомерно при расчете земельного налога за 2011 г. применил кадастровую стоимость земельных участков, утвержденных Постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2015 года по делу N А65-9285/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9285/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "АПМК-Билдинг", г. Альметьевск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы РФ по РТ