г. Томск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А02-2702/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Н. Трофимовой без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованных лиц - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 30 июня 2015 г. по делу N А02-2702/2014 (судья А.Н. Соколова)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (ОГРН 1100411000381, ИНН 0411148638, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 649002, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 83/2);
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ОГРН 1040400770486, ИНН 0411119757, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8)
о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части изменения площади земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148, местоположение: Республика Алтай, Шебалинский район, с. Черга, АЭХ СО РАН, расположенного в границах участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - Росимущество, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - управление, Росреестр) о признании незаконными действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части изменения площади земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148, местоположение: Республика Алтай, Шебалинский район, с. Черга, АЭХ СО РАН, расположенного в границах участка и обязании восстановить сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 30 июня 2015 г. в удовлетворении заявления управления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, требования Росимущества удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что последняя площадь не соответствует первоначальной площади земельного участка, которую просил истец восстановить; не соответствует материалам дела вывод суда о том, что изменение площади земельного участка связано с исправлением органом кадастрового учета технической ошибки на основании заявления представителя управления по доверенности.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованные лица отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 11 ноября 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:04:000000:148, общей площадью 67355,24 га, имеющего адресные ориентиры: Республика Алтай, Шебалинский район, с. Черга, АЭХ СО РАН, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Алтай, район Шебалинский. Выдано свидетельство от 11.11.2009 серии 02-АВ N 040029.
06 октября 2014 года Росимуществом получено уведомление от кадастровой палаты об изменении площади земельного участка 04:04:000000:148 на 663808628 кв.м в уведомлении сообщено, что изменения внесены 30.09.2014 на основании заявления филиала от 13.09.2014, кадастрового паспорта N 0400/501/14 - 75135 от 05.09.2014.
Филиал кадастровой палаты письмом от 01.10.2014 N 4333 уведомил заявителя о внесении изменений в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о земельном участке 04:04:000000:148 в части изменения площади с 663808628 кв.м до 656314777 кв.м, внесенных на основании части 3.1. статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Полагая, что кадастровая палата и Росреестр незаконно внесли изменения в ЕГРП в отношении спорного земельного участка, Росимущество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при переходе от местной системы координат к системе координат МСК-04 площадь земельного участка изменилась в пределах допустимых погрешностей. Указанные изменения (переход на иную систему координат) произошли не в результате самовольных действий ответчиков, а в соответствии с действующим законодательством, следовательно, восстановление сведений в ЕГРП по состоянию на 11.11.2009 невозможно.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения регистрирующего органа незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения (действий, бездействия) действующему законодательству и нарушение принятым решением (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, Закон о кадастре).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 указанной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков; если в соответствии со статьей 39 названного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, технические ошибки подлежат устранению кадастровой палатой. При этом, проверка на наличие технических ошибок осуществляется также кадастровой палатой, в том числе при рассмотрении заявления об исправлении технической ошибки.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ указано, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства серии 02-АВ N 040029 11 ноября 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:04:000000:148, общей площадью 67355,24 га, имеющий адресные ориентиры: Республика Алтай, Шебалинский район, с. Черга, АЭХ СО РАН, расположенный в границах участка, адрес ориентира: Республика Алтай, район Шебалинский.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.07.2012 между Росимуществом и обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональный геодезический и кадастровый центр "Земля" заключен государственный контракт N 45 о выполнении кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, проведению кадастровых работ по образованию путем раздела самостоятельных земельных участков из земельного участка с кадастровой площадью 04:04:000000:148, площадью 67355,24 га.
Подрядчиком в соответствии с условиями контракта проведены кадастровые работы, в результате которых из земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148 площадью 673552400 кв.м образовано 528 земельных участков, в том числе земельный участок с таким же кадастровым номером 04:04:000000:148 с измененными границами, площадью 343606836 кв.м
Сумма площадей земельных участков вновь образованных и земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148 с измененными границами составила 673552400 кв.м.
Представитель Росимущества Лопарев Б.В. на основании доверенности от 06.11.2012 обратился в орган кадастрового учета с заявлениями об исправлении кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 04:04:000000:148 в части местоположения и площади:
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 21.11.2012 N 04-0-1 - 25/3 001 /2012-2703. Площадь обособленного земельного участка 04:04:090311:16 составляла 24241538 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила 24233466 кв.м (расхождение площади 8072 кв.м).
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 21.11.2012 N 04-0-1 - 25/3 001 /2012-2716. Площадь обособленного земельного участка 04:04:090303:2 была 14532850 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила - 14530352 кв.м (расхождение в площади 2498 кв.м).
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 05.11.2012 N 04-0-1 - 25/3001/2012-2901. Площадь обособленного земельного участка 04:04:100206:35 составляла 13762342 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила - 13760833 кв.м (расхождение в площади 1509 кв.м).
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 20.11.2012 N 04-0-1- 25/3001/2012-2664. Площадь обособленного участка 04:04:090312:18 - 9832076 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила - 9832076 кв.м (расхождение в площади 0 кв.м)
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 21.11.2012 N 04-0-1- 25/3001/2012-2704. Площадь обособленного земельного участка 04:04:090302:11 - 180363 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила - 178516 кв.м (расхождение в площади 1847 кв.м).
- об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН от 27.11.2012 N 04-0-1- 25/3001/2012-2770. Площадь обособленного земельного участка 04:04:080602:5 - 141225 кв.м, после исправления кадастровой ошибки площадь составила - 140777 кв.м (расхождение в площади 448 кв.м).
По результатам рассмотрения указанных заявлений об исправлении кадастровых ошибок внесены соответствующие изменения в сведения обособленных земельных участков, в части площади и в части местоположения границ. Изменения в сведения единого землепользования в части площади, не вносились. Площадь обособленных земельных участков уменьшилась на 14374 кв.м
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные изменения внесены не на основании заявлений представителя Росимущества Лопарева Б.В. по доверенности от 06.11.2012, апелляционным судом не принимается, поскольку в материалах дела имеется копия указанной доверенности на имя Лопарева Б.В. (л.д. 60 том 5) и копии заявлений об исправлении кадастровых ошибок от 12.11.2012, 20.11.2012, 23.11.2012, 04.12.2012, 20.12.2012 (л.д. 61-66 том 5), на основании которых и сделан указанный вывод суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного закона, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Пунктами 53, 54, 56 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлены порядок присвоения статусов объектам недвижимости, порядок их изменения, а также основание внесение изменений в преобразуемые земельные участки.
Согласно указанным пунктам Порядка внесение в Реестр сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные".
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений ГКН изменяется на "учтенный" с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В случае если право собственности на объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, кадастровые сведения о таких объектах недвижимости с момента их внесения в Реестр приобретают статус "учтенный", при этом в данном случае статус кадастровых сведений о преобразуемых объектах недвижимости изменяется на "архивный" с момента постановки на кадастровый учет образованных из них объектов недвижимости, В отношении преобразуемых объектов недвижимости "учтенный" либо "ранее учтенный" статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на "архивный" без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости либо, если такими объектами недвижимости являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до ее разграничения, государственной регистрации аренды хотя бы на один из образованных из таких земельных участков земельный участок.
В случаях, указанных в пункте 53 Порядка, датой изменения статуса кадастровых сведений является дата подписания внесенных сведений в соответствии с пунктом 18 Порядка (пункт 54 Порядка).
Согласно пункту 56 Порядка датой изменения кадастровых сведений о преобразуемом объекте недвижимости в случае образования из него нового объекта недвижимости или объектов недвижимости является дата изменения "временного" статуса сведений об образованном объекте недвижимости или объектах недвижимости на "учтенный".
На основании названных норм права, после поступления от Управления 29.08.2014 информации о зарегистрированных обременениях на образованные земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148 филиалом кадастровой палаты внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 04:04:000000:148 в части площади земельного участка, описания прохождения границы земельных участков, входящих в состав этого земельного участка, а также его составных частей.
Таким образом, органом кадастрового учета изменен статус образованных участков с "временный" на "учтенный" в отношении следующих земельных участков: 04:04:070303:23, 04:04:070303:24, 04:04:070303:25, 04:04:070303:27, 04:04:070303:29, 04:04:100301:28, 04:04:070306:116, 04:04:070402:238, 04:04:070402:243, 04:04:070405:146, 04:04:070405:148, 04:04:070406:148, 04:04:070406:152, 04:04:070403:102, 04:04:070403:105, 04:04:070403:110, 04:04:070403:115, 04:04:070403:116, 04:04:070406:147, 04:04:070406:153, что подтверждаются решением от 16.02.2015 N 00/15-2799.
Управлением зарегистрированы ограничения использования земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 04:04:000000:148 (04:04:070303:23, 04:04:070303:24, 04:04:070303:25, 04:04:070303:27, 04:04:070303:29, 04:04:100301:28, 04:04:070306:116, 04:04:070402:238, 04:04:070402:243, 04:04:070405:146, 04:04:070405:148, 04:04:070406:148, 04:04:070406:152, 04:04:070403:102, 04:04:070403:105, 04:04:070403:110, 04:04:070403:115, 04:04:070403:116, 04:04:070406:147, 04:04:070406:153), предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса РФ в связи с установлением придорожной полосы автомобильной дороги М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией.
На основании изложенного, кадастровой палатой были восстановлены сведения о земельном участке с кадастровым номером 04:04:000000:148 в государственном кадастре недвижимости в части площади, состава входящих в него земельных участков и их границах в объеме сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости до внесения изменений, связанных с поступлением информации о зарегистрированном ограничении от управления от 29.08.2014, а также восстановлен статус земельных участков "временный" в отношении образованных земельных участков.
24.07.2013 на основании постановления администрации муниципального образования "Шебалинский район" от 16.07.2013 N 425-П Управлением Росреестра было зарегистрировано право собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 04:04:080504:62 за администрацией МО "Шебалинский район".
На основании совместного Приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Алтай N 118/144-02 от 18.07.2011 решено ввести с 25.07.2011 на территории Шебалинского кадастрового района Республики Алтай местную систему координат МСК-04.
В Методических рекомендаций Федеральной службы земельного кадастра России по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства от 17.02.2003 указано, что плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты опорной межевой сети двух классов ОМС 1 и ОМС 2, создаваемой в соответствии с требованиями Росземкадастра.
Межевание земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью не ниже точности, приведенной в таблице, согласно которой допускаются расхождения между вычисленной площадью земельного участка и площадью, указанной в документе, удостоверяющем права на землю, или правоустанавливающем документе Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 июня 2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" установлено, что местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат). Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, согласно которому в Реестр вносятся, в том числе следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат.
Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 утверждена Инструкция по межеванию земель, в соответствии с которой межевание земель выполняют как в общегосударственной, так и в местных и условных системах координат при обеспечении связь местных и условных систем координат с общегосударственной системой. При этом предельная погрешность положения точки не должна превышать удвоенной средней квадратической погрешности, количество погрешностей, превышающих предельные, должно быть не более 5% от общего числа контрольных измерений.
Проанализировав приведенные нормы права в совокупности с материлами дела, апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции, что восстановление сведений в ЕГРП по состоянию на 11.11.2009 невозможно.
Так, судом первой инстанции верно установлено, что уточнение сведений о земельном участке с кадастровым номером 04:04:000000:148 было осуществлено в местной системе координат, спорный земельный участок с кадастровым номером 31:15:0904003:40 относится к категории учтенных, границы и площадь земельного участка не изменились, координаты переведены из местной системы координат в систему координат МСК-04 на основании приказа N 118/144-02 от 18.07.2011. Допустимые погрешности в площади земельных участков имели место и в кадастровых паспортах 2012 года.
В процессе осуществления по заданию заявителя кадастровых работ в 2012 году было установлено наличие технических ошибок в ГКН. Данные ошибки исправлены, то есть земельный участок был восстановлен в первоначальной площади в ГКН.
Таким образом, при переходе от местной системы координат к системе координат МСК-04 площадь земельного участка изменилась в пределах допустимых погрешностей, а указанные изменения (переход на иную систему координат) произошли не в результате самовольных действий ответчиков, а в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того судом первой инстанции обоснованно отмечено, что за МО "Шебалинский район" было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:04:080504:62, а согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, так как в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 30 июня 2015 г. по делу N А02-2702/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2702/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"