Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 декабря 2015 г. N Ф10-4584/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А23-5772/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Заполярье" (Калужская область, Бабынинский район, п. Воротынск, ОГРН 1024001197989, ИНН 4027039500) - представителя Самодержанковой В.В. (доверенность от 27.08.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" - представителя Белякова А.И. (доверенность от 16.05.2014) и Яценко Е.Н. (доверенность от 02.03.2015 N 83), в отсутствие представителя ответчика - Городской Управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) в лице управления архитектуры и градостроительства города Калуги (г. Калуга) и третьих лиц - Главного управления МЧС России по Калужской области, Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заполярье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015 по делу N А23-5772/2014 (судья Сафонова И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Заполярье" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калужской области к Городской Управе города Калуги в лице Управления архитектуры и градостроительства города Калуги (далее - ответчик, управление) о признании незаконными действий управления выразившихся в отказе во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9, расположенного по адресу: г. Калуга, д. Мстихино, пер. Прудный, д. 9 в части исключения из пункта 2.2. градостроительного плана сведений - "назначение объекта капитального строительства: "размещение объектов капитального строительства в пределах земельного участка невозможно ввиду наличия скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа" и внесения в указанный пункт: согласно чертежу - "1", назначение объекта капитального строительства - "Жилые дома различного типа"; не включения в пункт 2.2.2. информации о предельно допустимой высоте зданий, строений, сооружений; исключения из пункта 2.2.3 "максимальный процент застройки в границах земельного участка - (прочерк) % и внесения в указанный пункт: "в соответствии с нормативами"; исключения из пункта 2.2.4 иные показатели: "в соответствии с письмом ОАО "Газпром" ООО "Газпром ПХГ" филиала "Калужское управление подземного хранения газа" от 24.07.2013 N 03/01-281"; исключения из чертежа градостроительного плана из раздела "экспликация объектов капитального строительства зон планируемого размещения, мест допустимого размещения объектов капитального строительства с указанием параметров разрешенного строительства пункт 1 "здания строения сооружения - использование не возможно, в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Правил землепользования и застройки городского округа г. Калуги в виду наличия скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа" и внесения в указанный пункт: "жилые дома различного типа", в подразделе "параметры разрешенного строительства" указать предельно допустимую высоту зданий строений, сооружений и максимальный процент застройки"; не указания на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования мест допустимого размещения объектов капитального строительства - жилых домов различного типа с минимальными отступами от границ земельного участка в метрах и понуждении к исключению и внесению вышеуказанных сведений (с учетом уточнения заявленных требований от 27.11.2014 (т. 1, л. д. 72-73).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ", Главное управление МЧС России по Калужской области, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов общество выразило несогласие с выводом суда о том, что отказ о внесении изменений в градостроительный план земельного участка не нарушает его прав. Обращает внимание на то, что часть 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка. Указывает на то, что письмо филиала "Калужское управление подземного хранения газа" ООО "Газпром ПХГ" от 24.07.2013 N 03/01-281 не подлежало внесению в градостроительный план земельного участка. Указал на отсутствие в государственном кадастре недвижимости в отношении скважины N 117 сведений об установлении охранных зон. Ссылку суда на СНиП 34-02-99 "Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки", утвержденные постановлением Госстроя РФ от 17.05.1999 года N 36 считает неактуальной. Указывает на неподтвержденность материалами дела отнесения скважины N 117 к подземным хранилищам с резервуарами, сооружениями в каменной соли и других горных породах.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование возражений управление ссылалось на то, что правовым основанием для применения обременений или ограничений в оспариваемом градостроительном плане земельного участка, связанных с охранной зоной скважины N 117, послужило письмо филиала "Калужское управление подземного хранения газа" ООО "Газпром ПХГ" от 24.07.2013 N 03/01-281.
ООО "Газпром ПХГ" в отзыве на апелляционную жалобу указало на отсутствие возможности жилищного строительств на спорном земельном участке ввиду размещения вблизи него эксплуатационной скважины N 117, входящей в состав объекта системы газоснабжения, являющейся опасным производственным объектом, в связи с чем в целях обеспечения безопасности проживающего там населения в адрес управления было направлено письмо от 24.07.2013 N 03/01-281.
Ответчик - Городская Управа города Калуги в лице управления архитектуры и градостроительства города Калуги (г. Калуга) и третьи лица - Главное управление МЧС России по Калужской области, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9 площадью 59 144 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: жилые дома различного типа, расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, д. Мстихино, пер. Прудный, д. 9 (т. 1, л. д. 17).
Постановлением Городской Управы города Калуги от 13.11.2013 N 13077-пи утвержден градостроительный план земельного участка, предоставленного под жилые дома различного типа, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, д. Мстихино, пер. Прудный, д. 9.
Названным постановлением управлению архитектуры и градостроительства города Калуги было поручено обеспечить регистрацию градостроительного плана земельного участка (т. 1, л. д. 19).
31.10.2013 заявителю был выдан градостроительный план земельного участка N RU403010002920 (т. 1, л. д. 20-23), где в пункте 2.2 имеется отметка о том, что размещение объектов капитального строительства в пределах земельного участка невозможно ввиду наличия скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа, а также чертеж градостроительного плана и линий градостроительного регулирования (т. 1, л. д. 24).
В пункте 2.4 градостроительного плана имеется ссылка на письмо филиала "Калужское управление подземного хранения газа" ООО "Газпром ПХГ" ОАО "Газпром" от 24.07.2013 N 03/01-281.
Из вышеуказанного письма от 24.07.2013 года N 03/01-281, следует, что в 2007 году ООО "Мострансгаз" согласовало размещение складских помещений на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9, расположенного по адресу: г. Калуга, д. Мстихино, при условии размещения объектов на расстоянии не менее 45 м от скважины N 117 Калужского подземного хранилища газа. Строительство жилых домов на участке вместо складских помещений не представляется возможным по соображениям обеспечения безопасности населения, которое будет проживать в этих домах. В соответствии с пунктом 2.22 СН 433-79 расстояние от скважины N 117 до жилых зданий должно составлять не менее 300 метров, что перекрывает всю площадь земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9 (т. 1, л. д. 18).
В письме также указано о том, что при рассмотрении вопроса о возможности строительства жилых зданий на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9 следует получить согласование администрации ООО "Газпром ПХГ" - владельца скважины N 117 и горного отвода Калужского ПХГ.
10.09.2014 общество обратилось в управление с заявлением, в котором просило внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU403010002920, указав в пункте 2.2. требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Калуги, утверждёнными решением Городской Думы г. Калуги от 14.12.2011 N 247. (т. 1, л. д. 25).
Кроме того, 12.09.2014 заявитель также обратился в управление с заявлением, в котором просило внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU403010002920, также в части чертежа градостроительного плана земельного участка, указав в нем места допустимого размещения объектов капитального строительства - жилых домов, параметры разрешенного строительства жилых домов, а также в пункте 2.2. указав назначение объектов капитального строительства - жилые дома, с указанием соответствующих параметров и требований к размещению таких объектов (т. 1, л. д. 26).
В письме от 17.09.2014 управление сообщило обществу о том, что внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 40:25:000130:9 не представляется возможным, поскольку в управление поступило письмо от организации, осуществляющей эксплуатацию объекта КПХГ - ОАО "Газпром" ООО "Газпром ПХГ" филиала "Калужское управление подземного хранения газа" от 24.07.2013 года N 03/01-281, исходя из которого следует, что жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000130:9 невозможно ввиду наличия скважины N 117 (т. 1, л. д. 27).
Считая отказ управления внести изменения в градостроительный план и чертеж к нему, выраженный в письме от 17.09.2014 незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом области установлено и истцом не отрицалось, что внесение изменений в градостроительный план земельного участка необходимо последнему для строительства на принадлежащем ему земельном участке жилых домов. Невнесение в него указанных изменений, влечет для общества отказ в получении разрешения на строительство.
Таким образом, внесение изменений в градостроительный план и чертеж к нему повлечет получение заявителем разрешения на строительство и соответственно строительство жилых домов в непосредственной близости от скважины N 117.
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка (статья 41 ГрК РФ).
В части 3 статьи 44 ГрК РФ указан перечень необходимых сведений градостроительного плана земельного участка.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калуга" (далее именуемые Правила), утверждены решением Городской Думы города Калуги от 14.12.2011 года N 247.
В соответствии с указанными Правилами спорный земельный участок входит в зону П-5 "Зона производственно-коммунальных объектов V класса санитарной классификации", которая предполагает свои основные, вспомогательные и условно разрешенные виды разрешенного использования, параметры разрешенного строительства и ограничения использования земельного участка.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 ГрК РФ.
В генеральный план внесены изменения, согласно которым спорный земельный участок вошел в "жилую зону".
Однако на момент рассмотрения спора судом области изменения в отношении спорного земельного участка в Правила, относительно принадлежности земельного участка к зоне П-5 внесены не были.
В соответствии с частью 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно части 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
Таким образом, поскольку сведения о местах допустимого размещения объекта капитального строительства и минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, содержатся в Правилах, при отсутствии внесенных в него изменений у заинтересованного лица не было возможности внести в градостроительный план соответствующие изменения
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с закрепленным в пункте 2 статьи 2 ГрК РФ принципом при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Поскольку документация по планировке территории затрагивает права и интересы всех лиц, проживающих и владеющих недвижимым имуществом на территории, в отношении которой разрабатывается документация, в соответствии с положениями статей 45 и 46 ГрК РФ она подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Реализация собственником земельного участка права на его застройку не должна нарушать прав и законных интересов иных лиц.
Как следует из материалов дела ООО "Газпром ПХГ" является собственником наблюдательной скважины N 117 глубиной 598,0 м, по адресу: г. Калуга, 1015 м северо-восточнее промплощадки Калужского ПХГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 07.06.2007 года (т. 1, л. д. 97).
Подземное хранилище газа является опасным производственным объектом и для обеспечения безопасной его эксплуатации, оно оборудовано сетью наблюдательно-контрольных скважин.
Земельный участок, на котором расположена скважина N 117, с кадастровым номером 40:25:000000:0065 площадью 2 949 кв. м из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, находится в аренде ООО "Газпром ПХГ", что подтверждается договором аренды земельного участка от 01.03.2007 N 26/01/2007-010 (т. 1 л.д. 104-110).
Указанный земельный участок с кадастровым номером 40:25:000000:0065 поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (т. 1, л. д. 111-115).
Из положений статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Статья 28 названного закона предусматривает, что на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Строительными нормами и правилами СНиП 34-02-99 "Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки", утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.05.1999 года N 36, установлены минимальные расстояния от устьев эксплуатационных скважин до зданий и сооружений не входящих в состав хранилища: общественных зданий и жилых зданий - 300 м.
Кроме того, статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ предусматривает, что органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается
Филиалом "Калужской УПХГ" в адрес управления направлялись уведомления и письма об ограничениях в использовании земель, расположенных в охранных зонах скважин, и необходимости согласования документации по предоставлению земельных участков в районе расположения скважины N 117 (т. 1, л. д. 98-99, 116-125).
Как справедливо отметил суд области, внесение изменений в градостроительный план земельного участка относится к компетенции органов исполнительной власти, а не суда.
Градостроительный план земельного участка N RU403010002920 составлен заинтересованным лицом в рамках его полномочий в соответствии с установленной формой и имеющейся инструкцией по её заполнению, а также с учетом баланса частных и публичных интересов.
Указание в градостроительном плане дополнительной информации, имеющей значение для составления градостроительного плана для определенного земельного участка, действующим законодательством не запрещено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в градостроительный план земельного участка и правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
В отношении довода заявителя о том, что в письме третьего лица от 24.07.2013 N 03/01-281 последнее сослалось на недействующие строительные нормы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Требование о минимальных расстояниях от устьев эксплуатационных скважин до общественных зданий и жилых зданий - 300 м установленные утратившим силу СН 433-79 99, сохранены в введенном в действие с 01.07.2013 Своде правил подземных хранилищ газа, нефти и продуктов их переработки (СНиП 34-02-99), утвержденном Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России) от 10.12.2012 N 82/ГС.
Аналогичные требования предусмотрены в приложении N 5 к "Правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 N 101, зарегистрированы в Минюсте России 19.04.2013, N 28222.
Получение обществом разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка: "жилые дома различного типа", не отменяет его обязанности по соблюдению требований Земельного кодекса Российской Федерации, закона о газоснабжении, закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, "Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 N 101, устанавливающих охранные зоны, минимальные расстояния от объектов системы газоснабжения до различных зданий, сооружений, предприятий, а также запрет на проведение строительных и иных работ вблизи объектов газоснабжения без письменного на то разрешения владельца таких объектов.
Факт расположения в непосредственной близости спорного земельного участка от скважины N 117 заявителем опровергнут не был.
Порядок установления зон с особыми условиями использования земель, находящихся в собственности Российской Федерации, на которых расположены охранные зоны объектов ПХГ, законодательством не регламентирован.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (далее - зоны). К указанным сведениям, в том числе относится описание местоположения границ зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, а также источники официального опубликования этих решений.
Статьей 15 названного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяются установленные зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории" давались разъяснения по данному вопросу.
Согласно письму Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
Уведомления об ограничениях в использовании земель, расположенных в охранных зонах скважин, и необходимости согласования документации по предоставлению земельных участков в районе расположения скважины N 117 направлялись филиалом "Калужской УПХГ" в адрес управления Роснедвижимости и управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги (т. 1, л. д. 116-125, 156-160, т. 2, л. д. 2-3).
Отсутствие нормативного акта, регламентирующего порядок установления зон с особыми условиями использования земель, находящихся в собственности Российской Федерации, не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства в области охранных зон системы газоснабжения.
По смыслу вышеприведенных норм федерального законодательства и технических правил охранные зоны и минимальные расстояния, как обеспечительная мера безопасной эксплуатации объектов системы газоснабжения, устанавливаются не по факту постановки их на кадастровый учет, а в силу создания (наличия) таких объектов. Руководствуясь принципом, разумности при планировании строительства, особенно жилых домов, вблизи опасных производственных объектов необходимо заранее оценить возможные негативные последствия такого строительства, а именно создание угрозы жизни и здоровью населению, а также неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Таким образом выдача заявителю разрешения на строительство и, соответственно, последующая застройка территории в непосредственной близости от скважины N 117 может привести к указанным негативным последствиям.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы (т. 2, л. д. 11) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2015 по делу N А23-5772/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5772/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 декабря 2015 г. N Ф10-4584/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Заполярье", ООО заполярье
Ответчик: Управление архитектуры и градостроиельства города Калуги, Управление архитектуры и градостроительства города Калуги
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное управление МЧС России по Калужской области, Городская управа города Калуги, ООО "Газпром", ООО газпром пхг, Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.