г. Ессентуки |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А61-1285/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2015 по делу N А61-1285/2015 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН1502002701),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания
об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании представителя УФАС по РСО-Алания - Бидиховой М.Э. по доверенности от 07.10.2014,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2015, отказано в удовлетворении заявления ОАО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество, заявитель) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - управление) от 14.04.2015 по делу N 04-16/02-04-15 о признании заявителя нарушившим законодательства о рекламе и выданного на основании данного решения предписания от 23.04.2015 N 1418 об устранении нарушения. Суд указал на нарушение обществом части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление общества, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, апеллянт считает, что объявление "Заплати вовремя за электроэнергию и выиграй приз!" является не рекламой, а стимулирующим мероприятием, направленным на повышение платежной дисциплины абонентов. Данная акция не направлена на привлечение внимания к энергоснабжающей организации или оказываемым ею услугам. Указанная в объявлении информация предназначена для потребителей - физических лиц, погасивших долги с 1 марта до 31 марта, что свидетельствует об отсутствии условия о предназначенности рекламной информации неопределенному кругу лиц. Призы разыгрываются исключительно среди контрагентов общества, уже состоящих с ним в договорных отношениях и имеющих задолженность по оплате электрической энергии.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, уведомившего о возможности такого рассмотрения.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что спорная реклама следующего содержания: "ОАО "Севкавказэнерго" проводит лотерею для потребителей - физических лиц "Заплати вовремя за электроэнергию и выиграй приз!" Каждый житель Северной Осетии, погасивший долги за электроэнергию в любом отделении ОАО "Севкавказэнерго" с 1 марта до 31 марта 2015 г., сможет участвовать в розыгрыше ценного приза! Розыгрыш путем компьютерной жеребьевки пройдет 7 апреля в присутствии независимой тиражной комиссии ОАО "Севкавказэнерго" (ул. Тамаева, 19). Награждение ценными призами состоится 10 апреля в ОАО "Севкавказэнерго" (ул. Тамаева, 19). Спешите заплатить за электроэнергию и выиграть ценный приз! Информация об условиях, сроках, правилах на сайте sevkavenergo.ru" (л.д.94), опубликована обществом в республиканской ежедневной газете "Северная Осетия" от 07.03.2015 N 39/26789.
Решением от 14.04.2015 по делу N 04-16/02-04-15 управление признало ее не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе и выдало предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
Общество, не согласившись с ненормативными правовыми актами управления, обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных норм права, а также разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативный правовой акт публичного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе. Целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В силу пунктов 1, 2 и 4 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6, 7 и 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) предусмотрено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии со статьей 2 Закона о лотереях организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о лотереях разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Таким образом, из анализа норм действующего законодательства в сфере регулирования организации лотереи следует, что лицом, которое осуществляет проведение лотереи, является организатор, на которого возложена обязанность по получению соответствующего разрешения на ее проведение.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что рекламное объявление, опубликованное обществом 07.03.2015 в газете "Северная Осетия", содержит однозначно воспринимаемую информацию о том, что оно является организатором лотереи, тогда как ОАО "Севкавказэнерго" не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение лотереи, и не является оператором лотереи на основании заключенного с организатором лотереи контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем, потребители рекламы введены обществом в заблуждение относительно его прав на проведение лотереи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о лотереях размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов.
Судом установлено. что общество, называя стимулирующее мероприятие лотереей, призовой фонд формировало не за счет 50 процентов выручки, а на основании приказа N 47 от 02.02.2015 ОАО "Россети" (ОАО "Севкавказэнерго"), в котором указано, что финансово-экономическому департаменту необходимо обеспечить финансирование расходов, запланированных на 1 квартал 2015 года в статьях "PR-услуги" и "культурно- массовые мероприятия" (пункт 5 Приказа).
Таким образом, суд считает правомерным вывод антимонопольного органа о том, что Обществом сформировано ложное представление у потребителей о фактическом призовом фонде так называемой лотереи, поскольку призовой фонд фактически не зависит от выручки, проводимого мероприятия, а был заранее утвержден приказом Общества.
В оспариваемом решении антимонопольный орган сослался на то, что общество неправомерными действиями ввело в заблуждение 220 тысяч человек, которые стали участниками лотереи.
Исходя из буквального прочтения размещенной обществом рекламной информации, следует, что она направлена неопределенному кругу лиц - лицам, имеющим задолженность, и лицам, не имеющим задолженность, т.е. каждому из потребителей ОАО "Севкавказэнерго", в том числе и гражданам-должникам общества. Указанное также подтверждается той частью информации в рекламе, которая направлена на привлечение к ней внимания всех потребителей общества - "Заплати вовремя за электроэнергию и выиграй приз!".
Судом также сделан вывод о несостоятельности доводов общества о том, что реклама направлена только абонентам-должникам общества, так как она не содержит однозначного указания на то, что она адресована исключительно физическим лицам, являющимся должниками перед ОАО "Севкавказэнерго" - оплата услуг за электроэнергию не является понятием, равнозначным оплате задолженности за электроэнергию.
На основании изложенного, отсутствие достоверной информации о характере проводимого стимулирующего мероприятия (акция, а не лотерея; привлечение внимания неопределенного круга лиц), а также об организаторе лотереи, которая является существенной информацией для потребителей рекламы, является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обществом в суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой представлено платежное поручение от 02.07.2015 об уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба по данному делу облагается государственной пошлиной в размере 1500 рублей, следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную сумму.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2015 по делу N А61-1285/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (ОГРН 1021500580090, ИНН1502002701) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1285/2015
Истец: ОАО "Севкавказэнерго", ООО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго"
Ответчик: УФАС России по РСО-Алания
Третье лицо: Аушев Артур Магометович, Григорьянц Р. Р., Управление ФАС РФ по РСО-Алания