г. Ессентуки |
|
14 июля 2009 г. |
Дело N А77-83/09 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баканова А.П., судей Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валиевой К.А. - А., при участии от истца - закрытого акционерного общества "Чеченрегионгаз" - Эскиева Ахмеда Борзиевича (доверенность N 19/09 от 11.01.2009), от ответчика - ГУ "Отдел труда и социального развития Промысловского района города Грозного" - Эдисултанова Тимура Мусаевича (доверенность N 29), рассмотрев апелляционную жалобу ГУ "Отдел труда и социального развития Промысловского района города Грозного" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2009 по делу N А77-83/09,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Чеченрегионгаз" (далее - ЗАО "Чеченрегионгаз", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к ГУ "Отдел труда и социального развития Промысловского района города Грозного" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 809 388 рублей 44 копеек убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 N 42 "О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг".
Решением от 04.03.2009 с учреждения в пользу общества взыскано 809 388 рублей 44 копеек.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не исследованы обстоятельства дела.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по следующим основаниям.
Предметом иска ЗАО "Чеченрегионгаз" явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления обществом отдельным категориям граждан льгот по оплате сетевого газа в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.06.2004 N 42 "О возмещении организациям убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг", изданным в целях реализации требований Федеральных законов "О ветеранах", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и совершенствования порядка возмещения через Министерство финансов Чеченской Республики убытков жилищным и иным организациям, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных и других услуг.
Требование истца основано на договоре о возмещении убытков связанных с предоставлением льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг от 01.07.2005 N 07/654/р.
Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам, утверждены Постановлением Правительства Чеченской Республики. В силу названного Порядка финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета. Управление Федерального казначейства Министерства финансов Чеченской Республики на основании реестра Министерства Финансов Чеченской Республики осуществляет списывание средств на лицевой счет Министерству труда и социального развития Чеченской Республики.
В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку обязательства по социальной защите ветеранов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.
Согласно части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другого ответчика, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений.
Применительно к настоящему делу правовым основанием возникновения обязательного соучастия финансовых органов на стороне ответчиков в данном случае являются положения пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
По смыслу указанных норм привлечение в качестве ответчика Чеченской Республики в лице его финансовых органов является обязанностью арбитражного суда, и ее невыполнение привело к принятию незаконного решения.
В качестве обязанного лица в спорных правоотношениях от имени казны Чеченской Республики должно выступать Министерство финансов Чеченской Республики в лице Управления Федерального казначейства Чеченской Республики.
В соответствии с положениями пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266 - 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
перейти к рассмотрению дела N А77-83/2009 по правилам суда первой инстанции.
Привлечь к участию в деле в качестве соответчиков Чеченскую Республику, Министерство финансов Чеченской Республики, Управление Федерального казначейства Чеченской Республики.
Назначить дело к судебному разбирательству на 13 августа 2009 года в 16 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная 2, зал судебных заседаний N 2, тел. (87934) 6-57-39, факс (87934) 6-09-14.
В порядке подготовки дела к судебном разбирательству:
истцу направить копию искового заявления в адрес привлеченных ответчиков, доказательства направления представить в судебное заседание; с учетом привлечения к участию в деле соответчиков, уточнить исковые требования; представить доказательства предоставления льгот на сумму иска (первичные бухгалтерские документы, списки граждан, имеющих право на субсидию, утвержденные тарифы на ЖКХ, оказываемые населению).
Министерству финансов Чеченской Республики и Управлению Федерального казначейства Чеченской Республики: представить в суд и направить лицам, участвующим в деле мотивированные отзывы на иск, доказательства выделения денежных средств в 2005 году на оплату субсидий; свидетельства о государственной регистрации, а также организационно-правовые документы.
Председательствующий |
А.П. Баканов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-83/2009
Истец: ЗАО "Чеченрегионгаз"
Ответчик: ГУ "Отдел труда и социального развития", ГУ "Отдел труда и социального развития" Старопромысловского района ЧР
Третье лицо: ГУ Отдел труда и соцразвития Старопромысловского р-на, Минфин РФ, Минфин ЧР, УФК по ЧР, Чеченская Республика, Министерство финансов Чеченской республики, Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике