г. Москва |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А41-31236/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Аконит-М": Абдурашитов Т.Б. по доверенности от 28.11.2014,
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2015 года по делу N А41-31236/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Аконит-М" к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области, о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (далее - истец, общество, ООО "Аконит-М") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - ответчик, администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ):
- о внесении изменений в приложение N 4 (Порядок расчета арендной платы) к договору аренды земельного участка N ДЗ-922 от 29.11.2013, а именно изложить приложение N 4 к договору аренды N ДЗ-922 от 29.11.2013 в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет двукратный размер земельного налога в отношении земельного участка, а именно: 0,6 процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка";
- о внесении изменения в приложение N 4 (Порядок расчета арендной платы) к договору аренды земельного участка N ДЗ-963 от 03.12.2013, а именно изложить приложение N 4 к договору аренды N ДЗ-963 от 03.12.2013 в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет двукратный размер земельного налога в отношении земельного участка, а именно: 0,6 процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация Сергиево-Посадского муниципального района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Краснозаводска Московской области от 19.05.1997 N 139/1 ООО "Аконит-М" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок для среднеэтажной жилой застройки общей площадью 14 га, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть (л.д. 10).
На основании указанного постановления заявителем подготовлен план застройки, подготовлена исходно-разрешительная документация, проведены геологические изыскания, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:05:0120102:20, зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50-НД N 353979 (л.д. 11) и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2011 N 05/093/2011-006 (л.д. 15).
На названном земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности обществу объект незавершенного строительства: здание проходной, назначение: нежилое, площадь застройки 11,7 кв.м, степень готовности 4%, инв.
N 261:075-15050, лит. Б, адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе ул. Театральная, северная часть, кадастровый номер: 50-50-05/093/2010-078, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2011 (л.д. 12) и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.11.2011 N 05/092/2011-095 (л.д. 16).
ООО "Аконит-М" обратилось в администрацию с заявлением от 15.03.2012 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, а также подготовке проекта договора долгосрочной аренды спорного земельного участка.
К заявлению приложены документы, указанные в приложении к Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, действовавшего на момент обращения.
Письмом от 29.03.2012 N 3-1158 администрация сообщила заявителю, что данный вопрос рассматривался на комиссии по градостроительству и земельным отношениям. Комиссия установила, что весь участок не используется по целевому назначению, поскольку на участке площадью 140 000 кв.м расположен только объект незавершенного строительства площадью 11,7 кв.м. Администрация указала заявителю, что он вправе получить в аренду участок, находящийся под принадлежащим ему объектом незавершенного строительства, и необходимый для его использования.
Ссылаясь на незаконность указанного решения, ООО "Аконит-М" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.09.2012 по делу N А41-22895/12, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012, отказ администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области заключить с ООО "Аконит-М" договор долгосрочной аренды признан незаконным. Суд обязал администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в месячный срок принять решение о предоставлении ООО "Аконит-М" на праве долгосрочной аренды сроком на 15 (пятнадцать) лет земельный участок для жилой застройки средней этажности, общей площадью 140000 кв.м с кадастровым номером 50:05:0120102:20.
Во исполнение указанного решения администрацией вынесено постановление от 01.02.2013 N 152-ПГ о предоставлении ООО "Аконит-М" на праве долгосрочной аренды сроком на 15 (пятнадцать) лет земельного участка для жилой застройки средней этажности, общей площадью 140000 кв.м с кадастровым номером 50:05:0120102:20 (л.д.46).
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 24.01.2013 по аналогичному делу N А41-41719/12 администрацией вынесено постановление от 15.10.2013 N 2242-ПГ о предоставлении ООО "Аконит-М" на праве долгосрочной аренды сроком на 15 (пятнадцать) лет земельного участка из земель населенных пунктов для жилой застройки средней этажности, общей площадью 80000 кв.м с кадастровым номером 50:05:0110210:36 (л.д.60).
На основании данных постановлений, между администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ООО "Аконит-М" заключены:
- договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 N ДЗ-922 от 29.11.2013,
- договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 N ДЗ-963 от 03.12.2013 (л.д. 55-59).
Как следует из приложений N 4 (Порядок расчета арендной платы) к указанным договорам, арендная плата определяется в соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в размер двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2014 по делу N А41-24635/15 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков с применением показателей с 01.01.2014, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 кадастровая стоимость установлена в размере 44 585 800 руб. 00 коп., в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 - 25 477 600 руб. 00 коп.
12 января 2015 года ООО "Аконит-М" направлены ответчику письма N 2-01/15/п и N 3-01/15п, содержащие два проекта по внесению изменений в договор в части определения размера арендной платы, которая не должна превышать 0,6% от кадастровой стоимости спорных земельных участков (л.д.10-17).
Письмами от 19.02.2014 N 213/01-01-22-к и N 214/01-01-22-к ответчик ответил отказом в принятии решения о подписании дополнительных соглашений (л.д.18-25).
24 февраля 2014 года ООО "Аконит-М" повторно обратилось в администрацию с предложением по изменению расчета арендной платы с приложением проектов соответствующих дополнительных соглашений.
Поскольку ответчик повторно уклонился в принятии решения о подписании дополнительных соглашений, ООО "Аконит-М" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку спорные земельные участки до оформления права аренды принадлежали истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены для жилищного строительства, земельный налог для них составляет 0,3 процента от их кадастровой стоимости и, соответственно, размер арендной платы не должен превышать 0,3*2=0,6% от кадастровой стоимости.
Обжалуя решение суда перовой инстанции, администрация ссылается на данные кадастровых паспортов спорных земельных участков, содержащих иную кадастровую стоимость.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Нормами статьей 36, 65 ЗК РФ, предусмотрено, что арендная плата по договору аренды земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, является регулируемой применительно к пункту 1 статьи 424 ГК РФ, ставки по ней предписаны действующим законодательством.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Пунктом 19 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации закреплено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Субъектом Российской Федерации - Московской областью 07.06.1996 был принят Закон N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", которым определен порядок исчисления арендной платы.
Пункт 2.1 части первой статьи 14 указанного Закона Московской области, вступивший в законную силу с 31.12.2009, дополнен следующим абзацем: "в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков".
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как усматривается из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0120102:20 и 50:05:0110210:36 до оформления права аренды принадлежали ООО "Аконит-М" на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования "для жилой застройки средней этажности", что администрацией не опровергается.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку размер арендной платы государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку спорные земельные участки до оформления права аренды принадлежали истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены для жилищного строительства, а земельный налог согласно налоговому законодательству составляет 0,3 процента от их кадастровой стоимости, размер арендной платы не должен превышать 0,3*2=0,6% от кадастровой стоимости.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на сведения кадастровых паспортов спорных земельных участков от 16.02.2015, запрошенных у ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, содержащих иную кадастровую стоимость.
Между тем как указывалось ранее, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2014 по делу N А41-24635/15 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков с применением показателей с 01.01.2014, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120102:20 кадастровая стоимость установлена в размере 44 585 800 руб. 00 коп., в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110210:36 - 25 477 600 руб. 00 коп.
К участию в деле N А41-24635/15 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрации Сергиево-Посадского муниципального района, следовательно, об установлении новой кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости была уведомлена.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, указание заявителя апелляционной жалобы на иную кадастровую стоимость, указанную в кадастровых паспортах не может быть признано апелляционным судом обоснованным, поскольку, в том числе, общество не должно нести риски неблагоприятных последствий ввиду несвоевременного исполнения кадастровым органом судебного акта по названному делу.
Не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не указано в отношении какого конкретно периода направлены требования истца, в связи с чем невозможно установить в чем нарушены его права.
Законом Московской области от 28.12.2009 N 181/2009-ОЗ пункт 2.1 части первой статьи 14 дополнен следующим абзацем: "в случаях, указанных в настоящем пункте, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков".
Учитывая, что соответствующая редакция пункта 2.1 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ вступила в законную силу с 31.12.2009, установление арендной платы по договорам от 29.11.2013 NДЗ-922 и от 03.12.2013 NДЗ-963 в размере 2% от кадастровой стоимости изначально привело к нарушению прав и законных интересов ООО "Аконит-М".
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2015 года по делу N А41-31236/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31236/2015
Истец: ООО "Аконит-М"
Ответчик: Администрация города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА