г. Пермь |
|
3 сентября 2015 г. |
Дело N А60-13127/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 июля 2015 года
по делу N А60-13127/2015,
принятое судьей Куклевой Е.А.
по иску Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
третьи лица: Управление федерального казначейства по Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области,
о взыскании убытков в сумме 1 426 500 руб.,
установил:
Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 1 426 500 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин России обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что расходные обязательства у Российской Федерации возникают, если инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, встали на учет до 1 января 2005 года. В данном случае семья, имеющая ребенка-инвалида, встала на учет после 1 января 2015 года, в связи с чем обязательство у Российской Федерации не возникло.
Министерство финансов Свердловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.08.2012 Талицким районным судом Свердловской области вынесено решение по делу N 2-520/2012, которым суд обязал Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить Алексееву Михаилу Ивановичу, Алексееву Александру Михайловичу и члену их семьи: Алексеевой Любе Михайловне на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Талица не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение названного решения между истцом (покупатель) и Шафигуллиной Т.А. (продавец) заключен договор купли-продажи N 3 от 29.10.2013, по условиям которого продавец обязуется передать в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Свердловская область, г.Талица, ул. Достоевского, д. 19, общей площадью 63,40 кв. м, в том числе жилая 48,10 кв. м, и земельный участок площадью 600 кв. м, а покупатель обязуется принять их в собственность и оплатить по цене в соответствии с п. 2 договора. Согласно п.2.1 цена договора составляет 1 426 500 руб. Данная сумма перечислена продавцу, что подтверждается платежным поручением от 18.11.2013 N 424 (л.д.60).
Согласно распоряжению от 06.12.2013 N 299 указанное имущество зачислено в муниципальную казну Талицкого городского округа.
На основании договора социального найма жилого помещения N 110 от 17.12.2013 указанный выше жилой дом предоставлен Алексеевой Л.М. в бессрочное владение и пользование. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются супруг Алексеев М.И., сын Алексеев А.М.
Данные расходы истец расценил как убытки и обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на то, что право граждан на получение бесплатного жилья провозглашено федеральным законом, следовательно, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 ст.49 ЖК РФ).
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно ст.17 данного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17). Согласно статье 28.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (третий абзац статьи 17).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Алексеева А.М. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, после 1 января 2005 года.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится в числе прочего решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В силу пункта 1 этой же статьи Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно статье 2 Закона N 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Таким образом, к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся в том числе и мероприятия по обеспечению инвалидов жилыми помещениями. Следовательно, финансирование таких мероприятий в силу статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что не исключает дополнительное финансирование из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области относятся среди прочих граждане, признанные но основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области.
Согласно пункту 4 ст.4 Закона Свердловской области от 07.12.2012 N 96-ОЗ "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.
Таким образом, на территории Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005.
Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с пунктом 1 ст.133 данного кодекса под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 1 ст.140 Бюджетного кодекса под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В силу пункта 2 данной статьи субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:
1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;
2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Бюджетным кодексом не предусмотрено предоставление финансовых средств из федерального бюджета непосредственно в местный бюджет. В связи с чем взыскание судом в пользу муниципального органа убытков непосредственно с Российской Федерации противоречит установленным Бюджетным кодексом принципам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, как следует из представленной в дело копии отчета Управления Федерального казначейства по Свердловской области об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, из федерального бюджета (л.д.91), в 2013 году из федерального бюджета в бюджет Свердловской области поступили денежные средства в сумме 121 779 000 руб. в качестве субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С учетом имевшегося на начало года остатка все средства региональным бюджетом не израсходованы, на конец года имеется остаток в сумме 768 402,10 руб.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Свердловская область данные обстоятельства не оспорила, не сослалась на наличие у Российской Федерации перед региональным бюджетом иных неисполненных обязательств, связанных с финансированием мероприятий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан.
Поскольку Российская Федерация исполнила принятые на себя обязательства в полном объеме, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.
На основании части 2 ст.270 АПК РФ решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июля 2015 года по делу N А60-13127/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В.Борзенковва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13127/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, ЖКХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Министерство финансов РФ, представляемого УФК Минфина РФ по СО, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство финансов Российской Федерации