город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2015 г. |
дело N А32-39735/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва: секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А., после перерыва: помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 17.10.2014 N 10-07/3206 Шпаковский М.Н., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
после перерыва - в отсутствие участвующих в деле лиц;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Всероссийский центр "Орленок"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 по делу N А32-39735/2014, принятое судьей Руденко Ф.Г.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Всероссийский центр "Орленок"
к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
при участии третьего лица: Филиала N 19 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский центр "Орленок" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) N 111 н/с от 29.09.2014 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; N 111 осс от 29.09.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; N 111 от 29.09.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Заявленные требования мотивированы тем, что фондом не ставится под сомнение факт наступления страхового случая, в связи с чем непринятие к зачету расходов по причине ненадлежащего оформления листков нетрудоспособности является незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён филиал N 19 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации. Любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский центр "Орленок" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд указывал на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), решения директора филиала, специалистами филиала N 19 ГУ-КРО ФСС РФ в период с 14.07.2014 по 21.08.2014 проведена документальная выездная проверка ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки филиалом N 19 ГУ-КРО ФСС РФ были составлены:
- Акт N 111н/с от 21.08.2014 по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Акт N 111 от 21.08.2014 по итогам проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Акт N 111осс от 21.08.2014 по итогам проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
15.09.2014 при рассмотрении материалов проверки (Протокол 111осс от 15.09.2014, Протокол N 111 н/с от 15.09.2014, Протокол N 111 от 15.09.2014) ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" представлено возражение на Акт N 111 осс от 2108.2014 N 10-03/2714 от 15.09.2014. Учреждение высказывает несогласие в части не принятия к зачету больничных листов, неправильно оформленных и выданных с нарушением Порядка оформления листков нетрудоспособности, установленного Приказами Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" и от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом приняты оспариваемые решения:
1. решение филиала N 19 ГУ-КРО ФСС РФ N 111 н/с от 29.09.2014 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Согласно которому было доначислено страховых взносов на сумму 1409,36 рублей, предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 14 372,36 рублей, пени в сумме 692,03 рублей и штрафные санкции 281,87 рублей.
В частности, фондом выявлено, что страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сумме 12963 рублей 00 коп. (2011 - 2013 г.г.) по листкам нетрудоспособности по несчастному случаю на производстве.
При проверке листков нетрудоспособности выявлено:
- Лукашик Л.А. л/н N 046024939215 выдан с 20.03.2012 по 18.04.2012 (амбулаторный режим) на сумму 7829,40 рублей - нарушен п.60 Приказа N 624н от 29.06.2011 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности - при оформлении дубликата листка нетрудоспособности в графах "с какого числа" и "по какое число" таблицы "освобождение от работы" одной строкой указывается весь период нетрудоспособности, оформляется лечащим врачом и председателем врачебной комиссии.
- Филлипова Л.В. л/н N 095961026194 выдан с 28.06.2013 по 27.07.2013 (амбулаторный режим) на сумму 5133,60 рублей - нарушен п. 56 Приказа N 624н от 29.06.2011 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" - при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.
2. решение филиала N 19 ГУ-КРО ФСС РФ N 111 осс от 29.09.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Фондом не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в размере 562 039,03 рублей.
Учреждению предписано провести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 562 039,03 рублей в бухгалтерском учете и отчетности.
Кроме того, установлено, что ежемесячное пособие уходу за ребенком до полутора лет:
Радолина Н. А. - пособие исчислено с нарушением ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством", в результате арифметической ошибки. Таким образом расходы страхователя в сумме 2762,45 руб. не подлежат оплате за счет средств Фонда социального страхования.
Соколюк М. М. - нарушены п.1 ст. 11.1 и п.5.2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством" - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должно выплачиваться по день исполнения ребенку полутора лет, при неполном календарном месяце - пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящемся на период ухода. В данном случае отпуск по уходу за ребенком предоставлен с 11.04.2012 по 31.07.2013, оплачен по 10.2013 года. Таким образом расходы страхователя в сумме 5778,61 руб. не подлежат оплате за счет средств Фонда социального страхования.
Страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в т.ч. по листкам нетрудоспособности - 553 497,97 рублей; по уходу за ребенком до 1,5 лет -8541,06 руб. Итого сумма непринятых к зачету расходов - 562 039,03 руб.
3. решение филиала N 19 ГУ-КРО ФСС РФ N 111 от 29.09.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" предписано перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 582 474,78 рублей, пени в сумме 42 772,91 рублей, штрафные санкции в сумме 4087,15 рублей и внести необходимые исправления в документы (необходимо отразить сумму доначисленных страховых взносов в форме 4-ФСС раздел 1 таблица 1 строка 3- 20435,75 руб., не принятых к зачету расходов раздел 1 таблица 1 строка 5 - 562039,03 руб.)
В ходе проверки выявлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов:
Непринятые к зачету расходы по социальному страхованию за 2011-2013 гг. в сумме 562 039,03 рублей подлежат включению в облагаемую базу т. к. они не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, к ним не применимо положения п.1 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Решения получены главным бухгалтером Малышницкой Н.В. (на основании доверенности N 04-07/2922 от 25.09.2014) 29 сентября 2014 года.
Согласно Решениям страхователем ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" в добровольном порядке полностью погашены недоимка, пени, штрафы (платежное поручение N 523568 от 23.10.2014 на сумму 14372,36 руб., платежное поручение N 52363 от 23.10.2014 - 281,87 руб., платежное поручение N 523556 от 23.10.2014 - 692,03 руб., платежное поручение N 523569 от 23.10.2014 - 582 474,78 руб., платежное поручение - 42772,91 руб., платежное поручение N 523562 от 23.10.2014 - 4087,15 руб.), проведена корректировка суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 562 039,03 рублей в бухгалтерском учете и отчетности.
Считая данные решения не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При этом решения фонда обжалуются в части не принятия к зачету больничных листов, неправильно оформленных и выданных с нарушением Порядка оформления листков нетрудоспособности, установленного Приказами Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" и от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе проверки специалистами фонда учреждению была предоставлена возможность дооформления листков нетрудоспособности (то есть, дефекты в оформлении листков нетрудоспособности носили устранимый характер без выдачи дубликата листка нетрудоспособности), а учреждение не приняло мер по исправлению данных дефектов своевременно, приняв их к оплате.
Наличие страховых случаев учреждение и фонд не отрицают.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы фондом по решению N 111осс уменьшена сумма в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (отзыв на апелляционную жалобу от 30.06.2015) с 562 039,03 рублей до 186 405, 11 рублей за счет исключения листков временной нетрудоспособности, имеющих технические ошибки в оформлении. Прочие листки считает оформленными с грубыми нарушениями.
При рассмотрении апелляционной жалобы апелляционная коллегия учитывает следующее.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514), пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н).
Следовательно, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено участвующими в деле лицами, факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали. Доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников общества фондом не представлено. Создание учреждением искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено.
Поэтому судебная коллегия не принимает доводы подателя жалобы о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности по больничным листкам, выданным в нарушение Порядка N 514, Порядка N 624н, поскольку в соответствии с правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383 не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Довод фонда о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности по больничным листкам на сумму 186405,11 руб. в нарушение части 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также подлежит отклонению, поскольку негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Таким образом, признавая решения фонда частично незаконными, апелляционная коллегия исходит из следующего:
- факт выдачи листка нетрудоспособности, факт выплаты работникам пособий по социальному страхованию не поставлены Фондом социального страхования под сомнение, уплата страхователем соответствующих страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом социального страхования также не оспаривается;
- допущенные нарушения Порядка N 541, Порядка N 624н при заполнении листков нетрудоспособности допущены работниками медицинских учреждений, а не страхователем; негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями Порядка N 541, Порядка N 624н возлагаются непосредственно на эти учреждения;
- Пунктом 68 Порядка N 624н установлено, что за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности. Указанная позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383/13;
- сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением Порядка N 541, Порядка N 624н, при наличии условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Учитывая изложенное, надлежит признать незаконными решение от 29.09.2014 N 111осс в части непринятия к зачету расходов страхователя в размере 541212,05 руб., признать незаконным решение от 29.09.2014 N 111 в части начисления недоимки в размере 541212,05 руб. (п. 2.1 резолютивной части решения) и приходящейся на указанную сумму пени и штрафа (п. 1, 2.2, 2.3 резолютивной части решения), признать незаконным решение от 29.09.2014 N 111н/с в части начисления недоимки в размере 12963 руб. (п. 2 а) резолютивной части решения) и приходящейся на указанную сумму пени и штрафа (п. 1, 2 резолютивной части решения).
В то же время, фондом установлены нарушения в части, касающейся непосредственных полномочий администрации учреждения.
Фонд социального страхования указывает, что обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации учреждения, которое производит выплату пособия.
Апелляционная инстанция отклоняет данный довод, поскольку в соответствии с пунктом 68 Порядка N 624н за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут медицинские организации, а также медицинские работники.
Пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 предусматривает ответственность администрации страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования (а не порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности).
В указанной части (подтвержденные случаи неправильного исчисления и расходования средств государственного социального страхования): решение от 29.09.2014 N 111 осс и N 111 с выводами по листкам нетрудоспособности Радолиной Н. А. и Соколюк М. М. на сумму 8 541,06 руб., Ачмизовой Т.С., Рудичева С.В., Шаймардановой Е.Р., Баладьян О.И., Черноголовой М.Н., Малаховой Ю.М. на сумму 12285,92 руб. являются законными, в удовлетворении заявления в указанной части надлежит отказать.
В оставшейся части решения фонда учреждением не обжалованы.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 по делу N А32-39735/2014 изменить.
Признать незаконным решение от 29.09.2014 N 111осс в части непринятия к зачету расходов страхователя в размере 541212,05 руб.
Признать незаконным решение от 29.09.2014 N 111 в части начисления недоимки в размере 541212,05 руб. (п. 2.1 резолютивной части решения) и приходящейся на указанную сумму пени и штрафа (п. 1, 2.2, 2.3 резолютивной части решения).
Признать незаконным решение от 29.09.2014 N 111н/с в части начисления недоимки в размере 12963 руб. (п. 2 а) резолютивной части решения) и приходящейся на указанную сумму пени и штрафа (п. 1, 2 резолютивной части решения).
В оставшейся части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению Всероссийский центр "Орленок" 6 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению по платежному поручению от 17.10.2014 N 472655.
Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Всероссийский центр "Орленок" 6 000 рублей государственной пошлины по заявлению, 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39735/2014
Истец: ФГОУ ВДЦ Орленок, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский центр "Орленок"
Ответчик: ГУ - Краснодрское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ КРО ФСС РФ ТФ N19, Филиал N19 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ КРО ФСС РФ