Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф08-9175/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2015 г. |
дело N А53-1000/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г.Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель Колупаева Н.А. по доверенности от 12.01.2015;
от заинтересованного лица: представитель Савельева О.В. по доверенности от 18.11.2014;
от третьего лица: представитель Пронина А.В. по доверенности от 06.04.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 по делу N А53-1000/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори"
к заинтересованному лицу - Администрации города Ростова-на-Дону
при участии третьего лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
об оспаривании действий и обязании устранить допущенное нарушение прав собственника,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - ООО "ТФ "Донские зори", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации г. Ростова-на-Дону (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по определению места расположения красных линий на карте объекта землеустройства относительно объектов землеустройства по адресам: пр. Космонавтов, 4,в, 4/16, 6/13, 4г, 4б, и обязании устранить допущенное нарушение прав собственника путем внесения уточнения в сведения о расположении красных линий в районе в соответствии с линией фактической застройки.
Определением суда от 19.02.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
Решение мотивировано тем, что сам факт прохождения красных линий через земельные участки истца не свидетельствуют в соответствии со ст.304 ГК РФ о нарушении права собственности организации, поскольку не создают ей препятствия в пользовании этими участками в соответствии с видом разрешенного использования, определенного в кадастровых паспортах.
ООО "Торговая фирма "Донские зори" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что вследствие нанесения красных линий часть земельных участков истца получили статус территории общего пользования.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация и департамент просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители администрации и департамента возражали против удовлетворения жалобы, повторили доводы, изложенные в письменных отзывах.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТД "Донские зори" является собственником следующих объектов недвижимого имущества, находящихся в г. Ростове-на-Дону: пр. Космонавтов, 4/16: нежилое здание общей площадью 13 335,7 кв.м., магазин общей площадью 70,4 кв.м.; земельные участки площадью 9 377 кв.м., 289 кв.м., 10 267 кв.м., 443 кв.м., которые по договорам купли-продажи по частям в 2003, 2004, 2010 годах были приобретены истцом в собственность; г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 6/13: торговый центр общей площадью 10 586,1 кв.м., кабельный коллектор, протяженностью 136,24 кв.м., земельный участок площадью 7 830 кв.м., который по договорам купли-продажи по частям в 2003 и 2010 годах был приобретен истцом в собственность.
02.10.2012 принято постановление Мэра г. Ростова-на-Дону N 850 "Об утверждении проекта планировки территории Северного жилого массива - чертеж красных линий".
Полагая, что нанесением красных линий, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону N 850 "Об утверждении проекта планировки территории Северного жилого массива - чертеж красных линий", существенно нарушены права истца как собственника вышеуказанных объектов недвижимости, поскольку данные линии пересекают земельные участки по адресам: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 4в, 4/16, 6/13 и за красными линиями оказались земельные участки по адресам: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 4г, 4Б, 4г, кабельный коллектор, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель выбрал неверный способ защиты нарушенного права, поскольку заявителю следовало обжаловать постановление Мэра города N 850 от 02.10.2012 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовым основанием заявленных требований заявитель указал статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 304 ГК РФ собственник или иной правообладатель вправе требовать устранения нарушения его права, не связанного с лишением владения.
Пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.
Согласно статье 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Части 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Частью 1 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Указанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Из пункта 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция), следует, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Исходя из положения части 1 статьи 41 ГрК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.13 ст.45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 Кодекса.
В силу ч.5 ст.46 ГрК РФ такой особенностью является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях.
В соответствии с ч.б ст.46 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по обсуждению документации о планировке территории установлен решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.12.2006 N 219, согласно ст. 3 которого определено, что органом Администрации города, уполномоченным осуществлять подготовку к проведению публичных слушаний, в том числе подготовку проектов постановлений Администрации города по вопросам, связанным с публичными слушаниями, является Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст.46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Информирование население о проведении публичных слушаний осуществлялось посредством публикации объявления в газете "Ростов Официальный" от 04.04.2012 N 14 и направления почтовых уведомлений правообладателям объектов недвижимого имущества, находящихся в границах территории, в отношении которой был утвержден проект планировки.
Все принятые в утвержденной документации проектные решения в части обозначенных красных линий рассматривались (в соответствии с требованиями ст.46 п. 5-9 Градостроительного Кодекса РФ) 06.06.2012 на публичных слушаниях по проекту планировки территории Северного жилого района - чертеж красных линий.
Среди приглашенных на заседание присутствовали представители ООО "ТФ "Донские зори", о чем свидетельствует протокол заседания по проведению публичных слушаний.
В ходе проведения публичных слушаний в комиссию поступили замечания и обращения граждан и юридических лиц, в том числе о несогласии с разработанными поперечными профилями магистралей городского и районного значения. В составе замечаний, отображенных в приложении к протоколу заседания комиссии по публичным слушаниям градостроительной документации от 06.06.2012, имеются указанные в заявлении ООО "Донские зори" земельные участки (по адресу: просп. Космонавтов, 4,4/16,46,6/13).
В результате анализа (проведенного Департаментом архитектуры и градостроительства) представленных в комиссию замечаний было принято решение об отклонении обращений, не соответствующих Генеральному плану города, а также обращений, влекущих за собой уменьшение поперечного профиля улиц (в том числе просп. Космонавтов) за счет территорий общего пользования (см. п. 1 Заключения о результатах публичных слушаний от 06.06.2012).
Следовательно, красные линии установлены с соблюдением действующего законодательства, включая процедуру публичных слушаний.
Спорные красные линии установлены в соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 Инструкции данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации (пункт 4.1 Инструкции).
Установление красных линий осуществляется с учетом существующей застройки. В случае если, установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
В обоснование доводы жалобы заявитель ссылается на то, что красные линии пересекают земельные участка по пр. Космонавтов,4в, 4/16 и 6/13, а также за красными линиями оказались земельные участки по пр. Космонавтов,4г, 46 и кабельный коллектор. Красные линии определены без какого-либо технического обоснования.
С данными доводами судебная коллегия согласиться не может. Установленные правовым актом красные линии определяют размер поперечного профиля проспекта Космонавтов - магистральной улицы общегородского значения в соответствии с Генеральным планом города, утвержденным решением Ростовской - на - Дону городской Думой от 24.04.2007 N 251. В соответствии в проектом планировки территории СЖМ ширина поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения - просп. Космонавтов принят - 79-м.
При разработке проекта планировки указанной территории - чертеж красных линий при принятии в проекте ширины поперечного профиля улиц и проспектов магистральных улиц общегородского значения разработчики руководствовались нормами СНиП 2.07.01.89(2000), НГП ГО и ПРО от 2007, а также расчетными параметрами интенсивности движения в раннее выполненном проекте планировки и межевания в границах: балки Темерник-северная линия застройки ул. Орбитальной, ул. Беляева- южная линия застройки ул. Орбитальная, ул. Добровольского, просп. Королева, в части анализа транспортного мониторинга и организации улично - дорожной сети, пешеходного движения, движения общественного транспорта, выполненного научно- производственной лабораторией транспортных проблем.
Постановлением Мэра города N 850 от 02.10.2012 утвержден чертеж красных линий в обозначенных границах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что утвержденная постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 02.10.12 N 850 документация разработана в соответствии с Генеральным планом города, требованиями градостроительного Кодекса РФ (ст.1 п.11, 12) и нормативами градостроительного проектирования (требованиями РДС 30-201-98 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации"). Красные линии на указанной территории по просп. Космонавтов определяют планируемое расширение автомобильной дороги.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что на земельных участках истца, расположенных за красными линиями, не находится объектов недвижимого имущества, прохождение красной линии через земельный участок заявителя не противоречит нормам закона.
Кроме того, строительство автомобильной дороги является основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд в порядке ст.49 ЗК РФ. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Сам факт прохождения красных линий через земельные участки заявителя не свидетельствуют в соответствии со ст.304 ГК РФ о нарушении права собственности организации, поскольку не создают ей препятствия в пользовании этими участками в соответствии с видом разрешенного использования, определенного в кадастровых паспортах.
Возражая против доводов жалобы, администрация указала, что изъятие принадлежащего на праве собственности заявителю земельного участка будет осуществлено путем выкупа, что предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, заявитель не доказал, что оспариваемыми действиями администрации нарушается право собственности общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 по делу N А53-1000/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1000/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф08-9175/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Торговая фирма "Донские зори"
Ответчик: Администрация города Ростова-на-Дону
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону