г. Челябинск |
|
09 сентября 2015 г. |
Дело N А47-4209/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2015 по делу N А47-4209/2014 (судья Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭкоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 18.02.2014 N 672/14 об отзыве от согласования Технического проекта объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОИД" 04.07.2013, согласованного Управлением градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга 06.08.2013; обязании Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга принять решение об оставлении в силе согласования от 06.08.2013 Технического проекта объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОИД" 04.07.2013; обязании Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга сформировать земельный участок площадью 30161 кв.м. в соответствии с Техническим проектом объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОИД" 04.07.2013, для дальнейшей постановки на кадастровый учет, признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 01.08.2014 N 4401-Р "Об образовании земельного участка для строительства базы по утилизации отходов производства в п. Бердянка" (требования изложены с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГЕОИД" (далее - третье лицо, ООО "ГЕОИД" ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2015 (резолютивная часть оглашена 02.06.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение, выраженное в письме от 18.02.2014 N 672/14 об отзыве от согласования Технического проекта объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного ООО "ГЕОИД" 04.07.2013, согласованного Управлением градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга 06.08.2013. Признал незаконным распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга от 01.08.2014 N 4401-Р "Об образовании земельного участка для строительства базы по утилизации отходов производства в п. Бердянка".
Обязал Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга принять решение об оставлении в силе согласования от 06.08.2013 Технического проекта объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного ООО "ГЕОИД" 04.07.2013. Обязал Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга сформировать земельный участок площадью 30161 кв.м. в соответствии с Техническим проектом объекта кадастровых работ по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, выполненного ООО "ГЕОИД" 04.07.2013, для дальнейшей постановки на кадастровый учет.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указал, что общество "ЭкоРесурс" обращалось с заявкой об образовании земельного участка под существующими объектами недвижимости. Однако на топографической съемке, подготовленной ООО "ГЕОИД" была показана лишь часть земельного участка, занятого принадлежащим обществу зданием зернохранилища. При этом, в отношении свободного от застройки земельного участка оспариваемым распоряжением N 4401-р от 01.08.2014 принято решение о формировании, в целях дальнейшего предоставления для целей строительства на торгах. По этим причинам, общество не лишено права собственности на земельный участок под зданием зернохранилища и имеет возможность принять участие в торгах на приобретение права на заключении договора аренды земельного участка для строительства.
Податель апелляционной жалобы указывает, что утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала равнозначно понятию технический проект кадастровых работ и отнесено к компетенции Департамента, наряду с решением о формировании нового земельного участка для его предоставления на торгах.
ООО "ЭкоРесурс" и ООО "ГЕОИД" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоРесурс" принадлежит на праве собственности здание зернохранилища площадью 1232 кв.м., расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, д. N 1г. Данный объект недвижимости приобретен обществом по договору купли-продажи от 13.09.2012 г., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АБ N 785326 (л.д. 28 т.1).
В январе 2013 года ООО "ЭкоРесурс" обратилось к ответчику с вопросом о возможности предоставления в собственность земельного участка, находящегося под зданием и прилегающего к нему, примерной площадью 3,019 га для организации погрузки-разгрузки автотранспорта, открытой стоянки автотранспорта, открытого склада готовой продукции, рекреационной зоны на земельном участке.
На указанное обращение, письмом от 11.02.2013 N 1-24-2/466 Департамент разъяснил заявителю, что для решения данного вопроса необходимо представить обоснование необходимости предоставления земельного участка площадью 3,019 га, после чего будет подготовлено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка (л.д. 30 т. 1).
Из подготовленного обществом технико-экономическом обосновании необходимости предоставления земельного участка площадью 3,019 га усматривается планируемое размещение 17 объектов, входящих в состав производственной базы по утилизации отходов (л.д. 31-34 т. 1).
26.04.2013 Департаментом было утверждено г Градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, ул. Школьная, N 1г, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению ООО "ЭкоРесурс" (л.д. 37 т. 1). В разделе N 1 Градостроительного заключения указано, что спорный земельный участок в данных границах на кадастровый учет не поставлен. В разделе N 6 Градостроительного заключения также указано на то, что согласно Генеральному плану, земельный участок расположен на территории производственных и коммунально-складских объектов, запрашиваемое использование соответствует назначению функциональных зон генерального плана. Возможное разрешенное использование земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (раздел 7).
Земельный участок соответствует требованиям СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и другим нормативным документам (раздел 8) Проект межевания по земельному участку отсутствует (раздел 9).
В разделе 10 содержится заключение о возможности предоставления земельного участка площадью 3,019 га, расположенного в п. Бердянка для строительства базы по утилизации отходов производства, при условии соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных норм.
По заданию ООО "ЭкоРесурс" обществом "ГЕОИД" разработан технический проект объекта кадастровых работ от 04.07.2013, который был согласован и утвержден Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга 06.08.2013 (л.д. 22-27 т. 1).
14.08.2013 обществом "ЭкоРесурс" было подано заявление об образовании земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями (л.д. 99 т. 1).
Письмом N 11283/13 от 02.09.2013 на обращение об образовании земельного участка Департаментом было сообщено, что земельный участок под строительство базы будет выставлен на торги (л.д. 97 т. 1).
Письмом N 672/14 от 18.02.2014 Департамент сообщил обществу о том, что согласованный Технический проект объекта кадастровых работ, выполненный ООО "ГЕОИД" отзывается от согласования, поскольку территория земельного участка частично пересекается с земельным участком, подготовленным Департаментом на торги (л.д. 21 т. 1). К заявке приложена топографическая съемка испрашиваемого земельного участка, согласованная Департаментом 06.08.2013.
Распоряжением Департамента N 4401-р от 01.08.2014, с целью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства, было предписано образовать земельный участок площадью 30108 кв.м, расположенный по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0901001 (л.д. 100 т. 2).
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 56:44:0901001:1130, усматривается, что сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2014. Разрешенным использованием земельного участка является размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, строительство базы по утилизации отходов производства (л.д. 101 т. 2).
Указав, что земельный участок площадью 3,019 га, возможность предоставления которого обществу была согласована Департаментом, необходим обществу для использования расположенного на земельном участке здания зернохранилища, а также для строительства на прилегающей территории базы по утилизации отходов производства и потребления, однако отзыв согласования технического проекта объекта кадастровых работ и формирование земельного участка с кадастровым номером 56:44:0901001:1130 площадью 30108 кв.м. с целью последующего предоставления на торгах, исключает возможность предоставления ранее согласованного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "ЭкоРесурс" являясь собственником здания зернохранилища, имеет в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приобретение занятого строением земельного участка. Установив наличие действующего градостроительного заключение о возможности предоставления земельного участка, отсутствие правового обоснования в письме об отзыве согласования технического проекта объекта кадастровых работ (земельного участка технического проекта объекта кадастровых работ) и осуществление работ по формированию земельного участка с кадастровым номером 56:44:0901001:1130 площадью 30108 кв.м. после обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими заявлением, суд пришел к выводу об удовлетворении требований общества "ЭкоРесурс".
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения общества с заявлением о формировании земельного участка в целях приобретения права собственности на него) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка, выкупаемого в порядке данной нормы, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Вышеназванные положения статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод об определении площади подлежащего предоставлению земельного участка исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Однако, имеющиеся в материалах дела доказательства и приведенное заявителем обоснование заявленных требований, позволяет сделать вывод об инициировании обществом процедуры формирования земельного участка как занятого принадлежащим обществу зданием зерносклада, так и необходимого для осуществления строительства производственной базы по утилизации отходов. Об этом свидетельствует заявление общества и представленное им технико-экономическое обоснование необходимости предоставления земельного участка (л.д. 30-34, 99).
Исходя из названного, земельный участок площадью 3,019 га, технический проект объекта кадастровых работ от 04.07.2013, который был согласован и утвержден Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга 06.08.2013 не является земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащего заявителю здания зерносклада, право на приобретение которого предоставлено статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для вышеназванных целей эксплуатации существующих зданий и целей строительства, различен.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает, в числе прочего, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Сопоставление сведений о выполненных обществом "ЭкоРесурс" действиях и проведенных согласованиях (разработанного по заданию ООО "ЭкоРесурс" и согласованного Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга 06.08.2013 технического проекта объекта кадастровых работ, а также утверждению градостроительного заключения, л.д. 22-27, 37 т. 1) с последовательностью процедур, предусмотренных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о начале процедуры выбора земельного участка для строительства базы по утилизации отходов.
Вместе с тем, такая процедура не была завершена принятием решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта путем издания, после соблюдения процедуры публичного информирования, соответствующего акта органа местного самоуправления. Названное исключает наличие у заявителя права на предоставление ему земельного участка площадью 3,019 га.
Кроме того, в отличие от положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нормы названного кодекса, регулирующие предоставление земельного участка для строительства не предполагают возможности его предоставления на праве собственности, о чем фактически заявляет ООО "ЭкоРесурс" обосновывая нарушение своих прав.
Поскольку вышеназванное исключает возможность предоставления обществу "ЭкоРесурс" земельного участка площадью 3,019 га, частично занятого объектом недвижимого имущества и предполагаемого для использования в целях строительства, отзыв Департаментом согласования технического проекта объекта кадастровых работ (схемы расположения на кадастровой карте соответствующей территории) не может быть признан нарушающим права заявителя.
В свою очередь действия по формированию земельного участка с кадастровым номером 56:44:0901001:1130 на основании Распоряжения Департамента N 4401-р от 01.08.2014, также не нарушают прав и законных интересов ООО "ЭкоРесурс", поскольку процедура выбора этого земельного участка либо совпадающего с ним, не была завершена принятием решения о предварительном согласовании обществу места размещения объекта.
Доказательств того, что сформированный органом местного самоуправления с целью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства, земельный участок площадью 30108 кв.м., расположенный по адресу: г. Оренбург, п. Бердянка, в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0901001, включает площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ООО "ЭкоРесурс" здания зернохранилища, суду не представлено. Приведенные Департаментом пояснения, а также схема взаимного расположения земельных участков площадью 3,019 га и 30108 кв.м. с нанесением контуров здания, свидетельствуют об обратном (л.д. 107 -108 т. 1).
При отсутствии нарушений прав ООО "ЭкоРесурс", как предусмотренного статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условия удовлетворения требование об оспаривании действий и решений Департамента, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имелось.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ЭкоРесурс" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку апелляционная жалоба по настоящему дела подана освобожденным от уплаты государственной пошлины заинтересованным лицом.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2015 по делу N А47-4209/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" требований - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4209/2014
Истец: ООО "ЭкоРесурс"
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга
Третье лицо: ООО "Геоид", ООО "Эко Ресурс", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области