г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А40-12483/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи М.С. Сафроновой, судей А.С. Маслова, П.А. Порывкина, при ведении протокола помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2015 по делу N А40-12483/15, принятое судьей А.В. Бедрацкой, по заявлению ООО "Сиртек" (ИНН 7743795751, ОГРН 1107746825845) к Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1 (ИНН 7710030933, ОГРН 1027700532298) о признании недействительными решений
в судебное заседание явились:
от ООО "Сиртек" - Шурыгина Н.И. по дов. от 12.01.2015, Бухреева М.Л. по дов. от 25.03.2015,
от Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1 - Каданцев А.А. по дов. от 02.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2015 удовлетворено заявление ООО "Сиртек" (далее - заявитель, общество, страхователь) к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1 (далее - фонд), признаны незаконными, не соответствующими Федеральному закону N 225-ФЗ от 29.12.2006, решения ГУ-МРО ФСС в лице филиала N 1 N 203 от 03.04.2012 об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 62182 руб., N 808 от 22.11.2013 об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 54996,58 руб., N 808 от 22.11.2013 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 54,996,58 руб., N 808 от 15.12.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 14463,12 руб., N 808 от 22.11.2013 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 162,01 руб. и о доначислении страховых взносов за 2012 г. в сумме 810,06 руб., решение филиала N 1 ГУ МРО ФСС РФ N 808 от 03.03.2014 о взыскании недоимки, пени и штрафов в размере 162,01 руб., N 808 от 22.11.2013 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа 11,18 руб., N 808 от 28.02.2014 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке в виде штрафа в размере 11,18 руб., вынесенные в отношении общества.
Фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "СИРТЕК" зарегистрировано в филиале N 1 ГУ МРО ФСС РФ с 12.10.2010 как страхователь.
01.09.2011 обществом с Подольской С.Б. заключен трудовой договор и на основании приказа от 01.09.2011 она принята в ООО "СИРТЕК" на должность главного бухгалтера с окладом 18 000 руб. Трудовые функции Подольская С.Б. выполняла в полном объеме. С 06.10.2011 Подольской С.Б. на основании ее заявления и листа нетрудоспособности N 019163787595 предоставлен отпуск по беременности и родам. В январе 2012 г. общество на основании заявления Подольской С.Б. от 25.01.2012 назначило и рассчитало Подольской С.Б. пособие по беременности и родам в размере 84 000 руб., единовременное пособие при рождении ребенка 11703,13 руб., всего 95 703,13 руб.
27.02.2012 общество обратилось в фонд с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по беременности и родам, выплату единовременного пособия при рождении ребенка в размере 95282,63 руб. в связи с недостаточностью начисленных страховых взносов.
Данное заявление было рассмотрено филиалом N 1 ГУ МРО ФСС РФ, проведена камеральная проверка, по результатам которой 12.03.2012 был составлен акт N 203.
В акте проверки фонд сделал вывод о том, что Подольская С.Б. принята на работу за месяц до наступления страхового случая на полный рабочий день и полную ставку при том, что 2 года до принятия на эту работу не работала, что страхователем создана искусственная экономически необоснованная ситуация с целью получения возмещения из средств фонда. Фондом произведен расчет пособия по беременности и родам исходя из МРОТ в размере 21 518 руб. и на основании решения от 03.04.2012 N 203 к возмещению страхователю назначено 32 800,63 руб., а в возмещении 62 482 руб. отказано.
Из материалов дела следует, что ни в акте камеральной проверки, ни в решении от 03.04.2012 не было указано какие нормы закона были нарушены страхователем - ООО "СИРТЕК" при назначении и расчете пособия по беременности и родам.
ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ на жалобу ООО "СИРТЕК" ответило 21.05.2012 письмом о правомерности принятого решения, при этом, не указало какие нормы закона страхователем нарушены при назначении и расчете пособия по беременности и родам.
С 23.02.2012 Подольской С.Б. по ее заявлению был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Общество на основании заявления Подольской С.Б. исчислило и выплатило пособие исходя из средней заработной платы за фактически проработанный период времени. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составил 7 147,04 руб. и назначено к выплате 114 410,15 руб.
Общество 03.07.2013 обратилось в фонд с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в связи с недостаточностью начисленных страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 107 887,42 руб.
21.10.2013 фондом проведена камеральная проверка общества, был составлен акт N 808, в соответствии с которым, размер пособия был исчислен исходя из МРОТ со ссылкой на основания, изложенные в акте проверки от 12.03.2012 и решении от 03.04.2012. Размер пособия был определен: за 2012 г. -23 821,45 руб. (ежемесячно - 2 326 руб.), за 2013 г. -14 151 руб.(ежемесячно - 2 453,93 руб.), а всего на основании решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 808 от 22.11.2013 к возмещению страхователю назначено 30 768,22 руб. и отказано в возмещении 54 996,58 руб.
На основании решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 808 от 22.11.2013 фондом были вынесены два решения за N 808 от 22.11.2013: о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому доначислены страховые взносы за 2012 г. в размере 810,06 руб. и назначен штраф за занижение базы для начисления страховых взносов в размере 162,01 руб.; о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому за занижение базы для начисления страховых взносов ООО "СИРТЕК" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 11,18 руб.
Возражения ООО "СИРТЕК" по вопросам неправильного исчисления размера сумм страхового возмещения явились основанием для пересмотра вынесенных ранее актов камеральных проверок и решений.
19.11.2014 на основании писем ООО "СИРТЕК" N 22-14/п от 22.10.2014 и N 23-14/п от 23.10.2014 фонд вынес новый акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 808.
Новым актом камеральной проверки N 808 от 19.11.2014 признано, что расчеты предыдущими актами проведены неправильно, не учтены расходы страхователя на выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Подольской С.Б. в размере 21 441,12 руб. и признано, что страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных актов в размере 14 463,12 руб. (без указания какие нормы законов нарушены). Актом камеральной проверки от 19.11.2014 указано: отказать в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 21 441,12 руб., не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем в сумме 21 441,12 руб. и доначислить страховые взносы в сумме 621,79 руб.
Вместе с тем, данный акт камеральной проверки не содержит по существу разрешение спора по размеру страхового возмещения, хотя проверяющие признали, что ими допущены при предыдущей проверке ошибки в расчетах.
Учитывая все камеральные проверки, проведенные на основе расчетов ООО "СИРТЕК" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, согласно актам N 808 от 21.10.2013 и 19.11.2014 фондом не приняты к зачету расходы страхователя на выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Подольской С.Б. в размере 76 437,70 руб. и отказано в выделении средств на возмещение данных расходов (54 996,58 руб. по камеральной проверке от 21.10.2013 и 21 441,12 руб. по камеральной проверке от 19.11.2014), а также были доначислены страховые взносы в размере 1 431, 85 руб.
Кроме того, акт камеральной проверки от 19.11.2014 и решение от 15.12.2014 противоречивы, так как решение содержит иную сумму, на которую фонд не принял к зачету расходы страхователя на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 14 463,12 руб., а в акте указана сумма 21 441,12 руб.
Кроме этого, и акт камеральной проверки N 808 от 19.11.2014, и решение N 808 от 15.12.2014 нарушают права страхователя, т.к. произвольно, без ссылки на законы, признали расчеты общества необоснованными.
Ни в акте камеральной проверки от 21.10.2013, ни в решениях от 22.11.2013 не было указано, какие нормы закона нарушены страхователем при назначении и расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Подольской С.Б.
Отказы в возмещении страхователю расходов на выплату страхового обеспечения по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет являются необоснованными, поскольку не основаны на нормах законов. Суммы страхового обеспечения, в возмещении которых отказано, подлежат взысканию с фонда.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем фонд в соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение. В соответствии со ст. 4 Закона N 165-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков независимо от финансового положения страховщика. В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет является видом страхового обеспечения. Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее Федеральный закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3.3 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (далее по тексту - Инструкция N 22) установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены страхователем-работодателем при возмещении расходов на выплату пособий по беременности и родам.
Статьей 64 ТК РФ прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Иной размер пособия исчисляется только в случаях наличия страхового стажа менее шести месяцев (п. 3 ст.11 ФЗ N 255). Подольская С.Б. имеет страховой стаж более 4 лет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства РФ. Причем, в ст. 4.2 в пункте 2 подпункте 4 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ ограничено право страховщика в отказе к зачету расходов на выплату страхового обеспечения путем перечисления случаев, которые влекут отказ в зачете расходов, в том числе: нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании, представление неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов о нетрудоспособности.
В актах камеральных проверок и решениях по результатам данных проверок отсутствуют ссылки на нормы закона, которые нарушены страхователем при назначении и исчислении суммы пособий.
Выводы в актах проверок об экономической нецелесообразности принятия на работу беременной женщины за 1 месяц до наступления страхового случая являются дискриминационными, нарушающими требования норм трудового законодательства (ст. 64 ТК РФ).
Обществом в подтверждение обоснованности заявленного возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в отношении Подольской С.Б. представлены в Фонд социального страхования все необходимые документы с расчетом размера пособия, предусмотренные действующим законодательством. В актах проверок отсутствуют ссылки, что обществом не представлены какие-то документы.
Действующее законодательство не ставит исчисление размера пособия по беременности и родам в зависимость от объема выполненной работником работы до оформления больничного листа по беременности и родам и от размера заработной платы других работников. Факт наличия трудовых отношений между обществом и работником Подольской С.Б. подтвержден документами, страховой случай наступил, что подтверждено материалами дела, выплата страхового обеспечения произведена, соответственно, фонд обязан произвести возмещение расходов.
Факт наличия супружеских отношений между работником и руководителем организации не является по закону основанием для отказа в принятии на работу и для отказа назначения и выплаты социальных пособий.
С учетом изложенного, у фонда законных оснований для отказа в зачете расходов на выплату обязательного страхового обеспечения и для выделения обществу средств на выплату пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не имелось, соответственно, отказы в возмещении и выделении денежных средств для выплаты пособий, занижение базы для начисления страховых взносов фондом, наложение штрафа на общество являются незаконными.
Апелляционная жалоба не опровергает выводов суда, не содержит в себе ссылок на нормативно-правовые акты, указывающие на неправильное применение судом норм материального права, а лишь свидетельствует о несогласии фонда с принятым решением, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2015 по делу N А40-12483/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12483/2015
Истец: ООО "Сиртек"
Ответчик: Государственное учреждение-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1, филиал N1 московского регионального отделения фонда социального страхования рф
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32797/16
22.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17760/15
10.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33646/15
16.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-12483/15