Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2015 г. N Ф01-4920/15 настоящее постановление оставлено без изменения
26 августа 2015 г. |
А43-498/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" (ОГРН 1135200000792. ИНН 5256985476, г. Нижний Новгород, ул. Ломоносова, д. 13, кв. 70)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2015
по делу N А43-498/2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН"
о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области,
при участии:
от открытого акционерного общества "Сибур-Нефтехим" - Пирожковой Э.В. по доверенности от 15.06.2015 N 83,
и установил:
некоммерческое партнерство по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" (далее - Некоммерческое партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - Учреждение) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне объекта "этилено-и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 км, инвентарный номер 92456, литер 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)", и обязании Учреждения удалить из государственного кадастра недвижимости сведения об охранной зоне объекта "этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 км, инвентарный номер 92456, литер 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета рассматриваемого спора, открытое акционерное общество "Сибур-Нефтехим" (далее - ОАО "Сибур-Нефтехим"), общество с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля").
Решением от 01.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Некоммерческое партнерство не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Сибур-Нефтехим" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Сибур-Нефтехим", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Некоммерческое партнерство представляет интересы собственников земельных участков, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д. Бурцево, ул. Радужная.
При получении 04.10.2014 кадастрового плана территории от 30.09.2014 N К-В(ГКУ)/14-628796 кадастрового квартала 52:24:0030001 председателем правления Некоммерческого партнерства установлено, что около 40 земельных участков, расположенных по указанному выше адресу, находятся в охранной зоне объекта "(этилено - и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 км, инвентарный номер 92456, литер 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т2, 3Т,4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)" (далее - Объект).
03.12.2014 Некоммерческое партнерство направило в Учреждение заявление-претензию с требованием удалить из государственного кадастра сведения об охранной зоне Объекта.
Письмом от 29.12.2014 Учреждение предложило Некоммерческому партнерству обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Посчитав действия Учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне Объекта не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими его права и законные интересы, Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 9, 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектах" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Зона минимального расстояния до объекта системы газоснабжения относится к зонам с особыми условиями использования территорий (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, разработаны Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил трубопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль всей трассы трубопроводов - 100 метров от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1 Правил).
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 4.2 Правил).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе, содержащие ограничения использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение).
Участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются также и лица, заинтересованные во внесении в кадастр сведений о зонах, правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что для строительства трубопроводов в 1978 году на территории Богородского района были отведены участки лесных и сельскохозяйственных угодий (пашни), трубопроводы завершены строительством и введены в эксплуатацию в 1981 году, проложены под землей.
Трубопроводы предназначены для транспортировки этилена и пропилена (сжиженные углеводородные газы, обладающие опасными свойствами), в связи с чем участок магистрального продукта провода этилена "Кстово-Дзержинск" и участок магистрального продуктопровода пропилена "Кстово-Дзержинск" 27.08.2008 зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации ОПО N А-40-00425).
Этилено- и пропиленопроводы, кадастровый (условный) номер 52-52-10/057/2007-169, территориально пролегают по землям Кстовского, Богородского, Дальнеконстантиновского муниципальных районов, городов Дзержинска и Нижнего Новгорода и принадлежат на праве собственности ОАО "Сибур-Нефтехим" (свидетельство о государственной регистрации права от 27.08.2007 серии 52-АВ N 229579).
06.12.2012 ОАО "Сибур-Нефтехим" обратилось в Учреждение с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений об охранной зоне трубопроводов ОАО "Сибур-Нефтехим" в границах Богородского района.
Решением от 18.12.2012 N 61/12-2196 Учреждение внесло в ГКН сведения о зоне с особыми условиями использования территории с присвоением учетного номера 52.24.2.55, что подтверждается письмом Учреждения от 19.12.2012 N 2.1-30/785. Основанием внесения в ГКН сведений об охранной зоне магистральных трубопроводов ОАО "Сибур-Нефтехим" послужили нормы Правил, местоположение границы охранной зоны определено в межевом деле.
Данные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением Богородского городского суда Нижегородской области от 30.10.2014, принятому по результатам рассмотрения гражданского дела по иску ОАО "Сибур-Нефтехим" к Поспеловскому А.В.
С учетом установленных обстоятельств суд правомерно посчитал, что Учреждением на законных основаниях осуществлены действия по внесению в ГКН сведений об охранной зоне спорного Объекта.
Довод Некоммерческого партнерства о нарушении Учреждением процедуры внесения изменений в сведения в ГКН, выразившейся во внесении изменений в ГКН без предшествующего осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения), обоснованно отклонен судом, поскольку действующие Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.
Судом также правомерно отклонен довод Некоммерческого партнерства об отсутствии четких координат и границ охранной зоны по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству.
Согласно статье 20 Закона о землеустройстве в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).
Учреждение как орган государственной власти осуществило проведение землеустроительных работ по установлению зон с особыми условиями использования территории, на которой расположен принадлежащий ОАО "Сибур-Нефтехим" магистральный трубопровод.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688, характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий (особо охраняемых территорий) межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кадастровым инженером, проводившим работы по установлению границ охранной зоны объекта "этилено- и пропиленопроводы (транспортировка этилена и пропилена), длина 143,29 км, инвентарный номер 92456, литер 1Т, 1Т1, 1Т2, 2Т, 2Т1, 2Т2, 3Т, 4Т, условный номер 52-52-10/057/2007-169 (полигон N 2 охранной зоны)", определены (рассчитаны) координаты характерных точек границ зоны, что отражено в карте (плане) зоны с особыми условиями использования территории.
На основании данной карты (плана) в кадастровую выписку на земельный участок и в кадастровый паспорт было внесено описание местоположения охранной зоны.
Как обоснованно отметил суд, само по себе установление охранной зоны не является основанием для изъятия из собственности земельных участков, расположенных в данной зоне, напротив, данные сведения информирует собственников (пользователей) и покупателей земельных участков о наличии таких зон, особенностях и условиях использования расположенных в их границах земельных участков.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что действия Учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне Объекта являются законными и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Некоммерческим партнерством не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Некоммерческого партнерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2015 по делу N А43-498/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнерства по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного поселка "Бурцево НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-498/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2015 г. N Ф01-4920/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческое партнерство по защите прав и обслуживанию собственников земельных участков коттеджного посёлка "Бурцево НН"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ОАО "Сибур-Нефтехим", ООО "Земля", Представитель Нп "бурцево, Представитель НП "Бурцево НН"