г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А40-102333/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующей судьи М.В.Кочешковой,
судей В.Я.Голобородько, Н.О.Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И.Анищенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-102333/15 принятое судьей Е.А.Аксеновой по заявлению ООО" МД МЕНЕДЖМЕНТ" (ИНН 7727814206, ОГРН 1137746825622) к ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ заинтересованное лицо Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 19 о признании незаконным уведомления от 23.04.2015 N 19,
в судебное заседание явились: ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Береговая Н.В.(дов. от 22.09.2015), от ООО "МД Менеджмент" - Шувалова Е.А.(дов. от 28.05.2015),
УСТАНОВИЛ:
ООО "МД Менеджмент" (далее - заявитель, Общество), обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданное 23.04.2015 г. Филиалом N 19 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 9 июля 2015 г. уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданное Филиалом N 19 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 23.04.2015 г. признано недействительным. Суд обязал Филиал N 19 Государственного учреждения - Московского регионального отделения социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "МД Менеджмент", установив тариф взносов в соответствии с фактически осуществляемым основным видом экономической деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу. Кроме того, с Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) в пользу ООО "МД Менеджмент" взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, МРО ФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, сделан неправильный вывод о незаконности действий МРО ФСС в определении страхового тарифа для ООО "МД МЕНЕДЖМЕНТ".
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "МД МЕНЕДЖМЕНТ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) в качестве страхователя за N 7719048545.
Уведомлением от 23.04.2015 г. МРО ФСС сообщило Обществу об установлении ему на 2015 год страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "аренда прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения" в размере 3,40 процента, что соответствует 22-му классу профессионального риска.
Основанием для изменения МРО ФСС с 2015 года страхового тарифа, установление Обществу другого класса профессионального риска и направления в адрес заявителя соответствующего уведомления, послужило непредставление обществом до 15.04.2015 г. в нарушение Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 31.01.2006 г. N 55 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности на 2015 год, что, по мнению МРО ФСС, дает право установить Обществу страховой тариф по виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех перечисленных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении страхователя (таковым является вид деятельности по коду ОКВЭД 71.34.9 "аренда прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения".
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства и правовые позиции сторон, пришёл к выводу, что МРО ФСС в случае неполучения от Общества до 15 апреля 2015 года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности на 2015 год, не вправе был произвольно выбирать вид деятельности, отраженный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, без учета ранее осуществляемого вида или видов деятельности этим страхователем в предыдущем периоде или периодах, а также достоверной информации от страхователя или иных органов (налоговых, органов статистики) об осуществлении страхователем в предыдущем периоде нескольких видов деятельности, относимых к различным классам профессионального риска, из которых фонд и должен выбрать наиболее высокий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уведомление ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ (филиал N 19) о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.04.2015 г. вынесено МРО ФСС без учета фактически осуществляемой заявителем деятельности, нарушает законные права и интересы заявителя, в связи с чем, признал уведомление от 23.04.2015 г. недействительным.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 г. N 55 (далее - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
В пункте 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что МРО ФСС в уведомлении от 23.04.2015 г. на 2015 год установил Обществу страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности по коду ОКВЭД 71.34.9 "аренда прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения". При этом МРО ФСС не представил доказательств, подтверждающих фактическое осуществление Обществом в 2015 году указанного вида деятельности.
Непредставление Обществом до 15 апреля года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении Обществом указанной деятельности. МРО ФСС, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности, в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей правомерно взысканы с МРО ФСС ввиду следующего.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет: состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3 000 рублей.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015 по делу N А40-102333/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В.Кочешкова |
Судьи |
В.Я.Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102333/2015
Истец: ООО " МД МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N19, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ