Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2015 г. N Ф09-10004/15 настоящее постановление отменено
г. Челябинск |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А47-4346/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 июня 2015 г. по делу N А47-4346/2015 (судья Сиваракша В.И.).
Индивидуальный предприниматель Каверина Любовь Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Каверина Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв.м., обязании в недельный срок подготовить и выдать градостроительный план земельного участка.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2015 (резолютивная часть объявлена 23.06.2015) заявленные требования удовлетворены. Департаменту вменено в обязанность в двадцатидневный срок со дня вынесения решения подготовить и выдать ИП Кавериной Л.А. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв.м.
Не согласившись с принятым решением суда, Департамент обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Департамент, заявителю правомерно отказано в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26, в связи с тем, что земельный участок был предоставлен ИП Кавериной Л.А.по договору аренды в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей, не связанных со строительством - для размещения шиномонтажной мастерской. Возведение объектов капитального строительства на данном земельном участке не предусмотрено. Доказательств, подтверждающих тот факт, что принадлежащая ИП Кавериной Л.А. шиномонтажная мастерская является капитальным объектом, а земельный участок, на котором расположена данная шиномонтажная мастерская был предоставлен заявителю в порядке статей 30, 31 ЗК РФ для целей строительства объектов недвижимого имущества, в материалах дела не имеется. Письменное согласие арендодателя на возведение на арендованном земельном участке зданий, строений и сооружений также отсутствует. Доказательств нахождения на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих ИП Кавериной Л.А. на праве собственности, в материалах дела нет.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предпринимателю 06.11.2003 выдан акт согласования места расположения объекта по ул.Театральная г.Оренбурга.
Распоряжением первого заместителя Главы г.Оренбурга от 11.06.2004 N 2885-р утверждены границы и сформирован земельный участок для предоставления в аренду по адресу г. Оренбург, ул.Театральная (в районе ГСК N 407) площадью 691 кв.м. Пунктом 4 распоряжения указанный земельный участок предоставлен ИП Кавериной Л.А. в аренду с разрешенным использованием: строительство одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
23.12.2004 между арендодателем - Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка N 4/д-155юр. Предмет договора - передача предпринимателю во временное владение и пользование земельного участка, имеющего кадастровый номер 56:44:0108002:0004 площадью 691 кв.м., местоположение: участок находится примерно в 10 м. по направлению на северо-восток от ориентира ГСК-407, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г.Оренбург, ул.Театральная, 37, для строительства одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
Распоряжением Департамента от 18.03.2014 N 1262-р (с учетом распоряжения Департамента от 09.06.2014 N 3197-р об исправлении технической ошибки) уточнена площадь и характеристика земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, уточненная площадь земельного участка составила 563 кв.м., местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул.Театральная, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0108002, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением шиномонтажной мастерской (группа 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"). Категория земель - земли населенных пунктов.
В связи с принятием Департаментом распоряжения от 18.03.2014 N 1262-р, между Департаментом и предпринимателем 28.05.2014 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 4/д-155юр от 23.12.2004. В дополнительном соглашении к договору аренды уточнены площадь и характеристики земельного участка.
Предприниматель 09.02.2015 обратилась с заявлением на имя главного архитектора г. Оренбурга о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26.
Ответом от 25.02.2015 N 1508/15 на заявление предпринимателя Департамент сообщил, что подготовка градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0108002:26 невозможна, поскольку в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется только применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Предпринимателю земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, для размещения шиномонтажной мастерской.
Не согласившись с действиями заинтересованного лица, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 3 ГрК РФ отношения в области градостроительной деятельности регулируются указанным Кодексом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законов, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить указанному Кодексу (части 1, 2 и 3). По вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу (часть 4).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В силу статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу части 5 статьи 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).
Исходя из состава сведений, которые подлежат указанию в градостроительном плане согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ, градостроительный план представляет собой установленной формы документ, в котором отражаются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, согласно части 4 статьи 44 ГрК РФ в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Таким образом, градостроительный план содержит информацию о границах и разрешенном использовании земельного участка, о градостроительном регламенте и иную предусмотренную частью 3 статьи 44 ГрК РФ информацию, используемую для установления на местности границ земельного участка из состава государственных, муниципальных земель, для принятия решений о предоставлении физическим и юридическим лицам прав на земельный участок; об изъятии, в том числе путем выкупа; о резервировании земельного участка, его части для государственных или муниципальных нужд; при разработке проектной документации для строительства, схемы планировочной организации земельного участка в ее составе и т.д.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план без взимания платы.
Из содержания приведенных норм права следует, что подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Таким образом, ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица.
В качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана Департамент указал, что предпринимателю земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, для размещения шиномонтажной мастерской.
Согласно пункту 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из документов, прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, а не на стадии разрешения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ)
Согласно заключению об оборотоспособности земельного участка, согласованного главным архитектором г. Оренбурга (л.д. 20), содержащего ссылку на Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Оренбурга, утвержденные решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 N 557, участок с кадастровым номером 56:644:0108002:26 расположен в зоне объектов производственных и коммунально-складских функциональное назначение спорного участка - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением шиномонтажной мастерской (т. 1 л.д. 20).
Земельный участок относится к 5 группе видов разрешенного использования земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), что следует из приложения N 1 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области).
Таким образом, Департаментом не доказано, что согласно Правил землепользования и застройки исходя из зоны размещаемых объектов, вида разрешенного использования земельного участка, на данном участке не допускается возведение объектов капитального строительства.
Следовательно, оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:644:0108002:26 у Департамента не имелось, требования ИП Кавериной Л.А. удовлетворены судом правомерно.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд обязан в резолютивной части решения указать на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. При этом на основании ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд не связан требованиями заявителя в части восстановления нарушенного права.
Приняв во внимание положения части 17 статьи 46 ГрК РФ, суд первой инстанции обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем подготовки и выдачи предпринимателю в течение двадцати дней со дня вынесения решения суда градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26.
Таким образом, исходя из вышеуказанного судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как необоснованные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с Департамента госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 июня 2015 г. по делу N А47-4346/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4346/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2015 г. N Ф09-10004/15 настоящее постановление отменено
Истец: ИП Каверина Любовь Александровна
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга
Третье лицо: Каверина Любовь Александровна
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8574/16
08.06.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4346/15
23.12.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10004/15
07.09.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9685/15
25.06.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4346/15