г. Вологда |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А05-4349/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета игрушек" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2015 года по делу N А05-4349/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Планета игрушек" (ОГРН 1102901005294, ИНН 2901204282; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 57; далее - Общество, ООО "Планета игрушек") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными постановлений от 14.01.2015 N 2.22/09-15К, 2.22/11-15К, 2.22/13-15К Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску ((ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Логинова, 29; далее - ответчик, Инспекция), которыми Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на сумму 40 000 рублей по каждому постановлению.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие в нормативной базе четкого определения территориальной обособленности подразделения юридического лица, в связи с чем считает, что невозможно сделать однозначный вывод о признании обособленным подразделением юридического лица каждой торговой точки в рамках одного населенного пункта, подпадающего под контроль одного налогового органа.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника от 16.12.2014 N 2.22-43/2145 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью у ООО "Планета игрушек" на объектах, расположенных в городе Архангельске, в ходе которой проверено три обособленных подразделения Общества, расположенных в городе Архангельске по следующим адресам: проспект Никольский, дом 62; проспект Троицкий, дом 20; проспект Ленинградский, дом 327.
Основной вид деятельности ООО "Планета игрушек" - оптовая торговля играми, игрушками, код ОКВЭД - 51.47.33, в отношении данного вида деятельности Общество применяет упрощённую системы налогообложения.
В ходе проверки полноты учёта выручки в обособленном подразделении на проспекте Ленинградский, дом 327, на втором этаже здания ТЦ "Фактория" установлено, что Обществом в арендованном помещении 22 кв.м (договор субаренды от 01.05.2012 N 20) организована розничная торговля детскими игрушками и канцтоварами (код ОКВЭД - 52.1) и отражено в акте от 30.12.2014 N 2.22-10/27, в акте обследования помещений от 16.12.2014 (том 2, листы дела 10), учёт выручки осуществляется с применением контрольно-кассовой техники АМС-100К.
При сверке выручки по фискальному отчёту за период с 01.12.2014 по 15.12.2014 с представленными на проверку кассовыми документами установлено, что суммы наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходованы, так как кассовая книга обособленным подразделением не ведется.
Общая сумма выручки за проверяемый период по данным фискальных отчётов составила 107 741 руб. 03 коп. и совпадает с данными сменных Z отчётов (суточных отчётов с гашением), журналов кассира-операциониста, в том числе наличными получено 105 466 руб., оплачено кредитными картами 2275 руб. Сумма наличной выручки составила 105 466 руб., в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходована. Кассовая книга, приходные и расходные кассовые документы в обособленном подразделении не велись. В кассовую книгу Общества, которая находится в головном офисе по адресу: город Архангельск, улица Гайдара, дом 57, указанная сумма наличной выручки обособленного подразделения оприходована полностью.
В ходе проверки полноты учёта выручки в обособленном подразделении на проспекте Никольский, дом 62, на втором этаже здания ТЦ "Авеню" установлено, что Обществом в арендованном помещении организована розничная торговля детскими игрушками и канцтоварами (код ОКВЭД - 52.1), о чём отражено в акте от 30.12.2014 N 2.22-10/28, в акте обследования помещений от 16.12.2014 N 2.22-14/2145/3 (том 2, листы дела 54), учёт выручки осуществляется с применением контрольно-кассовой техники Меркурий-130К.
При сверке выручки по фискальному отчёту за период с 01.12.2014 по 15.12.2014 с представленными на проверку кассовыми документами установлено, что суммы наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходованы, так как кассовая книга обособленным подразделением не ведется.
Общая сумма выручки за проверяемый период по данным фискальных отчётов составила 159 225 руб. 03 коп. и совпадает с данными сменных Z отчётов (суточных отчётов с гашением), журналов кассира-операциониста, в том числе наличными получено 105 637 руб., оплачено кредитными картами 53 588 руб. 03 коп. Сумма наличной выручки составила 105 637 руб., в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходована. Кассовая книга, приходные и расходные кассовые документы в обособленном подразделении не велись. В кассовую книгу Общества, которая находится в головном офисе по адресу: город Архангельск, улица Гайдара, дом 57, указанная сумма наличной выручки обособленного подразделения оприходована полностью.
В ходе проверки полноты учёта выручки в обособленном подразделении на проспекте Троицкий, дом 20, на втором этаже здания ТЦ "Гранд Плаза" установлено, что Обществом в арендованном помещении 10 кв.м (договор субаренды от 01.05.2014) организована розничная торговля детскими игрушками и канцтоварами (код ОКВЭД - 52.1), отражено в акте от 30.12.2014 N 2.22-10/26, в акте обследования помещений от 16.12.2014 N 2.22-14/2145/2 (том 2, листы дела 102), что учёт выручки осуществляется с применением контрольно-кассовой техники АМС-100К, Меркурий-130К.
При сверке выручки по фискальному отчёту за период с 01.12.2014 по 15.12.2014 с представленными на проверку кассовыми документами установлено, что суммы наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходованы, так как кассовая книга обособленным подразделением не ведется.
Общая сумма выручки за проверяемый период по данным фискальных отчётов составила 884 631 руб. 03 коп. и совпадает с данными сменных Z отчётов (суточных отчётов с гашением), журналов кассира-операциониста, в том числе наличными получено 761 649 руб., оплачено кредитными картами 122 982 руб. 03 коп. Сумма наличной выручки составила 761 649 руб., в кассовую книгу обособленного подразделения не оприходована. Кассовая книга, приходные и расходные кассовые документы в обособленном подразделении не велись. В кассовую книгу Общества, которая находится в головном офисе по адресу: город Архангельск, улица Гайдара, дом 57, указанная сумма наличной выручки обособленного подразделения оприходована полностью.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пунктов 2, 4.6, подпунктов 5.2, 5.3 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом ведении кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания ЦБ РФ N 3210-У).
По итогам проверки в отношении Общества должностным лицом Инспекции 30.12.2014 с участием законного представителя Общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, N 2.22/389-14К, 2.22/391-14К и 2.22/393-14К и 14.01.2015 составлены протоколы об административных правонарушениях N 2.22/09-15К, 2.22/11-15К, 2.22/13-15К, каждым из которых Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Общество с указанными постановлениями не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 23.5 КоАП РФ, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протоколы об административных правонарушениях составлены и оспариваемые постановления приняты должностными лицами Инспекции в пределах предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 4 Указаний ЦБ РФ N 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников (кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (пункт 4.1 Указания).
Пунктом 4.6. Указаний установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Пунктом 5.2. Указаний ЦБ РФ N 3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Из анализа указанных положений следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу полученных денежных средств, на сумму, отраженную на контрольной ленте ККТ, за минусом денежных средств, возвращенных покупателям.
Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации) и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
Таким образом, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу наличности в день ее поступления в кассовой книге предприятия.
Указания ЦБ РФ N 3210-У не предусматривают другие условия учета наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств.
На основании пункта 2 Указаний ЦБ РФ N 3210-У юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.
Исходя из положений пункта 5.3 Указаний ЦБ РФ N 3210-У прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001.
Следовательно, обособленное подразделение юридического лица обязано вести кассовую книгу, в том числе, когда наличная выручка передается в кассу головного подразделения.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, НК РФ не содержит понятия "рабочее место", следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство. В соответствии со статьей 209 НК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеет правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Из материалов дела усматривается, что Обществом оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца для своих работников (продавцов, кассиров) осуществляющих деятельность в торговых точках, расположенных в городе Архангельске по следующим адресам: проспект Никольский, дом 62; проспект Троицкий, дом 20; проспект Ленинградский, дом 327, что подтверждается копиями договоров субаренды, трудовых договоров, карточками регистрации ККТ.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314 указало, что обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество осуществляло на момент проверки деятельность через обособленные подразделения, расположенные в городе Архангельске по следующим адресам: проспект Никольский, дом 62; проспект Троицкий, дом 20; проспект Ленинградский, дом 327.
Требование Указаний N 3210-У о ведении кассовой книги, в которую вносятся записи должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, с учетом положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, так как контроль за осуществления кассовыми операциями и учетом наличной денежной выручки в конечном итоге направлен на недопущение занижения выручки с целью ухода от налогообложения.
С учётом того, что в каждом из подразделений Общество осуществляло приём наличных денежных средств (кассовые операции) и эти обособленные подразделения созданы на срок более одного месяца, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением Общества.
Факт отсутствия ведения в подразделениях кассовых книг Общество не отрицает.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 указанного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений по части 1 статьи 15.1. КоАП РФ.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и освобождения его от административной ответственности.
На дату вынесения оспариваемых постановлений срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановлений по делу об административном правонарушении, Инспекцией в ходе административного производства не допущено.
Оспариваемыми постановлениями штрафы наложены в пределах санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, оснований считать указанный размер штрафа несправедливым и несоразмерным совершенным правонарушениям не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют представленным доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2015 года по делу N А05-4349/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета игрушек" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4349/2015
Истец: ООО "Планета игрушек"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску