г. Ессентуки |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А20-4126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сокол" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2015 по делу N А20-4126/2014 (судья Шогенов Х.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сокол" (с.п. Баксаненок, ОГРН 1130718000929, ИНН 070101001)
к Местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, г. Прохладный
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания", г. Прохладный, общество с ограниченной ответственностью "Дамиан", г. Прохладный,
о признании незаконным бездействия местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и обязании выдать технические условия и плату за подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на земельные участки,
при участии в судебном заседании:
от местной администрации Прохладненского муниципального района: Маслиевой Л.В. по доверенности от 04.08.2015,
от ООО "Ремонтно-строительная компания": Драгунова К.Б. по доверенности от 16.03.2015,
от ООО "Домиан": Драгунова К.Б. по доверенности от 30.03.2015,
в отсутствие иных надлежаще извещенных участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сокол" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкрской Республики (далее - администрация) о признании недействительными аукционов, открытых по составу участников и по форме подачи предложений по цене по продаже права на заключение договоров купли-продажи земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома не выше 3-х этажей, извещения о которых опубликованы- 24.07.2014, 31.07.2014 и 07.08.2014 на официальном сайте администрации по следующим земельным участкам:
- земельным участкам, расположенным по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, в границах земель муниципального образования с.п.Учебное с кадастровым номером 07:04:1800002:232 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1800002:233 общей площадью 382 кв. м, кадастровым номером 07:04:1800002:239 общей площадью 403 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1800002:234, общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1800002:238 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1800002:240 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:2000002:83 общей площадью 400 кв. м.;
- земельным участкам, расположенным по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, в границах земель муниципального образования с.п. Ульяновское, с кадастровым номером 07:04:0700002:49 общей площадью 668 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:50, общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:62, общей площадью 668 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:51 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:52 общей площадью 400 кв. м; с кадастровым номером 07:04:0700002:58 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:57 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:61 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:63 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:56 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:59 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:66 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:60 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:54 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:55 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:65 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:64 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:67 общей площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 07:04:0700002:68 общей площадью 400 кв. м;
- земельным участкам, расположенным по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, в границах земель муниципального образования с.п. Прималкинское, с кадастровым номером 07:04:2600009:157 общей площадью 673 кв. м,
с кадастровым номером 07:04:2600009:156 общей площадью 400 кв. м;
- земельным участкам, расположенным по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, в границах земель муниципального образования ст. Солдатская, с кадастровым номером 07:04:1600003:184 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:185 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:186 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:187 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:188
общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:189 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:190 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:191 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:194 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:195, общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:196 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:197 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:198 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:199 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:192 общей площадью 360 кв. м, с кадастровым номером 07:04:1600003:193 общей площадью 360 кв. м.
Также общество просило суд об отмене протоколов аукционов и о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома не выше 3-х этажей, заключенных по результатам проведения аукционов.
Определением суда от 06.04.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены победители оспариваемых аукционов - ООО "Дамиан" и ООО "Ремонтно-строительная компания".
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие в извещении о проведении аукциона и аукционной документации конкретных сведений о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также несоответствие отдельных полученных администрацией технических условий требованиям пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 не могут быть признаны существенным нарушением правил проведения торгов и служить основанием для признания торгов недействительными. Также суд учел тот факт, что общество не подавало заявку на участие в аукционах, и принял во внимание, что на спорных земельных участках в настоящее время возведены жилые дома, что делает невозможным приведение сторон в первоначальное состояние.
Не согласившись с указанным решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не дал надлежащую оценку всем доводам общества, суд проигнорировал факт аффилированности лиц - участников аукциона. По мнению подателя жалобы, отсутствие в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения нарушает права общества как потенциального участника аукциона.
Согласно представленным отзывам администрация, ООО "Дамиан" и ООО "Ремонтно-строительная компания" считают доводы жалобы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 15.07.2015 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители администрации, ООО "Дамиан" и ООО "Ремонтно-строительная компания" с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на сайте суда в сети "Интернет", явку своих представителей на заседание суда не обеспечили. От общества поступило ходатайства о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд в порядке ст. 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Выслушав пояснения представителей администрации, ООО "Дамиан" и ООО "Ремонтно-строительная компания", проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда от 26.05.2015 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.07.2014, 31.07.2014, 07.08.2014 на официальном сайте администрации опубликованы извещения о проведении аукционов в соответствии со ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, открытых по составу участников и по форме подачи предложений о цене по продаже права на заключение договора купли-продажи земельного участка, под строительство многоквартирного жилого дома не выше 3-х этажей на вышеназванные земельные участки.
В указанных извещениях говорится, что торги будут проводиться в порядке, установленном ст. 30, 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В нарушение ст. 38.1 ЗК РФ в опубликованных извещениях об аукционах отсутствуют конкретные сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов - многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также об оплате за подключение (технологическое присоединение).
Общество, ссылаясь на указанное нарушение, обратилось к администрации с письмами от 30.07.2014 и от 07.08.2014 о выдаче копий технических условий и разъяснении действующих тарифов на подключение.
Неполучение от администрации ответа явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в извещении о проведении аукциона и аукционной документации конкретных сведений о технических условиях присоединения, а также несоответствие отдельных полученных ответчиком технических условий требованиям пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) не могут быть признаны существенным нарушением правил проведения торгов и служить основанием для признания торгов недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу пунктов 1 и 10 статьи 38.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать, кроме прочих, сведения о предмете аукциона, включающие сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.
Подробно содержание технических условий закреплено в пункте 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Указанные в пункте 10 статьи 38.1. ЗК РФ сведения о предмете аукциона в силу пункта 24 названной статьи должны быть указаны и в протоколе о результатах аукциона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Судом установлено, что не указание в извещении о проведении аукциона непосредственно технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку это общедоступная информация, публикуемая в средствах массовой информации.
Технические условия готовятся и выдаются в адрес администрации Прохладненского муниципального района организациями, занимающимися техническим обеспечением тех или иных коммуникаций, а также эти организации устанавливают тарифы на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Со всей документацией, относящейся к проводимому аукциону и предмету аукциона, все участники могли ознакомиться в администрации как при подаче заявок на участие, так и в ходе подготовки проведения аукциона. Опубликованное извещение содержит все необходимые контакты для получения необходимой дополнительной информации.
Оспариваемые аукционы организованы и проведены в соответствии с порядком организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. В том случае, если приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
Требуя признать торги недействительными, истец должен предоставить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Материалами дела подтверждается, что общество с заявкой на участие в аукционах не подавало, необходимый задаток на расчетный счет организатора аукционов не вносило, участия в торгах не принимало. Доказательств нарушения его прав и законных интересов проведением торгов и заключением по их результатам договоров купли-продажи земельных участков с ООО "Дамиан" и ООО "Ремонтно-строительная компания", не представлено. Общество не обосновало, каким образом удовлетворение требования о признании недействительными торгов может восстановить его нарушенные права и законные интересы.
Поскольку истец по правилам статей 4 и 65 АПК РФ не доказал наличие материально-правовой заинтересованности в оспаривании аукционов (заключенных по их результатам сделок), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Ввиду установленного факта отсутствия у истца материального права на иск по смыслу статьи 449 ГК РФ иные доводы заявителя о допущенных нарушениях при проведении оспариваемых торгов не могут служить основанием для признания их недействительными.
При этом суд принял во внимание, что на основании заключенных с администрацией контрактов о приобретении жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного дома на спорных земельных участках возведены жилые одноэтажные двухквартирные дома с процентом готовности 42%-78%, в дело представлены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Данное обстоятельство делает невозможным приведение сторон в первоначальное состояние.
Суд правомерно отклонил доводы истца о том, что администрация, предусмотрев такой способ описания предмета аукциона, не дала возможность ему как потенциальному участнику правильно сформировать свой интерес к аукциону, в том числе оценить целесообразность участия в аукционе, поскольку заявитель наряду с другими участниками имел доступ ко всей документации об аукционе.
Материалами дела подтверждено, что истец, обратившись с заявлением в администрацию о разъяснении положений аукционной документации фактически избегал получения указанных разъяснений, при этом своим правом на участие в аукционе не воспользовался.
Подлежит отклонению довод жалобы о наличии сговора между участниками аукциона ввиду их аффилированности, направленного на снижение цены путем проведения неконкурентных торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 1 ст. 11.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 17 данного Закона нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Таким образом, для признания сделок недействительными на основании указанных норм закона необходимо наличие доказательств согласованности в действиях хозяйствующих субъектов. Однако истцом таких доказательств не представлено, а запрета на участие в торгах юридических лиц, имеющих одного учредителя, но возглавляемых разными лицами, в действующем законодательстве не закреплено.
С учетом этого указанный довод подлежит отклонению.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2015 по делу N А20-4126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4126/2014
Истец: ООО "Сокол"
Ответчик: Местная администрация Прохладненского муниципального района, ООО "Домиан", ООО "Ремонтно-строительная компания"
Третье лицо: ООО "Домиан", ООО "Ремонтно-строительная компания", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР по г. Прохладному, УФРС по КБР по г. Прохладному