г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А56-2670/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Чирцовой С.А. по доверенности от 20.02.2015 г.,
от ответчика (должника): Сергеевой Н.М. по доверенности от 25.12.2014 г.,
от 3-их лиц: 1. Не явился, извещен, 2. Минкевич Ю.Б. по доверенности от 25.02.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14016/2015) ОАО "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 по делу N А56-2670/2015(судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению ОАО "Оборонэнерго"
заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
3-и лица: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений"Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказа в регистрации
установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление) с требованием о признании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества здание трансформаторной подстанции N 33, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, Кронштадтское шоссе, дом 30, лит. Н, недействительным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом, Министерство обороны РФ и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России.
Решением суда от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме По мнению Общества, суд не учел, что ОАО "Оборонэнерго" является универсальным правопреемником ОАО "28 Электрическая сеть", поскольку было образовано путем реорганизации в форме присоединения, следовательно, к ОАО "Оборонэнерго" перешли все права и обязанности ОАО "28 Электрическая сеть", в том числе и право на обращение за регистрацией объекта недвижимого имущества. Кроме того, как указывает заявитель, право собственности Российской Федерации на ТП N 33 возникло до вступления в силу 122-ФЗ от 21.07.1997 (до 31.01.1998 г.), в процессе разграничения государственной собственности в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Министерство обороны в отзыве на апелляционную жалобу просит ее удовлетворить.
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу и Комитет имущественных отношений в отзывах на апелляционную жалобу возражают против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции N 33 (далее - ТП N 33), расположенной по адресу: Кронштадтское шоссе, д. 30, лит, Н, город Кронштадт, Санкт-Петербург.
15.07.2014 Управление уведомило Общество о приостановлении государственной регистрации Объекта до 14.08.2014.
Сообщением от 21.10.2014 г. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу уведомило Общество об отказе в государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
Указывая на то, что отказ Управления не соответствует закону, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации N 1333 от 25.11.2009 Объект изъят из оперативного управления Государственного учреждения 1999 отделения морской инженерной службы и закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Минобороны России (далее - Предприятие). Приказ от 25.11.2009 N 1333 содержит указание на то, что Предприятие должно в трехмесячный срок осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимости, в установленном законом порядке. Однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют какие-либо сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, Кронштадтское шоссе, д. 30, лит. Н, следовательно, Предприятие не выполнило обязанностей по государственной регистрации своего права.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 было принято решение о приватизации Предприятия путем преобразования в ОАО "28 Электрическая Сеть". Однако и ОАО "28 Электрическая сеть" не зарегистрировало своих прав на указанный объект недвижимости.
В свою очередь, ОАО "28 Электрическая Сеть" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", которое и обратилось в Управление за государственной регистрацией прав на Объект.
Пунктом 11 Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) установлено, что право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица. Однако нельзя согласиться с доводом Общества о том, что реорганизованному юридическому лицу принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость, поскольку противоречит следующим нормам права.
Как установлено п.2 ст. 13 Закона о регистрации, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данных объект в Едином государственном реестре прав.
Учитывая, что именно распорядительный акт собственника в лице Министерства обороны Российской Федерации послужил основанием возникновения прав у ОАО "28 Электрическая Сеть", судом правомерно сделан вывод о необходимости произвести государственную регистрацию ранее возникшего права Российской Федерации. Документом основанием возникновения ранее возникшего права будет являться выписка из реестра Федерального имущества, содержащая сведения о том, что государственная собственность Российской Федерации является ранее возникшим правом, т.е. возникшим до вступления в силу Закона о регистрации (до 31.01.1998).
Поскольку право собственности правопредшественника (ОАО "28 Электрическая сеть") не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими документами будут являться документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с п.5 ст. 18 Закона о регистрации, необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажных носителях предоставляются не менее чем в двух экземплярах, подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Кроме того, спорный Объект расположен в границах земельного участка кадастровый номер 78:34:0010219:4, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города Федерального значения Санкт-Петербург и передан в порядке, установленном Федеральным законом N 423-ФЗ от 08.12.2011 "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 14.03.2013 г. N 112.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отказ Управления в государственной регистрации, выраженный Сообщением от 21.10.2014 г., мотивированный неустранением причин, препятствующих государственной регистрации после приостановления государственной регистрации и непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав, соответствует абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 по делу N А56-2670/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2670/2015
Истец: ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Западный", ОАО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по управлению городским имуществом, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России