г. Ессентуки |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А25-1237/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.2015 по делу N А25-1237/2014 (судья Салпагаров К.Х.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Столяровой Л.Д. (ОГРН 304091408300041)
к Мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0901020490)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на установку нестационарного торгового объекта,
при участии в судебном заседании:
от Мэрии муниципального образования города Черкесска: представитель Вальшакова Н.В. (по доверенности от 04.03.2015),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Столярова Л.Д. (далее по тексту - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее по тексту - Мэрия) о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на установку нестационарного торгового объекта по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А; об обязании выдать разрешение на установку нестационарного торгового объекта по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А.
Решением суда от 24.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Действия мэрии муниципального образования города Черкесска, выразившиеся в отказе индивидуальному предпринимателю Столяровой Л.Д. в выдаче разрешения на установку нестационарного торгового объекта, признаны незаконными как несоответствующие "Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска", утвержденному постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 24.07.2012 N 1292. Суд обязал мэрию муниципального образования города Черкесска выдать индивидуальному предпринимателю Столяровой Л.Д. разрешение на установку нестационарного торгового объекта по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А. Суд исходил из того, что оснований для отказа в выдаче предпринимателю разрешения на установку нестационарного торгового объекта, не имелось.
Мэрия не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В жалобе приведены доводы о том, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель стороны озвучили свои позиции по рассматриваемой жалобе, с учетом дополнений.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 09.02.2011 предприниматель зарегистрирован Администрацией г. Черкесска в качестве индивидуального предпринимателя и занимается в качестве основного вида предпринимательской деятельности розничной торговлей.
Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 25.05.2006 N 331 предпринимателю совместно с гражданкой Ильясовой И.В. разрешена временная установка торгового навеса размером 6,0 x 2,5 м на земельном участке площадью 15 м2, расположенном по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А, в районе детской поликлиники, на землях поселений, на праве аренды сроком до 10.05.2007. Указанным постановлением на Столярову Л.Д. возложена обязанность оформить договор аренды данного участка, по истечении срока действия которого, продлить его или убрать навес.
Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 04.12.2008 N 2317 срок разрешения на временную установку торгового навеса размером 6,0 x 2,5 м, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А, в районе детской поликлиники продлен до 11.03.2012.
Постановлением Мэрии от 24.02.2010 N 156 на основании заявления гражданки Ильясовой И.В. спорный торговый навес был полностью переоформлен на заявителя. Срок действия разрешения на установку торгового навеса продлен до 10.02.2011.
Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 24.02.2011 N 13 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Черкесска, в которой под номером 70 указан спорный торговый навес.
Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 04.03.2011 N 288 срок разрешения на временную установку торгового навеса размером 6,0 x 2,5 м, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А, в районе детской поликлиники продлен до 11.03.2012.
24.11.2011 между Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (арендодатель) и Столяровой Л.Д. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 542, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 15 м2 с кадастровым номером 09:04:0101179:41, расположенный по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А., в районе детской поликлиники, под установку торгового навеса. Указанный договор заключен на срок до 01.10.2016, составлен акт приема-передачи земельного участка, установлена ежеквартальная сумма арендной платы в размере 5 745 рублей.
Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 19.04.2012 N 665 срок разрешения на временную установку торгового навеса в легких конструкциях размером 6,0 x 2,5 м, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А, в районе детской поликлиники продлен до 05.04.2013.
12.07.2013 Мэрией издано распоряжение от 12.07.2013 N 429-р, предусматривающее снос (демонтаж) нестационарных торговых объектов, размещенных по ул. Доватора (от ул. Парковой до ул. Октябрьской), по ул. У.Алиева (от ул. Международной до ул. Калантаевского).
Указанным распоряжением, в том числе, был предусмотрен снос (демонтаж) торгового навеса заявителя, в районе дома 12-а по ул. У.Алиева в г. расположенный по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А.
24.04.2014 предприниматель обратилась в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на восстановление торговой точки по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А.
14.05.2014 письмом N 2512 мэрия отказала предпринимателю в выдаче разрешения на восстановление торговой точки по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратилась с заявленными требованиями в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления неправомерно в ответ на обращение предпринимателя указал на отсутствие оснований для выдачи разрешения на восстановление спорного нестационарного торгового объекта.
Суд апелляционной инстанции считает, данный вывод ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 в перечень вопросов местного значения в числе прочего входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381-ФЗ от 28.12.2009 правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ).
Статья 10 данного Закона предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 N 264 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики".
Порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов в городе Черкесске регулируются Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска, утвержденного постановлением Мэрии от 24.07.2012 N 1292.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного Положения N 1292 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска, утвержденной решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 24.02.2011 N 13 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Черкесска".
Спорный торговый навес располагался в г. Черкесске по ул. У.Алиева, 12-а, ранее он был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Черкесска, утвержденную решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 24.02.2011 N 13, под номером 70.
В ходе рассмотрения дела N А25-1675/2013 судом установлено, что постановлением N 649 от 29.03.2013 предусмотрено проведение в 2013 году реконструкции 6 улиц города Черкесска, в том числе, улицы У.Алиева (в промежутке от ул. Международной до ул. Калантаевского). В списке нестационарных торговых объектов, подлежащих сносу (демонтажу) в связи с проведением реконструкции (раздел II приложения к постановлению от 29.03.2013 N649) под номером 1 указан принадлежащий предпринимателю спорный торговый навес.
В 2013 срок действия схемы, ранее утвержденной решением Думы муниципального образования г. Черкесска от 24.02.2011 N 13, истек.
Во исполнение определения суда об истребовании доказательств от 27.11.2013 по делу N А25-1675/2013 Дума муниципального образования г. Черкесска указало на то, что решений об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Черкесска на 2013 и 2014 г.г не принималось.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по указанному делу, обращения предпринимателя с заявлением о продления срока разрешения на установку спорного торгового навеса не поступало.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" N 65 от 29.01.1992 предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, установлено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
По смыслу указанных нормативных актов органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования.
Для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности публично-правового образования, этот объект должен быть включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, как и внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Указанная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
При таком положении уполномоченный орган вправе вносить изменения в Схему размещения путем исключения торговых объектов, размещение которых противоречит закону.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлено, что в настоящее время порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска регламентируются постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска".
Указанное постановление размещено 17.02.2015 для всеобщего открытого доступа на официальном Интернет - сайте муниципального образования г. Черкесска.
Анализ данного нормативного правового акта показывает, что земельный участок для установки нестационарного торгового объекта по ул. Алиева, 12 "А" в г Черкеске не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно представленным, во исполнение определения суда от 29.07.2015, фотоматериалам, после проведенной реконструкции, на месте, где ранее располагался торговый объект предпринимателя, оборудован парковочный кармана и газон.
Право эксплуатировать объект нестационарной торговли возникает на основании разрешения либо подтверждения, однако, согласно материалам дела срок выданного предпринимателю разрешения на размещение нестационарного торгового объекта истек 05.04.2013. В выдаче нового разрешения на размещение по спорному адресу объекта нестационарной торговли заявителю отказано. Изменения в Схему размещения внесены уполномоченным органом после окончания срока действия соответствующего разрешения.
Оценив все представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Мэрии оснований для отказа в выдаче разрешения на установку нестационарного торгового объекта по адресу: г. Черкесск, ул. Умара Алиева, д. 12, корп. А., в связи с чем, правовых оснований для признания оспоренных действий незаконными не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспоренного отказа незаконным.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.2015 по делу N А25-1237/2014 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1237/2014
Истец: Ип Столярова Любовь Дмитриевна, Столярова Любовь Дмитриевна
Ответчик: Мэрия муниципального образования города Черкесска
Третье лицо: Управление имуществом и коммунальным комплексом города Мэрии муниципального образования города Черкесска, Борлаков Аслан Хамитович