г. Вологда |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А66-12216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лазурьстрой" директора Онохова Ф.С., Львова В.А. по доверенности от 16.02.2015 N 5, от администрации города Твери Никитиной Е.Б. по доверенности от 16.02.2015, Федяева С.Н. по доверенности от 01.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазурьстрой" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2015 года по делу N А66-12216/2014 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лазурьстрой" (место нахождения: 170008, город Тверь, проспект Победы, дом 27; ОГРН 1026900525640; ИНН 6903011910; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717; ИНН 6901000920; далее - Администрация) от 28.05.2014 N 640 в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта, расположенного по адресу: г.Тверь, пр-т Победы, д.2 (ост. "Волоколамский пр.", (номер в схеме НТО 521), а также об обязании ответчика включить названный нестационарный торговый объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают факт нахождения торгового объекта заявителя в охранной зоне инженерных сетей; заключение департамента архитектуры и строительства администрации города Твери не подтверждает данное обстоятельство, поскольку при его подготовке исполнительская съёмка инженерных сетей не производилась; акт обследования земельного участка, составленный специалистом департамента по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, не содержит информации о прохождении инженерных сетей, указывая на расстояние от торгового объекта до проезжей части; согласно заключению кадастрового инженера фактическое местоположение инженерных сетей можно определить лишь инструментальным способом; согласно письму ООО "Тверьводоканал" от 04.02.2015 N 464 нестационарный торговый объект заявителя расположен за пределами охранно-эксплуатационной зоны канализационной сети; письма ОАО "Газпром газораспределение Тверь" и ОАО "Ростелеком" свидетельствуют о том, что местоположение торгового объекта не влечёт нарушения действующих норм в области охраны сетей инженерного обеспечения; заключения и схемы, представленные Администрацией, данных обстоятельств не опровергают и не отвечают принципам допустимости, относимости и достоверности; протокол N 3 решения комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери уполномоченными лицами не подписан, заключение департамента архитектуры и строительства администрации города Твери подготовлено после принятия оспариваемого постановления; срок действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждённой постановлением Администрации от 09.06.2011 N 980, истёк, а новая схема не разработана; торговый объект заявителя установлен до утверждения указанной схемы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и её представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, распоряжением Главы администрации Центрального района г.Твери от 31.07.1995 N 177 товариществу с ограниченной ответственностью "Лазурьстрой" разрешена установка торгового киоска типа "Астра" по адресу: пр-т Победы, 20/2 (трамвайная остановка "Волоколамский пр-т").
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 24.04.2008 N 816 утверждены границы и площадь земельного участка земель общего пользования в кадастровом квартале 69:40:04 00 089 по адресу: г.Тверь, пр.Победы, в соответствии с планом земельного участка в размере 2616 кв.м.
Распоряжением Комитета от 23.03.2009 N 333 Обществу предоставлена в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400089:20 площадью 13 кв.м (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: г.Тверь, пр-т Победы, д.2) под торговый киоск сроком до 31.12.2009.
На основании указанного распоряжения между Комитетом и Обществом заключен договор N 024-з/09 от 23.03.2009 аренды земельного участка на срок до 31.12.2009.
Распоряжением Комитета от 07.07.2010 N 1874 и дополнительным соглашением от 09.07.2010 N 395-10 возобновлено действие договора аренды от 23.03.2009 N 024-з/09 сроком до 31.12.2010.
Письмом от 25.11.2011 N 14403-09 Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области подтвердило продление вышеуказанного договора на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии со статьёй 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 09.06.2011 N 980 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери (далее - Схема размещения НТО), в разделе 1 которой "Действующие нестационарные торговые объекты" числился и торговый киоск Общества под номером 521, расположенный на вышеуказанном земельном участке.
Постановлением Администрации от 28.05.2014 N 640 в Постановление N 980 внесены изменения, в соответствии с которыми часть нестационарных торговых объектов, в том числе и названный киоск заявителя, исключены из Схемы размещения НТО.
Общество, считая, что причины для исключения принадлежащего ему торгового объекта из Схемы размещения НТО, предусмотренные постановлением Администрации от 06.12.2012 N 1870 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Твери", отсутствуют, а внесение изменений в Схему размещения НТО не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых началась до утверждения этой схемы, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что согласно пункту 2.3 Порядка внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери, утверждённого постановлением Администрации от 06.12.2012 N 1870, не допускается размещение нестационарных торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей. При этом суд сослался на информацию, содержащуюся в письме Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери от 01.10.2013 N 29/1658-ви и имеющиеся в деле материалы о том, что киоски, расположенные на остановке "Волоколамский проспект" по проспекту Победы располагаются в охранной зоне инженерных сетей (трубопровод коммунального водоотведения, кабельные линии связи, газопровод среднего давления).
Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па, схема размещения НТО разрабатывается на три года, поэтому срок действия схемы, утверждённой постановлением Администрации от 09.06.2011 N 980, истёк 09.06.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па утверждён Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 458-па).
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается на три года. При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов должны учитываться архитектурные, градостроительные, строительные, санитарно-эпидемиологические, экологические и противопожарные нормы и правила.
Согласно пункту 7 Порядка N 458-па схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливается, в частности, период функционирования нестационарного торгового объекта.
Пунктом 5 Порядка N 458-па установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов принимается на основании заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Согласно схеме размещения НТО на территории города Твери, утверждённой постановлением Администрации от 20.08.2012 N 1359 "О внесении изменений в постановление администрации города от 09.06.2011 N 980 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери" период функционирования нестационарного торгового объекта под номером 521, расположенного по адресу: пр-т Победы, ост.Волоколамский пр.", составляет 1 год.
Согласно выписке из протокола комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Твери от 28.09.2011 N 10, адресованной директору Общества, ООО "Лазурьстрой" предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: пр-т Победы, ост.Волоколамский пр.", сроком на 1 год.
Оспариваемое постановление принято Администрацией после окончания установленного периода функционирования спорного торгового объекта.
Исключение из схемы размещения НТО объектов каких-либо торговых точек является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Довод жалобы о нарушении положений части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ основан на неправильном толковании норм материального права.
Названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока установленного периода функционирования торгового объекта.
В отношении довода Администрации о том, что спорный нестационарный торговый объект размещён в охранной зоне инженерных сетей апелляционный суд отмечает следующее.
Постановлением Администрации от 06.12.2012 N 1870 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Твери" утверждены Порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери и Требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков и павильонов) на территории города Твери.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, не допускается размещение нестационарных торговых объектов в нарушение требований действующего законодательства (санитарных, градостроительных, противопожарных и других норм и правил), в частности, в охранной зоне инженерных сетей.
Согласно пункту 2.4 указанного Порядка основания, перечисленные в пункте 2.3, являются основаниями для исключения мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы размещения.
Таким образом, нахождение нестационарного торгового объекта в охранной зоне инженерных сетей является основанием для исключения места размещения этого торгового объекта из утверждённой схемы независимо от периода его эксплуатации и истечения установленного периода функционирования.
Однако, по мнению апелляционного суда, в материалах дела, представленных в суд первой инстанции, отсутствуют надлежащие доказательства нахождения спорного торгового объекта в охранной зоне инженерных сетей.
Акт N 171 обследования земельного участка от 09.09.2013 с приложениями в виде схемы и фототаблицы содержит информацию только о расположении киосков на расстоянии 5,7 метра от проезжей части.
Письмо Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери от 01.10.2013 N 29/1658-ви содержит сведения о нахождении нестационарных торговых объектов, расположенных на проспекте Победы в районе остановки "Волоколамский проспект", в охранных зонах инженерных сетей: газопровод среднего давления, кабель связи, коммунальное водоотведение. Однако надлежащие доказательства данного обстоятельства не представлены.
Заключение Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, выданное с целью представления в Арбитражный суд Тверской области (лист дела 72), содержит информацию о нахождении сетей инженерно-технического обеспечения: трубопровода коммунального водоотведения (канализации), кабельных линий связи, газопровода среднего давления, на части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400089:20, используемой для размещения нестационарных торговых объектов. Данная информация не позволяет сделать вывод о нахождении торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей, поскольку в заключении не указано, на каком расстоянии от инженерных сетей расположены торговые объекты.
В апелляционный суд Обществом представлены письма организаций, эксплуатирующих инженерные сети: ОАО "Ростелеком", филиала ОАО "Газпром газораспределение Тверь" в городе Твери, ООО "Тверь Водоканал".
Согласно письму филиала ОАО "Газпром газораспределение Тверь" в городе Твери расстояние от газопровода до киосков, расположенных напротив жилого дома N 20/2 по проспекту Победы в г. Твери, составляет 2,2 м, охранная зона газопровода - территория, ограниченная условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой его стороны.
ООО "Тверьводоканал" сообщило о том, что нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: пр-т Победы, д.20/2, находится вне охранно-эксплуатационной зоны (по 3 метра в каждую сторону от наружных стенок трубопровода) канализационной сети.
Письмо ОАО "Ростелеком" не содержит информации о нахождении спорного торгового объекта в охранной зоне инженерных сетей.
Администрация также представила в апелляционный суд письма указанных организаций, эксплуатирующих инженерные сети.
ОАО "Газпром газораспределение Тверь" сообщило о нахождении киоска Общества в охранной зоне газопровода - на расстоянии 0,5 м от оси газопровода.
Тверской филиал ПАО "Ростелеком" сообщил о непосредственном расположении нестационарного торгового объекта Общества на линейно-кабельных сооружениях связи.
ООО "Тверь Водоканал" сообщило о том, что от Общества дважды поступали заявления о подтверждении нахождения нестационарного торгового объекта вне охранно-эксплуатационной зоны канализационной сети с приложением разных схем. Согласно одной из схем спорный объект находится в охранно-эксплуатационной зоне канализационной сети, согласно другой схеме - вне этой зоны.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о нахождении принадлежащего Обществу нестационарного торгового объекта в охранной зоне газопровода и канализационной сети. В отношении нахождения спорного объекта в охранной зоне линейно-кабельных сооружений связи из писем Тверского филиала ПАО "Ростелеком", представленных как Администрацией, так и Обществом, следует, что принадлежащий Обществу нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне линейно-кабельных сооружений связи.
При указанных обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2014 года по делу N А66-12216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазурьстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12216/2014
Истец: ООО "Лазурьстрой"
Ответчик: Администрация города Твери