г. Хабаровск |
|
24 августа 2015 г. |
А73-3031/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Некоммерческого партнерства "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих": Рубана Е.А., представителя по доверенности от 02.06.2015 (сроком до 01.06.2016);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Горб Е.Е., представителя по доверенности от 26.12.2014 N 44 (сроком до 31.12.2015);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
на решение от 02.07.2015
по делу N А73-3031/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Некоммерческого партнерства "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Дальневосточная межрегиональная саморегулирующая организация профессиональных арбитражных управляющих" (далее - заявитель, НП "ДМСО"; некоммерческое партнерство; партнерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Росреестра по Хабаровскому краю) от 05.03.2015 N 00052715 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2015 требование НП "ДМСО", удовлетворено в полном объеме, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено, поскольку указанное Управлением Росреестра по Хабаровскому краю событие административного правонарушения, совершенное заявителем, не нашло своего подтверждения в судебном заседании - размещение реестра членов НП "ДМСО" в сети "Интернет", в котором не предусмотрен раздел, содержащий сведения о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения; в подразделе "Сведения о членах СРО" подраздела "Партнерство" размещен реестр членов партнерства, не содержащий сведений о лицах, прекративших членство в партнерстве, сведений о дате прекращения такого членства и основаниях такого прекращения - так как суд установил, что на официальном сайте НП "ДМСО" в разделе "Партнерство" в подразделе "Сведения о лицах, прекративших членство" в формате "Microsoft Excel" размещен реестр лиц, прекративших членство, который содержит все необходимые сведения - о лицах, о дате прекращения и об основаниях такого прекращения.
Полагая, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела, Управление Росреестра по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований НП "ДМСО".
Ссылаясь на положения статей 7, 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Порядок, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 23.04.2010 N 148, Требования, утвержденные Приказом Минэкономразвития от 31.12.2013 N 803, заявитель жалобы утверждает: о неверном выводе суда о том, что поскольку статья 7.1 Федерального закона N 315-ФЗ не указывает на форму размещения на официальном сайте информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, то ее форма и порядок ведения на сайте может не соблюдаться, так как размещение вышеуказанной информации на сайтах в сети "Интернет" должны соответствовать и Правилам, утвержденным Минэкономразвития РФ N 148, а обязанность саморегулируемых организаций привести свой сайт в сети "Интернет" в соответствие с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ N 803 к 11.07.2014, установлена частью 2 статьи 8 Федерального закона N 113-ФЗ, то есть сведения о действующих членах Партнерства и о лицах, прекративших свое членство должны содержаться в едином реестре, дающем представление об общем числе лиц саморегулируемой организации.
В своем отзыве на апелляционную жалобу НП "ДМСО" доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от административного органа в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе вместе с дополнительным документом - распечаткой с сайта заявителя (картой сайта).
Представитель административного органа в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по доводам, изложенным в ней и по доводам, изложенным в дополнении к апелляционной жалобе, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, представленного в суд вместе с дополнением к апелляционной жалобе - карты сайта заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании считает решение суда первой инстанции законным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев ходатайство представителя административного органа о приобщении к материалам дела дополнительного документа, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции определил: отказать в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства (карты сайта), которое не будет возвращено ее заявителю ввиду того, что карта сайта неотделима от дополнения к апелляционной жалобе.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления Росреестра по Хабаровскому краю в результате проведенной проверки по рассмотрению обращения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 06.02.2015 N 07-00734/15 и материалов приложенных к нему, осмотра сайта Некоммерческого партнерства "Дальневосточная межрегиональная организация профессиональных арбитражных управляющих" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.dmso.ru, установлено следующее.
Некоммерческим партнерством "Дальневосточная межрегиональная организация профессиональных арбитражных управляющих", включенным в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 24.06.2003 за N 0008, при размещении сведений на официальном сайте НП "ДМСО" в сети Интернет по адресу: www.dmso.ru допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации к саморегулируемым организациям по раскрытию ими информации, а именно: при осмотре сайта Партнерства 26.02.2015 в присутствии представителя НП "ДМСО" установлено, что в нарушение пункта 1 части 2 статьи 7, части 4 статьи 7.1 Федерального закона о СРО на официальном сайте НП "ДМСО" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.dmso.ru, по состоянию на 06.02.2015 размещен реестр членов НП "ДМСО", в котором не предусмотрен раздел, содержащий сведения о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения; на дату составления протокола на сайте НП "ДМСО" в подразделе "Сведения о членах СРО" подраздела "Партнерство" размещен реестр членов НП "ДМСО" который не содержит сведений о лицах, прекративших членство в Партнерстве, не содержит сведений о дате прекращения членства таких лиц и не содержит сведения об основаниях такого прекращения.
Согласно обращению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 06.02.2015 N 07-00734/15 и приложенных к нему выписок из протокола N 20/2014 от 09.12.2014 из членов партнерства исключены Бастраков И.В. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 09.12.2014 - неуплата членских взносов), Долгих Ю.Н. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 09.12.2014 - личное заявление) и Малаховский В.А. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 09.12.2014 - личное заявление).
Также из информации, размещенной на официальном сайте НП "ДМСО" Управлением Росреестра по Хабаровскому краю установлено, что в подразделе "Сведения о лицах, прекративших членство" раздела "Партнерство" в формате "Microsoft Excel" размещены "Сведения о лицах прекративших членство в НП "ДМСО" в соответствии с которыми в период с 11.04.2014 по 24.10.2014 в Партнерстве прекратили членство Сергеев B.C. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 11.04.2014 - личное заявление), Дудакова Н.Ю. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 11.04.2014 - личное заявление), Береснева Н.А. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 11.04.2014 - личное заявление), Каталов А.В. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 30.06.2014 -дисквалификация), Курдюков А.Н. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 08.09.2014 - личное заявление), Лукин СВ. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 24.10.2014 - личное заявление).
Вместе с тем, в реестре членов НП "ДМСО", размещенном на официальном сайте Партнерства по состоянию на 06.02.2015 отсутствуют сведения о вышеуказанных лицах за исключением Каталова А.В. (дата исключения из членов НП "ДМСО" 30.06.2014 - дисквалификация).
Партнерством 26.02.2015 на сайте размещен новый реестр членов НП "ДМСО", который также не соответствует требованиям Федерального закона о СРО.
Размещение на сайте НП "ДМСО" реестра членов Партнерства без указания лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации свидетельствует о нарушении пункта 1 части 2 статьи 7, части 4 статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
Данные обстоятельства подтверждаются реестром членов НП "ДМСО", размещенным 06.02.2015 и 26.02. 2015 на сайте Партнерства в котором отсутствуют сведения о лицах прекративших членство в Партнерстве, распечатанным посредством принтера на бумажный носитель и предоставленный представителю НП "ДМСО" для сверки, выписками из протокола N 20/2014 от 09.12.2014 и выпиской из протокола 19/2014 от 24.10.2014, сведениями о лицах прекративших членство, размещенными в формате "Microsoft Excel" в подразделе "Сведения о лицах, прекративших членство" раздела "Партнерство" на сайте НП "ДМСО" и распечатанным посредством принтера на бумажный носитель.
26.02.2015 по установленному факту Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в присутствии законного представителя общества - руководителя НП "ДМСО" Иванова С. В., в отношении заявителя составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
05.03.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии законного представителя общества - руководителя НП "ДМСО" Иванова С. В., вынесено постановление N 0052715 о назначении НП "ДМСО" административного наказания по части 2 статьи 14.52 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, НП "ДМСО" обжаловало его в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленное требование, исходил из следующего.
Неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, если обязанность по формированию компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами предусмотрена федеральными законами, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 14.52 КоАП РФ).
В силу пункта 1, подпункта 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о СРО), саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (далее - официальный сайт); саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте, помимо прочего, сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7.1 Федерального закона о СРО, реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации; лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что реестр членов саморегулируемой организации содержит следующие сведения:
1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дата его регистрации в реестре;
2) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации: а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица); б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя); в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;
3) сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами саморегулируемой организации;
4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, если требование, предусматривающее наличие такого договора страхования ответственности, является условием членства в саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
5) сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);
6) иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.
В соответствии с пунктами 4 и 5 указанной статьи, в отношении лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, указанной в части 3 настоящей статьи, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения; раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.
Документы и информация, предусмотренные пунктами 1 - 3, 6, 8 - 9, 12 части 2 статьи 7 Федерального закона о СРО, размещаются саморегулируемой организацией на официальном сайте не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты приобретения ею в установленном федеральными законами порядке статуса саморегулируемой организации и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (часть 3 статьи 7 Федерального закона о СРО).
Судом установлено, что в ходе проверки административным органом выявлено, что на официальном сайте НП "ДМСО" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.dmso.ru, по состоянию на 06.02.2015 был размещен реестр членов НП "ДМСО", в котором не предусмотрен раздел, содержащий сведения о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения. На сайте НП "ДМСО" в подразделе "Сведения о членах СРО" подраздела "Партнерство" размещен реестр членов НП "ДМСО" который не содержит сведений о лицах, прекративших членство в Партнерстве, не содержит сведений о дате прекращения членства таких лиц и не содержит сведения об основаниях такого прекращения.
Вместе с тем, на сайте НП "ДМСО" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.dmso.ru, размещен реестр членов НП "ДМСО", в котором не предусмотрен раздел, содержащий сведения о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения. Реестр членов НП "ДМСО" размещен в формате "Microsoft Excel" в разделе "Партнерство" в подразделе "Сведения о членах СРО".
На официальном сайте НП "ДМСО" в разделе "Партнерство" в подразделе "Сведения о лицах, прекративших членство" в формате "Microsoft Excel" размещен Реестр лиц, прекративших членство в НП "ДМСО". Указанный реестр содержит сведения о лицах, прекративших членство в НП "ДМСО", о дате прекращения их членства в НП "ДМСО" и об основаниях такого прекращения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что содержащаяся в Реестре НП "ДМСО" информация о лицах, прекративших членство в НП "ДМСО", о дате прекращения их членства в НП "ДМСО" и об основаниях такого прекращения, на момент проверки фактически была размещена на официальном сайте НП "ДМСО", однако она содержалась в отдельном реестре относительно сведений о действующих членах СРО.
Вместе с тем, часть 2 статьи 14.52 КоАП РФ предусматривает ответственность не за не размещение на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" Реестра членов СРО, в том виде, в котором он ведется саморегулируемой организацией (в его электронной форме), а за не размещение, сведений, содержащихся в данном реестре СРО и подлежащих в силу закона обязательному размещению в сети Интернет.
Исходя из вышеизложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что факт размещения на официальном сайте НП "ДМСО" всех установленных законом сведений о членах НПО "ДМСО" (действующих членах СРО) и о лицах, прекративших членство в НП "ДМСО" в виде двух отдельных реестров (таблиц), не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление Управления Росреестра по Хабаровскому краю является не законным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Хабаровскому краю, в связи с вышеустановленным, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по делу N А40-190356/2014 не может быть принята апелляционным судом, поскольку в данном деле арбитражными судами на основании оценки имеющихся в них конкретных доказательств были установлены иные фактические обстоятельства.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 июля 2015 года по делу N А73-3031/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3031/2015
Истец: Некоммерческое партнерство "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", НП "ДМСО ПАУ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю