г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А40-210491/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015
по делу N А40-210491/14,
принятое судьей Никоновой О.И. (шифр 105-1685)
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России )
(ОГРН 1027300533149, 433512, Ульяновская обл., г. Дмитровград, пр. Ленина, д. 30б)
к Обществу с ограниченной ответственностью "РГС-Медицина"
(ОГРН 10278068665481, 121059, г. Москва, ул. Киевская, д. 7)
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской обл.
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Клочкова С.Г. по доверенности N 3 от 12.01.2015;
от ответчика: Борисов Д.В. по доверенности N 56/14 от 11.09.2014,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ООО "РГС-Медицина" задолженности в сумме 16 413 913 руб.61 коп.
Решением суда от 09.06.2015 года в удовлетворении исковых требований ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России отказано.
ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права.
ООО "РГС-Медицина" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 года между ООО "Росгосстрах-Медицина" и ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России заключен договор N 63-04/2014 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предметом которого являются обязательства учреждения по оказанию медицинской помощи застрахованным гражданам в соответствии с условиями, установленными Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 года N 635-П, и объёмами гарантированной медицинской помощи, определенными для учреждения в установленном порядке распоряжением Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 26.12.2013 года N 2619 "Об утверждении объемов оказания медицинской помощи по государственным заказам на 2014 год", а также обязательства страховщика по оплате медицинской помощи, оказанной учреждением, контроль объема и качества медицинской помощи, порядка расходования средств ОМС учреждением, механизм реализации результатов контроля.
В соответствии с пунктом 5.6 договора, учреждение представляет страховой медицинской организации до 3 числа следующего месяца за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.
В подтверждение факта оказания медицинских услуг по вышеуказанному договору учреждением представлены медицинской страховой организации: реестры оказания медицинской помощи (услуг) учреждением за период с 01.04.2014 года по 30.04.2014 года; счета на оплату услуг за указанный период N 00000473 от 12.05.2014 г. на сумму 21 037 руб. 18 коп., N 00000474 от 12.05.2014 года на сумму 1 313 744 руб. 42 коп., N 00000475 от 12.05.2014 года на сумму 27 228 руб.10 коп., N 00000476 от 12.05.2014 года на сумму 233 924 руб.76 коп., N 00000477 от 12.05.2014 года на сумму 1 466 748 руб.14 коп., N 00000478 от 12.05.2014 года на сумму 2 755 руб. 69 коп., N 00000479 от 13.05.2014 года на сумму 58 753 256 руб. 73 коп.; двухсторонний акт N 282 от 15.05.2014 года "Приема-передачи реестров и счетов медицинской помощи, оказанной жителям Ульяновской области, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию" по состоянию на 30.04.2014 года.
В силу пункта 4.1. договора, заключенного между учреждением и медицинской страховой организацией, страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1 к данному договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3-х рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет учреждения на основании предъявленных учреждением счетов и реестров счетов, до 18 числа каждого месяца включительно.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на оказание медицинских услуг по вышеуказанному договору на сумму 61 818 695 руб. 02 коп., исключение из оплаты учреждению медицинской страховой организацией по актам медико-экономического контроля по счетам за оказанную медицинскую помощь за апрель 2014 года суммы 70 015 руб. 44 коп., принятие к оплате учреждению суммы 61 748 679 руб. 58 коп., и наличие у ответчика перед истцом задолженности по оплате оказанных медицинских услуг в сумме 16 413 913 руб.61 коп.
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Отношения сторон регулируются в соответствии с условиями договора и требованиями: Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 года N 158н, в редакции Приказов Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 года N 897H, от 09.09.2011 года 1036н (пункт 110), Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденного Приказом ФОМС от 01.12.2010 года N 230; Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год, утвержденной Правительством Ульяновской области; Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2014 год.
Как установлено судом, по условиям заключенного сторонами договора, СМО обязана оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи, утвержденных решением комиссии по разработке "Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области", с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов и способов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Контроль утвержденных нормативов объемов ежемесячно производит ТФОМС Ульяновской области. Объемы представления медицинской помощи, установленные Территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии по разработке ТП ОМС между медицинскими организациями и между страховыми медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, а так же, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Комиссия рассматривает предложения по перераспределению установленных объемов медпомощи не реже чем 1 раз в квартал.
В целях оценки исполнения плановых объемов медпомощи медицинские организации осуществляют мониторинг их выполнения и по итогам могут направлять предложения по перераспределению утвержденных нормативов объемов в Комиссию по разработке ТП ОМС.
Как установлено судом, ответчик обращался в Комиссию по разработке ТП ОМС и Директору ТФОМС области по вопросу оплаты сверхнормативных объемов ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА.
По факту поступления от ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА претензии от 10.06.2014 года N 172/2672 на неоплаченную сумму по предъявленным счетам, Филиал дал письменный ответ от 25.06.2014 года N 562/60 с разъяснением о порядке и сумме расчетов за оказанную медицинскую помощь за апрель 2014 года, рекомендовав обратиться с вопросом об оплате сверхнормативных объемов в Комиссию по разработке ТП ОМС.
Как установлено судом, финансирование медицинских учреждений всех форм собственности, входящих в систему обязательного медицинского страхования Ульяновской области, в 2014 году производится страховой медицинской организацией целевыми средствами ОМС, полученными от ТФОМС области в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год.
В соответствии с пунктом 5.3.2. Приложения N 8 к Приказу ФОМС N 230, предъявление медицинской организацией к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, служит основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Услуги, оказанные сверх установленных объемов, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области, могут быть оплачены только по решению Комиссии по разработке ТП ОМС.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-14153/14 от 09.04.2015 года ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования от 14.07.2014 года N 3096/0114, в части распределения дополнительных объемов медицинской помощи.
Общество не вправе оплачивать медицинскую помощь, оказанную ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА сверх установленных (согласованных) объемов за счет целевых средств ОМС, предназначенных для иных медицинских организаций.
Как установлено судом, условия заключенного сторонами договора не нарушены, медицинская помощь оплачена полностью в пределах объемов медпомощи, предусмотренных ТП ОМС Ульяновской области на 2014 года, финансовыми средствами, полученными от ТФОМС Ульяновской области. Принятая к оплате сумма за медицинские услуги с учетом контроля и подушевого финансирования оплачена ответчиком целевыми средствами, полученными от ТФОМС, в полном объеме, и задолженности у страховой медицинской организации нет.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 года N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", оказание медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, медицинской помощи (в том числе медицинскими организациями ФМБА России) в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (Раздел 4 Программы).
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 года N 635-П "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (окончание действия документа - 10.01.2015 в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 года N 602-П) согласно которому, при оказании в 2014 году медицинской помощи в соответствии с законодательством в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу ОМС, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в объеме, превышающем объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке Территориальной программы ОМС.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-210491/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210491/2014
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 172 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА", ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России
Ответчик: ООО "РГС-Медицина", ООО "Росгосстрах-Медицина"
Третье лицо: ТФОМС Ульяновской области