Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2015 г. N Ф03-5318/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А51-5846/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Заграничного Евгения Викторовича,
апелляционное производство N 05АП-7174/2015
на решение от 24.06.2015
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-5846/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Заграничного Евгения Викторовича (ИНН 253603153433, ОГРН 311253609700012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 07.04.2011)
к управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Воловичев Денис Александрович
о признании недействительным распоряжения от 31.12.2014 N 3140,
при участии:
от УГА г.Владивостока - Морошкин А.Н., по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4918, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2084;
от ИП Заграничного Е.В. - представитель Струков А.Ю., по доверенности от 29.01.2015, сроком на три года, паспорт; представитель Струкова Л.А., по доверенности от 29.01.2015, сроком на три года, паспорт;
от ИП Воловичева Д.А. - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Заграничный Евгений Викторович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее - УГА г.Владивостока, управление) от 31.12.2014 N 3140 "О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 07.10.2013 N 2046".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) определением от 16.04.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Воловичева Дениса Александровича (далее по тексту - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. По мнению апеллянта, вывод суда о том, что при определении места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Трамвайная, 16а, не был обеспечен необходимый противопожарный проезд, свободный проход и проезд к смежным землепользователям, рядом расположенным зданиям к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути, железнодорожному перрону - является несостоятельным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Полагает, что данный вывод не согласуется с нормами материального права. Считает, что управлением в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не было представлено ни одного доказательства, подтверждающих законность вынесения оспариваемого распоряжения. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований индивидуального предпринимателя Воловичева Дениса Александровича, полагая что его права будут затронуты в рамках рассмотрения настоящего дела, вместе с тем основанием для отказа в заявлении послужило то обстоятельство, что к зданиям, расположенным по адресам: г.Владивосток. ул. Трамвайная, 14б и 16а строение 2, существует единственная возможность обеспечения пожарного проезда через земельный участок с кадастровым номером 25:28:010030:537, однако собственников названных зданий к участию в деле не привлек, чем по мнению апеллянта нарушил требования статьи 51 АПК РФ, а данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представители предпринимателя доводы апелляционной жалобы с учетом представленных ранее в канцелярию суда дополнений поддержали в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
На основании статьи 163 АПК РФ судебная коллегия объявляла перерыв в судебном заседании 20.08.2015 до 25.08.2015 до 11 час. 40 мин. и с 25.08.2015 до 27.08.2015 до 11 час. 30 мин. Об объявлении перерывов лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.08.2006 серии 25 АА N 785543, индивидуальный предприниматель Заграничный Евгений Викторович является собственником объекта недвижимости - административно-торгового здания (лит. Л. А1-пристройка) общей площадью 674,50 кв.м, расположенного по адресу: в г. Владивосток, ул. Трамвайная, д. 16-а.
В целях эксплуатации указанного здания сформированы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка: площадью 454 кв.м. с кадастровым номером 25:28:010030:1 и площадью 439 кв.м. с кадастровым номером 25:28:010030:109.
Оба земельных участка принадлежат предпринимателю на праве собственности с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А. А1-пристройка)".
Административно-торговое здание с адресной привязкой г.Владивосток, ул. Трамвайная, 16 а расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:1 и согласно данным кадастрового паспорта земельного участка занимает площадь 380 кв.м., что составляет 83,7% застройки земельного участка.
13.09.2013 индивидуальный предприниматель Заграничный Е.В. обратился в УГА администрации г.Владивостока с заявлением о выдаче градостроительного плана земельных участков общей площадью 454 кв.м с кадастровым номером 25:28:010030:1 и общей площадью 439 кв.м с кадастровым номером 25:28:010030:109 для реконструкции административно-торгового здания, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Трамвайная, 16а.
Распоряжением Управления от 07.10.2013 N 2046 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 общей площадью 439 кв.м, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Трамвайная, 16а. По условиям градплана место допустимого размещения зданий, строений, сооружений составило 0,0438 га.
Ввиду несоответствия распоряжения УГА администрации г. Владивостока от 07.10.2013 N 2046 требованиям действующего законодательства РФ, в целях обеспечения необходимого противопожарного проезда, свободного прохода и проезда к смежным землепользователям, к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути, железнодорожному перрону, распоряжением УГА администрации г.Владивостока от 31.12.2014 N 3040 в градостроительный план земельного участка, расположенного в городе Владивостоке, в районе ул. Трамвайная, 16а, были внесены изменения.
Градостроительным планом, утвержденным распоряжением УГА администрации г.Владивостока от 31.12.2014 N 3040, площадь допустимого размещения зданий, строений, сооружений была уменьшена до 0,0249 га.
Предприниматель, не согласившись с распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 31.12.2014 N 3140 "О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 07.10.2013 N 2046", посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе предпринимателя, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 44 (пункты 1, 2, 3) Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется только в отношении земельного участка, предназначенного для строительства либо реконструкции объектов капитального строительства.
При этом строительство (реконструкция) объекта на двух самостоятельных, не объединенных земельных участках, противоречит нормам действующего земельного и градостроительного законодательства.
Иное приведет к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства, установленного пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), - принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральным законом.
Как следует из материалов дела целью получения предпринимателем градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 по заявлению от 13.09.2013 явилась реконструкция здания по улице Трамвайной, 16а в г.Владивостоке, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010030:1, в виде пристройки к существующему зданию выставочных павильонов в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109.
При таких обстоятельствах до объединения земельных участков реконструкция здания по улице Трамвайной, 16а в г.Владивостоке в границах одного земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 до объединения с земельным участком 25:28:010030:1 невозможна.
При реконструкции объекта капитального строительства подготовка градостроительного плана осуществляется применительно к предназначенному для реконструкции этого объекта земельному участку.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010030:109 не является земельным участком, применительно к которому возможна подготовка градостроительного плана для целей реконструкции объекта недвижимости, расположенного на ином земельном участке.
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 для целей реконструкции объекта, расположенного на другом земельном участке, градостроительный план не подлежал выдаче, оспариваемое распоряжение о внесении изменений в градплан не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, определяющими правовой режим земельных участков, применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны ОД-1 максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 80% (часть 3 статьи 27 Правил N 462).
Применительно к спорным земельным участкам до их объединения невозможно определить допустимые параметры реконструкции - расширения существующего объекта недвижимости. Принимая во внимание, что один земельный участок из двух, сформированных "для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А. А1-пристройка)", уже застроен на 83,7%, процент застройки второго участка по результатам реконструкции не может равняться максимальному проценту застройки в территориальной зоне расположения земельных участков, а именно 80%.
Поскольку единый земельный участок с разрешенным использованием: "для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А. А1-пристройка)" не поставлен на кадастровый учет, внесение изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 07.10.2013 N 2046 не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как определить строительные характеристики земельного участка, предназначенного для застройки (реконструкции) объектов капитального строительства, невозможно.
Кроме того, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, при определении места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на чертеже первоначального градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 не был обеспечен необходимый противопожарный проезд, свободный проход и проезд к смежным землепользователям, рядом расположенным зданиям, к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути и к железнодорожному перрону.
В силу пункта 12 части 1 статьи 1 ГрК РФ земельный участок с кадастровым номером 25:28:010030:109 в той части, в которой используется и предназначен для беспрепятственного прохода, проезда неограниченного круга лиц, относится к территории общего пользования.
Довод заявителя о возможности организации прохода к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути и к железнодорожному перрону через земельные участки смежных землепользователей немотивирован и необоснован.
Как следует из материалов дела, надземный пешеходный виадук, выход и вход на железнодорожную платформу станции Луговая расположены напротив административно-торгового здания с восточной стороны. Восточная часть территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 представляет собой кратчайший путь от железнодорожной станции к объектам городского транспорта. Правовые основания для изменения существующего пешеходного маршрута от железнодорожной станции до зоны транспорта через земельные участки иных землепользователей заявителем не приведены.
Из графического приложения к заключению кадастрового инженера ООО "Землемер" от 13.03.2015 следует, что восточная часть земельного участка 25:28:010030:109 является единственным пожарным проездом к зданиям по ул. Трамвайная, 14б, 16а строение 2 шириной 3,5 м и расстоянием от внутреннего края проезда до стены здания - 5 м.
Согласно пункту 8.6 СП 4.13130 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно; 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно; 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.
В силу пункта 8.8 СП 4.13130 расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть: для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров; для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров. Согласно статьи 90 ФЗ N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара относится к первичным мерам пожарной безопасности (статья 60 ФЗ N 123-ФЗ). В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 указанной нормы права к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что существующие границы территорий общего пользования не всегда обозначаются в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, что, в свою очередь, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Действующее законодательство не предусматривает возможность строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в пределах территорий общего пользования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами.
Часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 36 ГрК РФ ограничивают права собственников по использованию принадлежащих им земельных участков необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов и обеспечения баланса частных и публичных интересов.
В силу изложенного, несмотря на то, что в отношении спорного земельного участка не установлен публичный сервитут, он не может быть использован под строительство в той части, которая используется неопределенным кругом лиц для беспрепятственного прохода (проезда) к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути, железнодорожному перрону, в том числе для беспрепятственного проезда пожарной техники к зданиям по ул. Трамвайная, 14б, 16а строение 2 в соответствии со ст. 60 ФЗ N 123-ФЗ по нормативам, установленным пунктами 8.6 и 8.8 СП 4.13130.
На основании части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Статьей 48 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностным лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из содержания оспариваемого распоряжения и материалов дела следует, что изменения в градостроительный план земельного участка коснулись уменьшения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений для того, чтобы при реконструкции административно-торгового здания (лит.А, А1-пристройка) были обеспечены единственно возможные противопожарные проезды к рядом расположенным зданиям по ул. Трамвайная, 14б, 16а строение 2, а также свободный проход и проезд к смежным землепользователям, к надземному пешеходному переходу через железнодорожные пути, железнодорожному перрону. При таком положении заявитель не доказал факт нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов в осуществлении предпринимательской деятельности.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2015 по делу N А51-5846/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5846/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2015 г. N Ф03-5318/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Заграничный Евгений Викторович
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: ИП Воловичев Денис Александрович