г. Томск |
|
2 сентября 2015 г. |
Дело N А45-1747/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Глухова Е.С. по доверенности от 12.01.2015 г. (по 31.12.2015 г.) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 28 мая 2015 года по делу N А45-1747/2015 (судья Мануйлов В.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (ИНН 7714617793, ОГРН 1057748288850)
к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (далее- ООО "Евросеть-Ритейл", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее- НРОФСС, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в применении повышенного районного коэффициента к обязательному страховому обеспечению по обязательному страхованию при расчете единовременного пособия при рождении ребенка в отношении сотрудника Дриженко Е.В. и обязании произвести расчет единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 13 741 руб. 99 коп. сотруднику Дриженко Е.В. с учетом применения районного коэффициента в размере 1.4.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2015 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" в применении повышенного районного коэффициента к обязательному страховому обеспечению по обязательному страхованию при расчете единовременного пособия при рождении ребенка в отношении сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" Дриженко Е.В., с возложением на Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N9) обязанности устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл", а именно произвести расчет единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 13 741 рубль 99 копеек сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" Дриженко Е.В. с учетом применения районного коэффициента в размере 1,4.
Не согласившись с принятым судебным актом, НРОФСС в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку денежные средства Фонда социального страхования РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, то на территории г. Братска назначение и выплата застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за счет средств бюджета Фонда социального страхования должна производиться с применением районного коэффициента к заработной плате, установленного федеральным органом государственной власти Российской Федерации, то есть в соответствии с положениями, предусмотренными Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18, согласно которым на территории г. Братска с учетом ее природно-климатических условий к заработной плате работников применяется районный коэффициент в размере 1,30; при этом, затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляется за счет собственных средств предприятий либо за счет соответствующих бюджетов бюджетных организации (в части повышенного коэффициента к заработной плате), но не за счет средств Фонда социального страхования, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 г. апелляционная жалоба Фонда принята к производству, судебное заседание назначено на 04.08.2015 г.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 г. судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), отложено на 26.08.2015 г.
ООО "Евросеть-Ритейл" в представленном, после отложения судебного разбирательства, отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело до отложения и после отложения судебного разбирательства, рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Евросеть-Ритейл" при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.10.2014 г. ООО "Евросеть-Ритейл" подан электронный реестр на перечисление единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 13 741, 99 руб. сотруднику ООО "Евросеть-Ритейл" Дриженко Е.В. с учетом применения районного коэффициента в размере 1,4.
31.10.2014 г. Фондом вынесено решение, изложенное в письме N 10-04/09/16376 о невозможности применения при расчете единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 13 741 руб. 99 коп. районного коэффициента в размере 1,4 в связи с установлением Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18 на территории г.Братска районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3; не применение районного коэффициента в размере 1,4, установленного Постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на Территории Иркутской области", поскольку затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются за счет собственных денежных средств предприятий, либо за счет соответствующих бюджетов бюджетных организаций.
19.11.2014 г. ООО "Евросеть-Ритейл" направлено письмо о применении при расчете единовременного пособия при рождении ребенка районного коэффициента в размере 1,4, в удовлетворении которого Фондом ответом от 17.12.2014 г. N 01-12/02/17845 отказано.
Не согласившись с решением заинтересованного лица, ООО "Евросеть-Ритейл" обратилось в арбитражный суд с заявление о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования и признавая оспариваемое решение Фонда недействительным, суд первой инстанции исходил из несоответствия ненормативного правового акта Фонда требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указав на правомерное применение ООО "Евросеть-Ритейл" при расчете единовременного пособия районного коэффициента в размере 1,4, с учетом которого начислялась заработная плата работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории г. Братска.
Существенных нарушений судом норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК Ф).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия, гражданам, имеющим детей, определяются с учетом районных этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой Администрации Иркутской области принято Постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", которым введен районный коэффициент 1,4, законность нормативного акта подтверждена решением Иркутского областного суда от 07.12.2007 г., оставленного без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2008 N 66-Г08-1, в частности, признано, что размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые были установлены ранее компетентными органами.
На основании изложенного, при подтверждении Обществом нахождения Дриженко Е.В. в трудовых отношениях с ООО "Евросеть-Ритейл", работающей в обособленном подразделении, расположенном в г. Братске (трудовой договор, приказ о приеме на работу в филиал "Западно-Сибирский" обособленное подразделение Иркутск группа Братск, приказ о переводе на другую работу в филиал "Западно-Сибирский" обособленное подразделение Иркутск группа Братск с должности помощника менеджера по продажам на должность менеджера по продажам, справка ООО "Евросеть-Ритейл" о выплате сотрудникам, работающим в обособленных подразделениях, расположенным в г.Братске заработной платы, включая Дриженко Е.В. с применением районного коэффициента к обязательному страховому обеспечению по социальному страхованию в размере 1,4), суд первой инстанции, признал правомерным применение Обществом районного коэффициента 1,4 при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию.
Учитывая, что Общество правомерно применяло коэффициент 1,4 при выплате пособий и источником финансирования выплаты таких пособий, является Фонд социального страхования РФ, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 Постановления N 9 Главы Администрации Иркутской области, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", довод Фонда о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1,3, выплачиваются за счет организации, признает несостоятельным.
Довод Фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования РФ, являющихся федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, подлежит отклонению, исходя из Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и Постановления Главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. N 9, источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,4, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Таким образом, Общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,4, и, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
В целом доводы заинтересованного лица направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, оснований для которой суд апелляционной инстанции, по исследованным материалам дела, не усматривает.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием (часть 4 статьи 270 АПК РФ) для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 мая 2015 года по делу N А45-1747/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1747/2015
Истец: ООО "Евросеть-Ритейл"
Ответчик: Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации