г. Вологда |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А66-19319/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 мая 2015 года по делу N А66-19319/2014 (судья Белов О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (место нахождения: 125284, Москва, ул. Поликарпова, д. 21, корп. 2; ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092; далее - ОАО "РЭУ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д. 19; ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; далее - Министерство) о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Циолковского, в/г N 61, д. 53:
- земельный участок площадью 13 215 кв.м, кадастровый номер 69:40:0300131:4;
- служебное здание лит. 33 А, общей площадью 790,00 кв.м, кадастровый номер 69:40:0300131:23;
- служебные цеха лит. 34 А, общей площадью 432,0 кв.м кадастровый номер 69:40:0300131:28;
- здание гаража лит. 39 А, общей площадью 532.8 кв.м кадастровый номер 69:40:0300131:24;
- здание цеха с пристройкой лит. 34 А, общей площадью 780.0 кв.м
кадастровый номер 69:40:0300131:27;
- здание склада лит. 38 А, общей площадью 75,0 кв.м кадастровый номер 69:40:0300131:26;
- здание склада лит. 49 А, общей площадью 74.0 кв.м кадастровый номер 69:40:0300131:22;
- здание склада лит. 31 А, общей площадью 152 кв.м кадастровый номер 69:40:0300131:29;
- здание склада лит. 42 А, общей площадью 454,4 кв.м. кадастровый номер 69:40:0300131:25.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2015 исковые требования удовлетворены. С Министерства в пользу ОАО "РЭУ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 36 000 руб.
Министерство с решением не согласилось в части признания права собственности на земельный участок, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в указанной части отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении данного требования. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что согласно передаточному акту земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300131:4 передан ОАО "РЭУ" площадью 4,6 га, а не 13 251 кв.м как указал суд.
Определением от 28.07.2015 рассмотрение жалобы отложено на 11 час 00 мин 27.08.2015 для предоставления дополнительных документов.
Определением от 27.08.2015 в составе суда произведена замена судьи Черединой Н.В. на судью Шадрину А.Н., в связи с нахождением судьи Черединой Н.. в отпуске.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
ОАО "РЭУ" в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.
Кроме того, истец в отзыве сообщил, что на основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 N 99-ФЗ изменилось наименование открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" на открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - Общество).
В соответствии с частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования.
Частью 4 статьи 124 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
Факт изменения наименования юридического лица в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" удостоверен копией листа записи Единого государственного реестра юридических лиц от 05.06.2015.
Таким образом, вышеуказанное заявление истца подлежит удовлетворению, протокольным определением наименование истца изменено на Общество.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЭУ" преобразовано из Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является правопреемником Предприятия.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, является Министерство обороны, которое осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 470 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N 470) утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия, в который включено, в том числе, и спорное имущество, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Циолковского, д. 53, которое представляет собой единый имущественный комплекс с огороженной территорией.
Согласно кадастровому паспорту от 30.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300131:4 имеет площадь 13 251 кв.м., разрешенное использование: под военный городок N 61.
Указанное недвижимое имущество было передано Обществу по передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия от 29.05.2009 (далее - Передаточный акт).
Спорное имущество внесено в реестр федерального имущества.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 15.07.2014 и от 16.07.2014 (том 1, листы 43 - 51) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные объекты недвижимости.
ОАО "РЭУ" обратилось с настоящим иском в связи с невозможностью государственной регистрации права собственности на указанное имущество ввиду того, что в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации права хозяйственного ведения Предприятия и права собственности Российской Федерации.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, проверив судебный акт по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения данного судебного акта в обжалуемой части.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно уставу от 2007 года Предприятие создано в соответствии с распоряжением Министерства имущества Российской Федерации от 11.04.2003 N 1123-р путем разделения федерального государственного унитарного предприятия "7 Промышленно-строительное управление Министерства обороны РФ" (далее - ФГУП "7 ПСУ МО РФ") на Предприятие и федеральное государственное унитарное предприятие "Промышленно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ" в соответствии с разделительным балансом и присоединенных к нему дочерних предприятий в соответствии с передаточными актами.
В соответствии с распоряжением Министерства имущества Российской Федерации от 30.12.2003 N 7324-р "О передаче недвижимого имущества ФГУП "РЭУ МО РФ" спорные объекты недвижимости исключены из состава имущества, находящегося на праве оперативного управления у Тверской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа и закреплены на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ Предприятие является правопреемником в отношении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и права хозяйственного ведения на здания, расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Циолковского, в/г N 61, д. 53.
До приватизации указанное имущество в силу закона относилось к собственности Российской Федерации в связи со следующим.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесены, в том числе объекты, поименованные в пункте 2 раздела II приложения 1 к Постановлению: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных войск и других учреждений, финансирование которых осуществлялось из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Спорные объекты недвижимости эксплуатировались для нужд предприятий и организаций Министерства обороны и их правопреемником.
При этом права Российской Федерации в лице Министерства обороны на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое существо и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного закона.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статьям 11 и 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, который определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования и т.д. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчёт балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 178-ФЗ, при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.
Все спорные объекты недвижимости, в том числе и земельный участок, указаны в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия и в передаточном акте, в перечне имущества, которое не подлежало приватизации (приложение N 2 к Приказу N 470) отсутствуют, в связи с чем в силу закона являются собственностью Общества.
Однако, учитывая требования статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствие ранее зарегистрированного права хозяйственного ведения Предприятия формально препятствует регистрации права собственности истца на данный объект.
Согласно статье 37 Закона N 178-ФЗ, действовавшей на момент приватизации Предприятия, открытое акционерное общество, созданное путём преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22) также разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Пунктом 59 постановления Пленума N 10/22 разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу указанных обстоятельств право собственности истца на спорное имущество возникло в результате приватизации государственного унитарного предприятия путем издания акта государственного органа (Приказа N 470), определившего условия приватизации Предприятия.
Ссылка подателя жалобы на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300131:4 передан ОАО "РЭУ" площадью 4,6 га, а не 13 251 кв.м (как указано в решении суда) отклоняется судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд определением от 28.07.2015 отложил рассмотрение апелляционной жалобы и предложил истцу представить отзыв на апелляционную жалобу с пояснениями о причинах указания в передаточном акте иной площади земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300131:4 чем в кадастровом паспорте.
В ответ на запрос суда истец сообщил, что несоответствие площади земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300131:4 в передаточном акте вызвано технической ошибкой, допущенной при подготовке приватизационных документов Предприятием. Все имущество, заявленное в настоящем иске, представляет собой единый имущественный комплекс с огороженной территорией, расположенной на едином земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300131:4.
Согласно кадастровому паспорту от 30.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300131:4 площадью 13 251 кв.м поставлен на кадастровый учет 11.09.2007 (т. 1, л. 76).
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 мая 2015 года по делу N А66-19319/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-19319/2014
Истец: АО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Управление Росреестра по Смоленской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области