г. Чита |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А19-4305/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2015 года по делу N А19-4305/2015 по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1) о признании права собственности отсутствующим
(суд первой инстанции - М.Н. Габескирия).
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков:
от Администрации города Иркутска: не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области: не явился, извещен,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 47, далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (далее - администрация), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение, кадастровая палата) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3004, площадью 45652 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Кировский район, ул.Седова, об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3004, площадью 45652 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Кировский район, ул.Седова.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что Министерством имущественных отношений Иркутской области не представлено ни доказательств, свидетельствующих о наличии владения земельным участком, права собственности на которое просит признать отсутствующим, ни доказательств, подтверждающих наличие зарегистрированных прав на указанный земельный участок, как не указано и какая часть земельного участка не располагается в границах красных линий. Таким образом, зарегистрированное право собственности оспаривается лицом, не заявляющим свои имущественные права на земельный участок, а также в отсутствие доказательств наличия зарегистрированных прав на земельный участок, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Иркутской области от 17.06.2015 по делу N А19-4305/2015 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования министерства имущественных отношений Иркутской области в полном объеме. Министерство не согласно с выводом суда о том, что правом на предъявление иска о признании нрава отсутствующим, обладает исключительно лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 указанных условий для обращения в суд с требованиями о признании права отсутствующим не содержит. Таким образом, Министерство полагает, что избранный способ защиты является надлежащим, поскольку право истца нe может быть защищено посредством предъявления исков, предусмотренных гражданским законодательством.
На апелляционную жалобу поступил отзыв кадастровой палаты, в котором она указывает, что не нарушала права министерства, и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционную жалобу поступил отзыв администрации, в котором она соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 3 сентября 2015 года был объявлен перерыв до 4 сентября 2015 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.08.2015, 04.09.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 38 АД N 980139 от 21.02.2013 (т.1 л.д.55), за муниципальным образованием город Иркутск на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автомобильную дорогу, временные сооружения и сети инженерно-технического обеспечения, общей площадью 45 652 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Кировский район, ул.Седова, кадастровый номер 38:36:000000:3004.
В обоснование требования о признании права собственности на земельные участки отсутствующим, истец ссылается на наличие зарегистрированного права муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3004, что нарушает права и законные интересы министерства, как органа, осуществляющего полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, что формирование спорного земельного участка на территории нескольких территориальных зон различного назначения лишает министерство возможности распоряжаться земельным участком.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникает при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Иркутской области от 15.07.2013 г. N 69-оз, вступившим в силу с 22.08.2013 г., внесены изменения в статью 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", согласно которым распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области", Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области.
На основании статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный, для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статье 25 указанного закона, границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как указывает суд первой инстанции, согласно данным представленного истцом в материалы дела письма Комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска от 09.02.2015 N 945-70-0506/2015 (т.1 л.д.20) земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:3004 в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 27.12.2013 N 005-20-530901/3, испрашиваемый земельный участок расположен в планировочном микрорайоне 10:01:00, в зоне размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения, в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 29.04.2013 N005-20-460771/3, испрашиваемый земельный участок расположен в планировочном микрорайоне 11:03:00, частично в зоне размещения объектов делового, общественного, коммерческого назначения, частично в зоне размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения, частично в зоне парков, скверов, бульваров, в соответствии с проектом планировки Октябрьского округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 16.11.11 N 031-06-2585/11, данный земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования.
Обосновывая заявленные требования истец ссылается на то, что, что часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:3004 не располагается в границах красных линий и земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, не относится к территории общего пользования, в связи с чем регистрация права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок, сформированный на территории нескольких территориальных зон различного назначения, нарушает его права на распоряжение земельным участком, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется указанными в ней способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, по смыслу абзаца 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим только тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Указанный способ защиты нарушенного права является исключительным способом защиты, возможным лишь при отсутствии спора о праве на имущество (когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством).
Исходя из положений глав 13, 14, 20, параграфа 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, правом на предъявление иска о признании права отсутствующим имеет лишь лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Министерством имущественных отношений Иркутской области не представлено ни доказательств, свидетельствующих о наличии владения земельным участком, права собственности на которое просит признать отсутствующим, ни доказательств, подтверждающих наличие зарегистрированных прав на указанный земельный участок, как не указано и какая часть земельного участка не располагается в границах красных линий. Таким образом, зарегистрированное право собственности оспаривается лицом, не заявляющим свои имущественные права на земельный участок, а также в отсутствие доказательств наличия зарегистрированных прав на земельный участок, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
По указанным основаниям апелляционный суд отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы и поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд полагает, что то обстоятельство, что министерство является органом власти, распоряжающимся земельными участками, не означает, что оно может пользоваться иными способами защиты, чем собственники земельных участков или иные лица. Не владеющее земельным участком лицо может заявлять требования о виндикации земельного участка или его части для возвращения его в собственность, оспаривать сделки, а признание права отсутствующим только создаст ситуацию правовой неопределенности и к защите прав не приведет.
Как правильно указывает суд первой инстанции, обосновывая требования, заявленные к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", истец указывает на то, что, исходя из смысла положений Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", никто, кроме органа кадастрового учета, не имеет полномочий на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем, истцом, в соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов органом кадастрового учета, в связи с чем, требования, заявленные к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2015 года по делу N А19-4305/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4305/2015
Истец: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: Администрация г. Иркутска, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области